Always Coca-Cola: позиции гиганта в России прочны как никогда

0:00
0

Тема украинской экспансии по-прежнему в центре внимания деловых СМИ. “Коммерсантъ” этой проблеме посвятил статью “Водка борется за равенство с горилкой”. Информационным поводом стало письмо Национальной алкогольной ассоциации с требованием изменить правила продажи алкоголя с Украины. Местные производители считают, что из-за особенностей налогообложения импортной продукции украинские поставщики оказались в более выгодных условиях. “Коммерсантъ” подчеркивает, что инициативу НАА поддержали все крупные российские производители. “Условия работы на рынке должны быть для всех одинаковы, – заявил глава ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. – Любая страна мира защищает в первую очередь своего производителя, а не иностранного. У нас же обратная ситуация”. С ним согласен член совета директоров завода “Ливиз” Юрий Локтионов: “Российские производители находятся по сравнению с украинскими поставщиками в худших условиях. Я не исключаю, что ситуация создана небескорыстно и какому-то чиновнику в правительстве она выгодна. Нас надо уравнять, например, с помощью квотирования импортных поставок”.

Однако у украинских поставщиков инициатива российских конкурентов вызвала недоумение. Президент компании Nemiroff Яков Грибов считает, что вместо того, чтобы бороться с главным врагом, теневым рынком, местные водочники придумали мифического противника. “Если и есть какие различия по уплате акцизов, то они явно не в нашу пользу. В отличие от российских заводов мы платим акцизы со стопроцентной предоплатой и банковскими гарантиями. Нужно распрощаться с иллюзиями: конкуренция была, есть и будет. Защищаться надо на магазинной полке, а не с помощью писем”, – заявил Грибов.

Такого же мнения придерживается и председатель наблюдательного совета компании “Союз-Виктан” Андрей Охлопков, который считает, что ситуацию характеризуют внутренние проблемы российского рынка, а не неравные условия работы с украинскими производителями.

Тем не менее, правительство пока не намерено менять систему налогообложения алкогольной отрасли России. Обозреватель “Коммерсанта” Дмитрий Добров в статье “Минфин защитил водочный акциз” сообщает, что ведомство Алексея Кудрина не намерено принять предложение Минсельхоза ликвидировать акцизные склады. Разногласия между ведомствами ломают планы разработки правительственных поправок к действующему законодательству, которые планировалось подготовить до конца этой недели. Глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин в связи с этим высказал сожаление, что из противоречий министерств откладывается принятие поправок к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”.

Если украинские водочники могут пострадать из-за действий российских лоббистов, то молдавские виноделы становятся заложниками политических разногласий Москвы и Кишинева. Как известно, Россия не исключает применения экономических санкций в отношении Молдавии в целях урегулирования ситуации в Приднестровье. В связи с возможными ограничениями на экспорт молдавских вин “Комсомольская правда” попросила представителей деловой и политической элиты ответить на вопрос: “А вы теперь что пить будете?”

Вице-адмирал из Санкт-Петербурга Евгений Чернов на этот вопрос ответил по-офицерски безапелляционно: “У меня без молдавских вин горло не пересохнет. И у страны тоже. Но после этого мы мгновенно потеряем еще одного союзника из тех немногих, что у нас остались. Это будет королевский подарок нашим недругам. “Винную месть” я считаю делом недопустимым – серьезное государство в такие несерьезные игры не играет”.

Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин также считает, что исчезновение молдавского вина рынок переживет спокойно: “Если санкции против молдавского вина вступят в силу, его запасов в России хватит еще на пару месяцев. После чего эту нишу займут чилийские и аргентинские вина”. Шапкин, однако, отмечает, что большая часть молдавских винных заводов принадлежит российским бизнесменам, а потому “в нынешней ситуации непонятно, кого же мы наказываем”.

Другого мнения придерживается президент холдинга “Винный мир” Петр Каныгин: “Сегодня продукция Молдовы занимает до 60 процентов всего импорта вин в Россию. Нетрудно спрогнозировать, что произойдет, если мы в одночасье откажемся от молдавского вина. А вот отечественные производители всевозможных денатуратов отреагируют моментально. Прекращение поставок из Молдавии в первую очередь ударит по здоровью россиян”.

Депутат Госдумы Виктор Похмелкин заявил, что будет пить молдавское вино назло горе-патриотам, хотя раньше и не пил. Солидарен с виноделами из братской республики и Виктор Алкснис: “Все равно буду пить молдавское. Просто, если мы запретим поставки из Молдавии, вино будет переправляться к нам через Приднестровье. Так Россия поможет нашим союзникам-приднестровцам”.

