К 5 сентября экспертный совет комитета Госдумы по экономической политике представит первые предложения в области введения алкогольной госмонополии. По информации “Газеты”, разработчики законопроекта по приватизации водки могут отказаться от введения монополии на оборот спирта несмотря на то, что спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов заявил о поддержке этого предложения. “Эта идея – утопия, у нее много недостатков, – заявил “Газете” источник в Госдуме. – Во-первых, у нас юридически нет такого вида деятельности, как оптовый оборот спирта. Не существует оптовиков, нет даже такого вида лицензий. Поэтому создание некой госкомпании, которая закупала бы весь спирт в стране, потребует огромных и неоправданных затрат. Это и обеспечение перевозки, и создание логистической системы, и строительство по всей России сети спиртохранилищ”. К тому же, по мнению источника, монополия на спирт не усилит позиции государства в контроле за оборотом алкоголя.
Опрошенные “Газетой” производители алкогольной продукции разошлись во мнениях относительно нововведений. Так, в компании “Ладога” считают, что контроль за розницей поможет решить еще одну проблему – нещадные поборы со стороны ритейлеров. “Сегодня стоимость входного билета на полку в торговую сеть исчисляется несколькими десятками тысяч долларов, и это только за одно наименование”, – говорят в компании. “Постоянное бесконтрольное снижение ритейлерами закупочных цен на алкогольную продукцию при постоянно повышающихся акцизных ставках делает невозможной поставку во многие торговые сети легального алкоголя”, – дополняет Павел Шапкин.
Однако, по мнению зампреда совета директоров группы компаний SPI Андрея Скурихина, навести порядок в стране можно при помощи существующего законодательства. “Это дешевле, чем создавать новые структуры, – считает он. – К тому же система госпредпринимательства ведет к коррупции, поэтому на Западе она изживает себя”.
“Новые известия”, в свою очередь, отмечают, что сегодня уже существует государственная структура федерального уровня, которая может контролировать водочную продукцию – это госпредприятие “Росспиртпром”, куда входит более 100 заводов ликероводочной промышленности. На долю “Росспиртпрома” приходится производство порядка 60 процентов всего пищевого спирта и 40 процентов российской водки. Тем не менее управление госпредприятием ведется таким образом, что задолженность по налоговым платежам здесь превратилась в хроническую. “Словом, если подсчитать все затраты на создание системы оптовой госторговли спиртом, то получится такая сумма, что предлагаемая государственная монополия принесет нулевой эффект”, – резюмирует обозреватель газеты Валерий Виркунен.
Вместе с тем, автор обращает внимание на неоднозначность нововведений: “С одной стороны, немалые траты, которые поначалу понесет государство, оно непременно переложит на потребителя. С другой – производители спиртного сейчас несут немало побочных расходов (за сертификацию качества, хранение на акцизных складах, штрихкоды), которых государство сможет избежать. По этой логике водка дорожать не должна”.
“Труд”, сообщая об итогах инспекции Счетной палаты, пишет о росте задолженности “Росспиртпрома”, который сегодня является кандидатом в банкроты. Обозреватель “Труда” делает те же выводы, что и его коллега из “Новых известий”: “Росспиртпром” просто девальвирует идею введения госмонополии на алкогольном рынке”. Подчеркивается, что эксперты расходятся в оценке ситуации. Одни считают, что рост задолженности предприятия обусловлен неграмотным управлением, другие уверены в том, что банкротство “Росспиртпрома” преднамеренное, чтобы потом за гроши продать активы “кому следует”.
