У “Пятерочки” и “Копейки” будет своя водка – так называется статья, опубликованная в газете “Бизнес”, которая посвящена решению торговых сетей начать производство собственных марок водки. Выпуск водки под private label создает прецедент: до этого самым крепким напитком, который выпускали ритейлеры под своей маркой, было пиво – его делали та же “Пятерочка” и “Перекресток”. “Мы обсуждали возможность запуска своего водочного брэнда, однако в итоге решили остановиться на пиве”,- рассказывает один из топ-менеджеров “Перекрестка”. Он поясняет, что выгодной в качестве private label может быть только дешевая водка – неудивительно, что за это взялись именно дискаунтеры, которые надеются выиграть за счет низкой цены.
Производители водки считают выпуск крепкого алкоголя под private label выгодным проектом. “Очень хорошо, что торговые сети наконец решили делать свою водку,- заявил начальник отдела по работе с сетевыми клиентами “Традиций качества” Александр Дивин. – Благодаря тому, что мы делаем для сети private label, мы получаем целый ряд преимуществ. Прежде всего, нам становится гораздо проще и дешевле выставить наши собственные брэнды в розничной сети, в которую при других раскладах мы могли бы вообще не попасть”.
“Бизнес” обращает внимание, что западные ритейлеры под собственными брэндами крепкий алкоголь не выпускают. Однако гендиректор маркетингового агентства Advinter Ян Шайер уверен, что в России водка под частными марками может неплохо продаваться. При этом эксперт уточняет, что сетям следует сосредоточиться на сегменте масс-маркет, так как в подарок водку private label никто покупать не будет.
С этим не согласен аналитик ИК “Финам” Владислав Кочетков, который, наоборот, считает, что сетям будет выгодно производить именно премиальную или upper-middle водку. “Во-первых, private label должен быть высокомаржевым, а дешевая водка – совсем не такой продукт,- говорит он.- А во-вторых, именно премиальный сегмент сейчас растет быстрее всех остальных”.
О новом проекте “Бизнесу” рассказал президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко – его компания рассчитывает стать производителем водки для обеих сетей. По словам Зивенко, оборудование уже установлено, и производство может быть запущено в начале осени. К концу года “Кристалл” также планирует начать в США продажи водки “Белое золото”. Новый грандиозный проект стал возможен после покупки холдингом Зивенко детройтской компании Doyna Michigan, созданной выходцами из бывшего СССР.
“У нас серьезные амбиции на этом рынке, мы хотим изучить его изнутри и закрепиться там”, – так объясняет свои мотивы гендиректор “Кристалла” в комментариях для газеты “Ведомости”, которая откликнулась на сделку статьей Антона Сарайкина “Зивенко открыл Америку”. “Кристалл” поставляет “Гжелку” в США через Doyna Michigan уже несколько лет. Теперь с покупкой дистрибутора ТПГ сделает упор на продвижение в США водки “Белое золото”. К концу этого года Зивенко рассчитывает продать на американском рынке до 25 000 дал водки “Белое золото”, которая будет позиционироваться в премиальном сегменте – чуть дороже Absolut. Всего в продвижение собственных брэндов ТПГ планирует вложить в течение трех лет до $15 млн. Зивенко говорит, что будет ориентироваться не столько на эмигрантов из СССР, сколько на коренных жителей США. “Это довольно крупные инвестиции, но они несопоставимы с вложениями в продвижение марок крупнейшими производителями водки на Западе”, – говорит зампред совета директоров группы SPI Андрей Скурихин, поставляющий в США водки Stolichnaya и Moskovskaya.
