Президент "Сибнефти" собирается открыть в России свой винный дом

0:00
0

Борьба за установление правил игры на алкогольном рынке вступила в решающую фазу. В “Ведомостях” с пометкой “на правах рекламы” был опубликован текст обращения к президенту Путину операторов алкогольного рынка. Речь идет о негативных последствия отмены лицензирования импортной алкогольной продукции. В письме утверждается, что после отмены лицензирования встанет проблема неконтролируемого потока недоброкачественного алкоголя из-за рубежа. Кроме того, отмена лицензирования импорта спровоцирует экспансию некачественной иностранной алкогольной продукции по демпинговым ценам, что нанесет непоправимый ущерб отечественным производителям вина и спиртных напитков. “Безальтернативная ломка хорошо отлаженного механизма импорта алкоголя, по сути, будет означать утрату в значительной степени государственного регулирования и контроля над одним из стратегических сегментов потребительского рынка – алкогольной отраслью”, – резюмируют авторы письма.

Публикация в “Ведомостях” по времени совпала с появлением в СМИ материалов о решении Госдумы перенести на более поздний срок рассмотрение закона о госрегулировании алкогольного рынка из-за поправок Минэкономразвития, что расценивается экспертами как промежуточная победа отраслевых лоббистов.

Тем не менее, противники либерализации не теряют надежд на то, что к новому чтению закон будет существенно доработан. В беседе с журналистом “Новых известий” некоторые депутаты заявили, что новая редакция документа “нарушает всю концепцию переориентации населения на употребление качественного алкоголя”. Парламентарии так объясняют свою позицию: “Отмена квотирования закупок этилового спирта и практически полная свобода импорта спиртного, помноженные на лишение регионов права контролировать розничную продажу алкоголя, могут повлечь не только огромные потери для бюджета, но оставят потребителя не защищенным перед некачественным алкоголем”.

В опубликованной в “Газете” статье “Спирт закону неподвластен” подчеркивается, что поправки МЭРТ – не более, чем повод оттянуть рассмотрение противоречивого закона, так как они “ни в коей мере не касаются тех моментов в законе, которые вызывали бурные споры как в правительстве, так и между чиновниками и участниками рынка”.

“Правда” делает акцент на том, что инициаторами перенесения рассмотрения закона являются именно коммунисты, которые смогли обнаружить в законопроекте “подвох”. Статья о бдительности фракции КПРФ озаглавлена соответственно “Лоббисты не проскочили”. Как пишет автор, поспешно внесенные поправки предлагали “вернуться в 1992-й” и либерализовать алкогольный рынок под видом усиления госрегулирования, в чем большинство депутатов усмотрело очевидное лоббирование интересов производителей. Депутат-коммунист Сергей Решульский высказал опасение, что авторы поправок, среди которых несколько представителей фракции “Единая Россия”, явно рассчитывали на то, что депутатам просто не хватит времени для серьезного ознакомления с поправками. Коммунистов поддержали члены фракции “Родина” и независимые депутаты.

Установление “правильных” правил игры подразумевают также ограничение экспансии украинских водочников. В статье “Градус перспективы”, опубликованной в газете “Время новостей”, сообщается, что за пять последних лет импорт алкоголя с Украины увеличился в 20 раз. По прогнозам аналитиков, к концу текущего года на производителей горилки придется не менее 15 процентов всего водочного оборота в России. “Проворство и напористость, с какой Украина осваивает чужие рынки, достойна восхищения”, – констатирует обозреватель газеты Андрей Павлов. Автор подверг резкой критике позицию чиновников Минэкономразвития, которые “безучастно наблюдают за этим процессом” и ничего не делает для увеличения темпов роста отечественной экономики. Нужно отметить, что главным виновником “Время новостей” считают директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ Алексея Каульбарса. Решить проблему газета предлагает следующим образом: “Практика показывает, что максимальным наказанием за бездействие зачастую служит перевод нерадивого служаки на другую должность с тем же окладом, где он будет продолжать трудиться на благо России”.

В центре внимания деловой прессы заявление крупнейшего мирового производителя алкогольных напитков Diageo о намерении купить брэнд виски Bushmills Irish у французской Pernod Ricard за $362 млн. Также Pernod Ricard гарантировала Diageo возможность покупки своих австралийских вин Montana за $575 млн. Как пишет “Коммерсантъ”, в обмен на брэнды Diageo согласилась не вмешиваться в борьбу за второго по величине игрока на мировом рынке английскую компанию Allied Domecq, на которую сейчас претендует Pernod Ricard.

“Ведомости” на ситуацию вокруг Allied Domecq откликнулись статьей “Diageo поддержит Pernod”. Подчеркивается, что после решения Diageo выйти из борьбы единственным соперником Pernod Ricard за активы Allied Domecq остается Constellation. Однако у этой компании всего лишь несколько недель на подачу официальной заявки.

Внимание игроков отечественного рынка приковано к сделке по приобретению холдингом “Русский алкоголь” одного из крупнейших грузинских производителей водки – компании “Ушба”. Как пишет “Коммерснатъ”, это первый случай, когда отечественная алкогольная компания покупает активы для производства водки за границей.