Одной из главных новостей алкогольного рынка стало завершение слияния двух крупнейших алкогольных дистрибьюторов – британской Allied Domecq и французской Pernod Ricard. В результате этой сделки французская компания получила право продавать за пределами России водку “Столичная”. “Известия” подчеркивают, что Stolichnaya в последние годы русской была только по названию, поскольку все права на производство и продажу этой знаменитой водки за рубежом принадлежали группе S.P.I. Обозреватель газеты Галина Паперная отмечает, что теперь России будет гораздо труднее победить в споре за знаменитый брэнд: “Компания Pernod Ricard известна своей крепкой хваткой. В свое время им удалось забрать под свой контроль практически все производство и реализацию армянских коньяков. Теперь вернуть знаменитый российский бренд на историческую родину будет намного сложнее, чем раньше. Если государство по-прежнему считает “Столичную” национальным достоянием, ФКП предстоит судиться с гораздо более серьезной компанией, чем раньше. Вряд ли вторая по величине в мире компания захочет уступить водку, способную принести, по оценкам аналитиков, до $3 млрд. в течение пяти лет”.
“Бизнес”, комментируя сделку, пишет о том, что покупка Allied Domecq сделала Pernod Ricard вторым производителем алкоголя в мире после Diageo. При этом эксперты, опрошенные газетой, предположили, что сделка никак не отразится на деятельности иностранных компаний на российском алкогольном рынке. “Участие иностранного капитала на российском рынке алкоголя не ощущается, что связано в первую очередь с запретом рекламы крепкого алкоголя. Кроме того, иностранные компании предпочитают работать в рамках закона, в России же со сложной системой нормативных актов и законов им это просто”, – говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Он отмечает, что импорт алкоголя в прошлом году составил $2 млрд., при этом на долю стран ближнего зарубежья пришлось 80 процентов.
Экспансивные проект реализует и ТПГ”Кристалл”. Как сообщает “Бизнес”, компания Сергея Зивенко стала владельцем 70 процентов акций американской дистрибуторской компании Doyna Michigan, которая занимается дистрибуцией алкоголя и пива из стран бывшего СССР. Портфель брэндов Doyna Michigan насчитывает около 60 наименований. В их числе, в частности, водка “Гжелка”, “Путинка” и пиво “Балтика”.
Теперь основным брэндом для Doyna Michigan станет премиальное “Белое золото”, которое производит ТПГ “Кристалл”. Стоимость водки за бутылку 0,75 л составит $21. “Мы не будем работать только для эмигрантов, хотим доказать, что у России много хороших марок кроме Stolichnaya”,- отмечает Сергей Зивенко. На продвижение “Белого золота” в Америке президент ТПГ планирует потратить $15 млн. Doyna Michigan будет продавать и другие брэнды “Кристалла” – “Ржаную” и “Беспохмельную Русь”. По прогнозам Зивенко, за год компания продаст 30 тыс. дал, еще через год – 50 тыс. дал.
Участники рынка с интересом отнеслись к сделке. Заместитель гендиректора ТД “Черноголовский” Андрей Сергиенков предположил, что ТПГ сможет использовать небольшую американскую компанию для выхода на более крупных дистрибуторов. С ним соглашается генеральный брэнд-менеджер компании “Винэксим” (брэнд “Путинка”) Станислав Кауфман, который называет решение ТПГ “Кристалл” правильным. Вместе с тем, участники рынка отмечают, что ТПГ “Кристалл” придется непросто в борьбе за высококонкурентный алкогольный рынок.
Что касается общей ситуации на российском рынке, то в первое полугодие розничные продажи водки и ликероводочных изделий выросли на 1,3 процента по сравнению аналогичным периодом прошлого года. “Ведомости”, публикуя данные отчета Национальной алкогольной ассоциации, сообщают, что за шесть месяцев этого года продажи виноградных вин выросли на 14,3 процента, шампанских вин – на 6,7 процента, винных напитков крепостью выше 28 градусов – на 3,5 процента. Однако пивоваренная отрасль, напротив, демонстрирует спад. Как отмечает “Бизнес”, это стало следствием поправок к закону “О рекламе”. По данным Союза российских пивоваров, темпы роста пивоваренного рынка в натуральном выражении в первом полугодии 2005 года оказались самыми низкими за посткризисный период – всего 3,7 процента.
