Кабинет министров принял предложение Минсельхоза о ликвидации с 2006 года системы акцизных складов. Взимание акциза переносится на производителей спирта и ликероводочной продукции”. Тем не менее, замминистра финансов Сергей Шаталов заверил “Интерфакс”, что будет сохранена прежняя система. Инициативу ведомства Гордеева поддерживает президент НАА Павел Шапкин. В комментариях для “Ведомостей” Шапкин заявил, что отмена акцизных складов уравняет отечественных и импортных производителей. Как отмечает эксперт, при импорте алкоголя все сто процентов акцизов уплачиваются на таможне, а потому везти спиртное на акцизный склад нет необходимости. Именно поэтому многие магазины предпочитают работать с украинской горилкой, а не с отечественными производителями, пояснил Шапкин. Вместе с тем, президент НАА предупреждает об опасности возрождения регионального сепаратизма, во избежание чего весь акцизный сбор должен уплачиваться в федеральный бюджет.
Что касается игроков алкогольного рынка, то они к инициативе Минсельхоза относятся неоднозначно. Руководитель департамента маркетинга компании “РВВК” Герман Климовский заявил “Ведомостям”, что отмена акцизных складов приведет к региональному сепаратизму и росту продаж нелегального алкоголя. Гендиректор компании “Русский алкоголь” Сергей Сорокин, напротив, считает, что нововведение сделает рынок более цивилизованным.
Другая тема, которая обсуждается в СМИ – принятые в апреле поправки в закон “О защите прав потребителей”, которые обязали всех производителей продуктов питания, в том числе и алкогольных напитков, устанавливать срок годности. Иначе товар считается “не пригодным для использования по назначению” и подлежит изъятию из розничной торговли. “Коммерсантъ” в статье Марии Соловиченко “Водки не будет” отмечает, что обновленный закон противоречит принятому в 1991 году ГОСТу на алкогольную продукцию, который отменил понятие срока годности на эту категорию товара. “Получилось, что ГОСТ отменяет срок годности на водку, а закон его устанавливает. Но несуразности не заметили ни законодатели, ни участники алкогольного рынка”, – резюмирует Соловиченко. В группе предприятий ОСТ сообщили “Коммерсанту”, что пока к компании подобных претензий не предъявляли, однако “если такая проблема возникнет, она прежде всего отрицательно скажется на реализации продукции в регионах”. По подсчетам НАА, нововведения могут привести к дополнительным расходам алкогольных компаний на 200 млн. рублей, необходимых для изготовления новых этикеток. Директор компании “Коллекция вин” Андрей Ткемаладзе уточняет, что эта цифра может удвоиться, если учесть логистические расходы на транспортировку алкоголя из магазина на завод и обратно.
Этой же проблеме посвящена опубликованная в “Бизнесе” статья Василия Дмитриева “Водка показалась депутатам несвежей”. Эксперты, опрошенные газетой, подчеркивают, что ни один ГОСТ не предусматривает срока годности для крепкого алкоголя. Глава Национального комитета по виноделию России Александр Панасюк при этом отмечает, что “если бы у алкоголя был срок годности, не было бы коллекционных вин и на аукционах не выставлялось бы 50-70-летнее вино”. Однако, как пишет “Бизнес”, хотя производители считают новые правила ненормальными, они все же вынуждены к ним приспосабливаться. “Теперь мы маркируем свою винодельческую продукцию надписью “Срок годности – три года с даты розлива, – говорит директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко. – Мы решили отгородить себя от проблем и внести на этикетку эту надпись, хотя прекрасно понимаем, что у вина нет срока годности”. “Нестыковка в нормативных документах может быть весьма опасной, поскольку делает уязвимыми позиции и производителей ликероводочной продукции, и продавцов. Но пока этот казус не отразился на нашей деятельности”, – сообщили “Бизнесу” в юридической службе компании “Синергия”, которая является одним из самых крупных региональных производителей водки.
“Коммерсантъ”, в свою очередь, пишет о намерении британской компании Diageo приобрести приобретении хотя бы часть портфеля Allied Domecq. Издание напоминает, что Allied Domecq (AD) является общемировым дистрибутором брэнда Stolychnaya, принадлежащего группе SPI Юрия Шефлера. Как отмечает “Коммерсантъ”, Diageo уже провела предварительные переговоры на предмет создания консорциума с Bacardi/Martini. Однако в обеих компаниях от комментариев воздерживаются. “Коммерстантъ” также сообщает со ссылкой на британскую газету The Observer, что на AD претендует американский производитель вин Constellation Brands. По информации The Observer, компания Constellation Brands привлекла инвестиционные банки NM Rothschild и Merrill Lynch для переговоров по возможной покупке Allied Domecq. “Так что акционерам AD, по всей видимости, будет из чего выбрать”, – резюмирует “Коммерсантъ”.
“Газета” отмечает, что если Diageo удастся создать консорциум инвесторов, то сделка по покупке Allied Domecq французской компанией Pernod Ricard окажется под угрозой срыва. По мнению специалистов, рекомендации акционерам Allied Domecq по голосованию за слияние с Pernod могут быть отозваны. Да и сам Pernod неуверенно комментирует сделку. “Если предложение Allied превысит 17 млрд. долларов, вряд ли найдутся другие претенденты, которые могли бы перекупить компанию”, – считают аналитики BNP Paribas.