Компания “Ушба” была основана в 1995 году депутатом парламента Грузии Гочей Пипиа. Доля компании на рынке водки Грузии – около 10 процентов. Торговая марка – “Ушба”. Как признался газете г-н Пипиа, в последнее время грузинское предприятие испытывало финансовые затруднения, а потому он активно вел переговоры о продаже своего бизнеса. Сумма сделки не разглашается, однако участники рынка считают, что “Русский алкоголь” заплатил около $10 млн. “Там все недооценено, все стоит копейки, – говорит совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар, – с российскими ценами на промышленные активы их не сравнить”.

Экспертов рынка удивил выбор “Русского алкоголя”. Аналитики отмечают, что грузинский рынок крепкого алкоголя относительно небольшой и специфичный. Владелец ТПГ “Кристалл” С. Зивенко назвал сделку необдуманным шагом, так как она не даст экономического эффекта и не будет способствовать увеличению капитализации компании. Однако гендиректор компании “Традиции качества” Андрей Осипов отметил, сделка позволяет “Русскому алкоголю” выйти на другие рынки: “Покупка “Ушбы” для “Русского алкоголя” – это ключ ко всему Кавказскому региону. Конечно, этот рынок специфичный, там много пьют чачи, коньяка, вина, но водка все равно основной напиток”.

На сенсацию может претендовать сообщение о намерении президента “Сибнефти” Евгения Швидлера открыть в России свой винный дом. На сайте компании размещено сообщение о том, что Швидлер не только владеет французским винным домом Chateau Thenac, но и намерен представить его на российском рынке. “Время новостей” сочло нужным перепечатать эту информацию.

Chateau Thenac занимает 133 гектара, под виноградники отведено около 22-х – по 11 гектаров на белый и красные сорта винограда. Основные сорта – красный Merlot и белый Semillon, кроме того есть Cabernet Sauvignon, Cabernet Franc, Merille noire, Sauvignon, Muscadelle. Объем производства – 125 тыс. бутылок в год. Возраст виноградников – от 25 до 40 лет. Г-н Швидлер выпускает и кошерное вино, которое, производится под строгим наблюдением раввинов. Покупателям предлагается на выбор семь марок вина, произведенного в Chateau Thenac. Помимо Франции продукцию г-на Швидлера можно приобрести и в Англии.

Не ослабевает интерес СМИ к уходу Олега Тинькова из пивоваренного бизнеса. Нужно отметить, что журналисты как люди творческие не смогли не поддаться обаянию знаменитого провокатора. Обозреватель “Московских новостей Наталья Алякринская констатирует, что в отечественном бизнесе нет предпринимателя, который пренебрегал бы своим реноме так сознательно, как Олег Тиньков. “Он сделал все, чтобы брэнд “Тинькофф” остался в памяти народа как синоним пощечины общественному вкусу. В этом и состояла главная задумка. Основным содержимым маленькой зеленой бутылки с надписью “Тинькофф” стало не пиво, а эпатаж. После вызывающих рекламных роликов с девушками, яхтами и двусмысленными эротическими намеками стало понятно: Тиньков – он, видимо, действительно “такой один”, – отмечает Алякринская.

Лирический герой пивоваренного бизнеса даже из своего ухода извлекает репутационные дивиденды. “Уход Тинькова кажется неожиданным только на первый взгляд. Этот шаг вполне в его стиле: Тиньков признавался, что не любит задерживаться на одном месте больше четырех лет, поскольку начинает скучать. Кроме того, он славится тем, что умеет вовремя уйти”, – пишут “Московские новости”, которые ориентированы на ту же целевую аудиторию, что и “Тинькофф” – “люди, ориентированные на свободу, западные ценности, раскрепощенные и интеллектуальные”.

Решению уйти из пивоваренного бизнеса предшествовало, однако, выведение на рынок новой марки пива. “Секрет фирмы” в статье “Поворот на Т”, отмечает, что Олег Тиньков решил устремиться вниз и создать массовый брэнд. Подчеркивается, что инвестиции в новую марку превысили затраты на запуск “Тинькофф” более чем в три раза и составили $10 млн. Чтобы оправдать расходы, команда Тинькова попыталась найти для своего пива уникальную территорию и решила сделать ставку на интерактивные сервисы. “Новый для пивного рынка формат общения брэнда и молодежи должен сформировать сообщество лояльных потребителей и заставить продвинутое студенчество перейти на “Т””, считает “Секрет фирмы”.

При этом эксперты предупреждают, что компании сегодня угрожает каннибализация брэндов. Хотя формально аудитории двух марок четко разведены, довольно часто “молодые профессионалы” (аудитория пива “Тинькофф”) являются одновременно студентами (аудитория пива “Т”). “Секрет фирмы” считает, что именно этот суб-сегмент больше всего озабочен проблемой самопрезентации, а потому готов покупать российское “крутое” пиво по цене качественного импортного.

“Коммерсантъ”, в свою очередь, пишет о том, что юридическое оформление сделки по покупке пивзавода АО “Патра” в Екатеринбурге голландский концерн Heineken планирует завершить не ранее августа 2005 года. По словам вице-президента российского подразделения Heineken Виктора Пятко, Heineken намерен упрочить свои позиции в числе лидеров на российском рынке пива: “Наших активов для этого еще не хватает, поэтому в дальнейшем мы рассматриваем возможность покупки других пивоварен”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