Однако в поле внимания ТПГ “Кристалл” попали не только состоятельные американцы, но и прекрасная половина потребителей алкоголя в родном Отечестве. Как сообщает “Бизнес”, “Кристалл” приступает к разливу собственных коктейлей под маркой Ice House, которые будут значительно крепче своих аналогов – 20-24 градуса. “ТПГ “Кристалл” решил поухаживать за дамами”, – так называется статья, подписанная экономическим обозревателем газеты Василием Дмитриевым. Зивенко о своем новом продукте сказал следующее: “Немногие женщины любят водку в чистом виде, часто ее мешают с соками. Мы же предложим уже готовые коктейли”. Линейка Ice House будет состоять из четырех вкусов: яблочный, сливочный, персиковый, амаретто-ром.
Участники рынка называют проект интересным. “Ароматизированные водочные коктейли – активно растущий сегмент на западных рынках, при этом в России он практически отсутствует”,- говорит директор по связям с общественностью “Торгового дома Смирновъ” Вера Брагина. Гендиректора ТД “Черноголовский” Андрей Сергеенков считает, что крепкие коктейли могут стать конкурентами наливки и настойки. Впрочем, директор по связям с общественностью “Хэппилэнд” Юлия Фалькевич сомневается, что водка специально для женщин будет пользоваться спросом. “Вряд ли она будет успешна и в HoReCa – барам и ресторанам выгоднее самим делать алкогольные коктейли, нежели предлагать своим клиентам уже готовые”,- отмечает Фалькевич.
В то время как “Кристалл” смело реализует экспансивные проекты, завоевывая новые сегменты рынка, британская компания Cadbury Schweppes приняла решение избавиться бизнеса по производству безалкогольных напитков. В статье корреспондента “Газеты” Марии Соловиченко “Schweppes пойдет с молотка”, сообщается, что третий в мире игрок на рынке производства безалкогольных напитков потерпел крах в своем “водном” бизнесе. “Решив избавиться от European Beverages, Cadbury Schweppes тем самым призналась, что не сумела справиться с управлением своими “водными” активами в условиях падения спроса на безалкогольные газированные напитки, – отмечает Соловиченко. – Бизнес Schweppes и без того не был никогда приоритетным для шоколадного гиганта Cadbury, а в последние несколько лет он демонстрировал стремительное пике. Критичным для компании стал 2003 год, когда прибыль компании упала на 32%. Тогда удар в спину Cadbury нанесла компания Pepsi, отказавшаяся продлевать контракт на распространение в США производимого Schweppes напитка 7up. В результате Cadbury практически потеряла стратегический для нее американский рынок. В прошлом году прибыль продолжила свое падение еще на 4%”.
По мнению аналитиков брокерской фирмы Numis Securities, самыми вероятными претендентами на “водные” активы Cadbury Schweppes являются два транснациональных гиганта по производству безалкогольных напитков – Coca-Cola и ее основной конкурент PepsiCo. Сумма сделки, по расчетам отраслевых аналитиков, может составить около 1,8 млрд. долларов.
Теряет свою привлекательность и рынок пива. В статье “Пиво тормозит”, опубликованной в журнале “Русский Newsweek”, приводится оценка ситуации председателя исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова. “Стагнационный тренд пивоваренного производства становится все более очевидным, – считает эксперт. – Даже традиционный рост рынка в летний период не смог кардинально повлиять на ситуацию в целом”. Мамонтов считает низкие темпы роста опасной тенденцией: люди перестают пить слабоалкогольные напитки и переходят на крепкие.
Однако эксперты “САН Интербрю лимитед” (“ИнБев”) считают, что российский рынок пива является “сверхприбыльным и продолжает активно и динамично развиваться”. Этим обусловлено решение компании купить пивоваренный бизнес Олега Тинькова. Условия по передаче 100% акций российской компании “Тинькофф” концерну “ИнБев” уже согласованы. “Тинькофф” уходит в “ИнБев” – так озаглавлена статья, опубликованная в “Торговой газете”. Как сообщили в штаб-квартире концерна в Бельгии, стоимость сделки составляет 167 млн. евро. Брэнд “Тинькофф” меняться не будет, поскольку, по оценкам “ИнБев”, эта компания является лидером продаж среди российских частных производителей пива. Юридические формальности сделки должны быть завершены до зимы этого года.