Привлекательными оказываются и активы завода КИН – во всяком случае, для правительства Москвы. Как сообщает “КиН”, московское правительство планирует приобрести в собственность города пакет акций завода на сумму 2,5 млн. руб. Уставный фонд “КиН” составляет 49 млн. руб. Сейчас правительство Москвы контролирует 38 процентов акций, остальные принадлежат менеджменту компании. После допэмиссии Москва увеличит свою долю в “КиН” до 42 процентов.
Укрепляет позиции на рынке и Московский Межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ). “Трибуна” в статье “Мерло холодного разлива” пишет об установке на заводе передовой линии холодного стерильного разлива немецкой фирмы “Кронес”. Благодаря новой технологии вина смогут храниться не три месяца, как это было при горячем розливе, а десять лет. Кроме этого, холодный разлив обеспечивает сохранность природных свойств вина. Нужно отметить, что статья по сути рекламирует новый продукт завода – вино “Исповедь грешницы”. Подчеркивается, что новинка полюбилось тонким ценителям вина – грекам.
Опубликованная в “Российской газете” статья “Истина – в вине. Холодного разлива” также направлена на PR-поддержку Московского Межреспубликанского винодельческого завода. Газета сообщает о пресс-конференции гендиректора ММВЗ Муссы Парагульгова, на которой журналистам рассказали, что общий объем инвестиций в установку новой линии холодного стерильного разлива составил около восьми миллионов евро. На пресс-конференции также было заявлено о подготовке к выпуску новой линейки брендов субпремиального сегмента рынка, в которую войдет шесть новых винных брендов, разработкой которых занимается известная английская компания Identica. Кроме того, в ближайшее время будет введен в эксплуатацию новый коньячный цех, в строительство и оснащение которого инвестировано от шести до семи миллионов долларов.
На рынке пива продолжает доминировать “Балтика”. Как пишут “Ведомости”, только за первые три дня мая акции “Балтики” выросли на 21 процент в РТС и на 22 процента на ММВБ, а капитализация компании – на $466 млн. Резко возрос и объем торгов ценными бумагами “Балтики”. Аналитики фондового рынка отмечают, что особенно активно операции с акциями проводят “Антанта Капитал” и “Ренессанс Капитал”. “Я сам удивлен (взлету “Балтики”)”, – говорит трейдер “Ренессанса” Алексей Бачурин. Он предположил, что интерес инвесторов к акциям потребительского сектора подогревает грядущее первичное размещение бумаг “Пятерочки”. Директор торгового департамента “Антанты Капитал” Аслан Халишхов ограничился сообщением о том, что брокеры активно обсуждают предположение, что во второй половине мая владелец 75 процентов акций “Балтики” Baltic Beverages Holding (BBH) консолидирует свои активы.
При этом аналитик Альфа-банка Елена Бороденко высказал сомнение в том, что такой гигантский холдинг, как BBH сможет быстро провести реструктуризацию. Эксперт при этом не верит в то, что инвесторы покупают акции “Балтики” исходя из их фундаментальных показателей, так как потенциал роста бумаг компании, как и всего российского пивного рынка, не превышает четырех процентов. Не видит у ВВН никаких мотивов увеличивать свой пакет в “Балтике” и аналитик ОФГ Алексей Кривошапко.
Обсуждению феномена посвящена и опубликованная в “Коммерсанте” статья “Акции “Балтики” смывает с рынка”. Эксперты, опрошенные изданием, предположили, что скупку акций ведет какая-то крупная структура. “Это очень солидный клиент, – уверен аналитик компании “Антанта-Капитал” Дмитрий Перегудов. – Только такой может себе позволить иметь счета сразу в нескольких крупнейших фондовых компаниях”.
По мнению аналитиков, компаний, способных на массированную скупку акций и одновременно заинтересованных в ценных бумагах именно “Балтики”, немного. Среди них называют западные инвестфонды, а также компанию “Альфа-Эко”, которая совсем недавно организовала массированную скупку пивных активов главного конкурента “Балтики” и BBH – холдинга Sun Interbrew. При этом ряд аналитиков не исключает, что скупку акций могла организовать BBH. “Всем известно, что скандинавский холдинг намерен консолидировать свои активы, – говорят в Балтийском финансовом агентстве. – Видя недооцененность своих акций, он мог пойти на их скупку. Таким образом, при обмене оставшихся на рынке акций “Балтики” на бумаги новой единой компании BBH смог бы сэкономить”.
Главной новостью для рынка минеральных вод стала информация “Коммерсанта” об отказе ОАО “Нарзан” от дистрибуторских услуг компании “Северные ветры”, которая входит в группу ПИТ. По словам коммерческого директора “Нарзана” Сергея Егоркина, все это укладывается в стратегию компании по оптимизации системы сбыта, в рамках которой сокращается число дистрибуторов и субдилеров. Отныне “Нарзан” будет продвигать аффилированное с “Кавминводами” ООО КИТ. Как отмечает “Коммерсант”, компанию не смущает, что “Кавминводы” занимаются продажами прямого конкурента “Нарзана” – “Боржоми”. “Пока смена “Нарзаном” дистрибутора означает только усиление позиций “Кавминвод” на рынке, поскольку в его портфеле оказываются наиболее популярные марки”, – так комментирует ситуацию руководитель пресс-службы холдинга Georgian Glass & Mineral Water, который производит “Боржоми”.
“Бизнес” пишет о получении компанией “Хэппилэнд” прав на эксклюзивную дистрибуцию в России английского джина Manchester, который принадлежит IBB. Подчеркивается, что это не первый опыт сотрудничества “Хэппилэнда” с компанией IBB, владеющей марками Red Devil, Jaguar и Trance.