Рынок пива развивается под знаком брэндовых скандалов. Саранская газета “Столица-С” опубликовала статью “Как “Три толстяка” пивоваров поссорили”, посвященную конфликту между компаниями SuNInterbrew и Baltic Beverages. Дело в том, что новая марка “Три толстяка”, с которой выходит на рынок Baltic Beverages, намерена потеснить старый брэнд “Толстяк”, который родился в Саранске и стал народной маркой. Как пишет “Столица-С”, компания Baltic Beverages Holding воспользовалась популярностью быстро раскрутившейся торговой марки и в ноябре выпустило на рынок пиво “Три толстяка” примерно по такой же цене.

“Новый бренд просто копия нашего “Толстяка”! – говорит заместитель генерального директора саранского филиала компании Алексей Шавензов. – В данном случае нарушены права SuNInterbrew, поскольку “Толстяк” является интеллектуальной собственностью компании. Наш завод особенно гордится этой маркой. Она родилась и получила путевку в жизнь именно здесь, в Саранске, в мае 1996 года и сегодня завоевала потребителей по всей России. Надеемся, что этот спорный вопрос будет решен мирным путем – без судебного вмешательства”.

Глава рекламного агентства Amlinsky Creative Launch Company Андрей Амлинский отмечает, что создавать паразитирующие бренды, которые становятся популярными благодаря брендам-лидерам, удобно и выгодно: “На пивном рынке, как и на водочном, трудно с нуля запустить новую марку. Ситуация особенно усугубилась после того, как начал действовать запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных”.

Рынок минеральной воды тем временем осваивают производители соков. “Ведомости” в статье “По примеру ВБД” пишет о намерении сокового холдинга “Лебедянский” воспользоваться опытом своего конкурента – компании “Вимм-Билль-Данн” – и заняться выпуском минеральной воды.

В 2005 г. “Лебедянский” планирует начать добывать минеральную воду из 170-метровой скважины, расположенной на территории “Лебедянского” в Липецкой области. Для этого холдинг уже договорился с компаний Sidel о поставке оборудования мощностью 60 млн. литров в год. Представитель “Лебедянского” Александр Костиков подтвердил эту информацию, уточнив лишь, что проект на липецком рынке является пилотным. По словам Костикова, пока “Лебедянский” вложил в это направление 3 млн. евро.

Сергей Рыбак, пресс-секретарь компании Georgian Glass & Mineral Water, которая владеет маркой “Боржоми” считает, что производственные мощности “Лебедянского” позволяют рассчитывать на сопоставимые продажи с известными брэндами. По оценке эксперта, рынок минеральной воды растет на 20 процентов в год, а рентабельность этого бизнеса достигает 20 процентов. “У “Лебедянского” хороший опыт в соковом бизнесе, посмотрим, удастся ли ему повторить успех в минеральном секторе”, – резюмирует Рыбак.

Стремительно развивающийся рынок минеральной воды заставляет основных игроков совершенствовать маркетинговые схемы. “Коммерсантъ” сообщает о решении краснодарской компании “Кавминводы”, производящей воду “Новотерская”, изменить систему дистрибуции в московском регионе. Как стало известно газете, с марта эксклюзивным дилером завода стала одна из дочерних структур группы компаний “Ассоциация дистрибуторов минеральных вод”, известная по дистрибуции воды “Ессентуки”. Ранее дистрибуцией “Новотерской” занималась сама компания “Кавминводы”.

Ситуацию на рынке прохладительных напитков иллюстрирует слоган “Always Coca-Cola”. Как отмечают “Ведомости”, в России компания занимает наиболее прочные позиции. По оценкам агентства “Бизнес Аналитика”, продукция Coca-Cola занимает 36,2 процента рынка, а ее главного конкурента PepsiCo Inc. – 26,5 процента. По данным ACNielsen, Coca-Cola и PepsiCo в декабре-январе занимали в натуральном выражении 27,2 процента рынка минеральной и питьевой воды и 67,3 процента рынка сладких газированных напитков.

В целом продажи Coca-Cola в России в натуральном выражении выросли в прошлом году на 18 процентов. Более удачным для корпорации было лишь увеличение продаж в Китае – на 22 процента. В то же время продажи Coca-Cola в России демонстрируют самые высокие темпы роста за последние 10 лет – 21 процент, тогда как продажи в Китае увеличиваются в среднем на 17-18 процента. Генеральный менеджер Coca-Cola Company в России, на Украине и в Белоруссии Грант Уинтертон доволен результатами. По его мнению, показатели компании в регионе во многом выросли за счет выхода в новые сегменты, такие как холодный чай и энергетики.

Аналитики считают итоги деятельности Coca-Cola в России закономерными. “Неудивительно, что Coca-Cola демонстрирует такие темпы роста в России, ведь в отличие от Европы этот напиток здесь появился лишь десять лет назад”, – говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. “Потенциал рынка еще не исчерпан. Продажи компании будут расти во многом за счет потенциала регионов”, – соглашается аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