Агентство “Бизнес Аналитика” оценивает ситуацию более пессимистично. Согласно его материалам, в первом полугодии объем продаж пива года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился примерно на 1 процент. Тогда как в прошлом году за первое полугодие рост рынка составил 14,4 процента.
“Спад пивоваренного производства становится все более очевидным, даже традиционный сезонный рост рынка в летний период не смог кардинально повлиять на ситуацию в целом”,- говорит председатель исполнительного комитета СРП Вячеслав Мамонтов. По его мнению, из-за непродуманной политики государства к концу года отрасль, возможно, будет демонстрировать даже отрицательные темпы роста.
Впрочем, многие эксперты считают, что снижение темпов роста рынка имеет естественные, а не искусственные причины. Так, аналитик “Атона” Алексей Языков полагает, что просто произошло насыщение рынка и пить больше россияне уже не будут. “Рынок не может расти постоянно высокими темпами, у него есть предел роста. Теперь пивовары будут делить рынок между собой, а не расти вместе с ним”,- говорит Языков. По его мнению, снижение темпов роста продолжится и в дальнейшем: “В 2007 году мы прогнозируем рост рынка на уровне двух процентов”.
С Языковым соглашается и и.о. директора по маркетингу компании “Вена” Денис Шерстенников: согласно его прогнозам, в 2006-2007 годах рост рынка пива не превысит двух процентов в год. Так же оценивают ситуацию “Ведомости”. В статье Антона Сарайкина “Больше не выпьем” подчеркивается, что пивоваренная промышленность устала расти. Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко подчеркикивает, что отрасль не может бесконечно сохранять высокие темпы роста. При этом опрошенные “Ведомостями” пивовары утверждают, что крупные компании сохранили прежние темпы, чего нельзя сказать про “малышей”. По данным Союза пивоваров, в прошлом году в России закрылось около 15 пивзаводов и в этом году тенденция сохраняется.
При этом рынок ПЭТ-упаковки демонстрирует рекордные темпы роста. Как отмечает “Бизнес”, сильная конкуренция на пивном рынке заставляет производителей бороться за снижение стоимости пива, и соответственно переходить на более дешевую упаковку. В России уже наблюдается кризис перепроизводства ПЭТ-преформ. Участники рынка называют сразу несколько причин падения спроса на ПЭТ-тару. Ведущий консультант компании “Развитие бизнес-систем” Николай Кучугин считает, что изменилась культура потребления пива и безалкогольных напитков. Так по данным агентства Abercade, сегодня наиболее популярные виды упаковки напитков – стеклянные бутылки (55 процентов) и алюминиевые банки (21 процентов).
Однако главная причина падения спроса такова: крупные потребители начали производить ПЭТ-преформы сами. По данным “Бизнеса”, сегодня собственными ПЭТ-производствами владеют большинство крупных производителей пива и напитков: Coca-Cola, Pepsi, “Очаково”, “Балтика”, “Красный Восток”, Heineken. Генеральный директор “Очаково” Владимир Антонов жалуется на качество преформ: “В 1997 году мы открыли собственное полимерное производство, чтобы быть полностью уверенными в высоком качестве преформ”.
При этом на российском рынке все заметнее присутствие иностранных компаний. В частности, укрпляет позиции InBev. Как пишет “Русский курьер”, наиболее популярные российские бренды в России уже принадлежат компании InBev -“Клинское”, “Сибирская корона” и “Толстяк”. Европейские бренды компании Stella Artois и Beck’s также продаются на нашем рынке. Теперь к ним добавятся “Тинькофф”, “Текиза”, “Zooom” и “Т”. Обозреватель газеты Евгении Сигал констатирует, что один из немногих рынков, на котором еще недавно в массе своей были представлены российские производители, достаточно быстро переходит под контроль западных корпораций.