По условиям соглашения, Олег Тиньков присоединится к совету директоров корпорации “САН Интербрю лимитед” после передачи своей компании в юрисдикцию концерна. Принадлежащая Олегу Тинькову сеть ресторанов не входит в сделку и останется в собственности российского бизнесмена. Покупка “Тинькофф” позволит “ИнБев” увеличить с 15,7% до 19,3% свой объем продаж на российском рынке пива. Кроме того, благодаря этой сделке “ИнБев” рассчитывает закрепиться в Санкт-Петербурге, где ее позиции пока недостаточно сильны.
Несмотря на стагнацию в пивоваренном бизнесе, о которой говорит Мамонтов, холдинг Европы BBH увеличил в первом полугодии продажи в натуральном выражении на 14%. “BBH растет за счет России” – так называется публикация в газете “Ведомости”.
Заголовок статьи обусловлен позицией аналитика ФК “УралСиб” Марата Ибрагимова, который отмечает, что около 80% прироста BBH обеспечила “Балтика”. По расчетам эксперта, если бы пивоварня сохранила продажи на прежнем уровне, то совокупный рост BBH едва бы превысил 3%.
При этом акционеры BBH убеждены в том, что финансовая деятельность концерна станет еще успешнее благодаря консолидации российских активов в единую компанию. В мае “Балтика” объявила о планах слияния с другими российскими “дочками” BBH – петербургской “Веной”, красноярской “Пикрой” и ярославским “ЯрПивом”, однако затем столкнулась с сопротивлением собственных миноритариев, которые считают, что при слиянии будут ущемлены их интересы.
Что касается российского рынка вина, то он имеет очень высокий потенциал роста. Во всяком случае, так считает Министерство сельского хозяйства США. “Россия меняет водку на вино” – под таким оптимистичным заголовком вышла в свет статья в газете “Бизнес”. Как следует из доклада Минсельхоза США, российский рынок вина является одним из самых привлекательных в мире. По прогнозам американских чиновников, к 2009 году объем продаж вина в России может вырасти на 50% и достигнуть 1,5 млрд. л. “В период с 2000-го по 2004 год число постоянных потребителей вин в среднем увеличивалось на 10% в год, а к 2009 году ожидается увеличение объема потребления на 20%”,- говорится в докладе.
С подобными прогнозами соглашаются участники рынка. “Мы действительно сможем нарастить потребление подобных объемов. Только в первом полугодии, по самым скромным предположениям, рост составил 15%, а сезон еще не начался. По нашим прогнозам, рост может составить 30%”,- говорит советник гендиректора “ГБ Холдинг вин” Олег Максименко. “Достичь этих цифр реально: в 1990 году потребление в России было на уровне 19 л на человека, сейчас эта цифра составляет лишь 9 л”,- отмечает гендиректор “Крикова-акорекс” Сергей Борец.
Впрочем, президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульков считает, что достижению таких показателей может помешать растущее потребление пива. По его словам, сейчас рост происходит за счет увеличения продаж дорогого вина. Вместе с тем, росту потребления вина может способствовать и отказ от более крепких напитков. “Мировой опыт показывает, что сокращается потребление водки и крепких спиртных напитков и увеличивается потребление вина”,- говорит Парагульков. С ним соглашается Сергей Борец из “Крикова-акорекс”: “Сейчас основными покупателями вина являются женщины (60%), которые из-за повышения уровня жизни отказываются от употребления крепких напитков в пользу вина”.
В общем, непонятно, кому верить: пивовары сетуют на спад интереса к пенному напитку, виноделы жалуются на высокую конкуренцию с производителями пива. Однако их объединяет одна большая мечта о переориентации поклонников водки на слабоалкогольные напитки. Если принять логику объективных американцев, Россия, богатеющая на нефтедолларах, все меньше нуждается в горькой. И это радует.