Smirnoff российского разлива: не исключено, что наследница водочного магната Кира Смирнова действует в интересах "Союзплодоимпорта"

0:00
0

Брэнд Smirnoff вновь в эпицентре скандала. “Газета” в статье Андрея Ковалевского “Слить американский Smirnoff” пишет о претензиях правнучки водочного магната Киры к владельцам бренда. Кира Смирнова намерена требовать от владельцев американского бренда Smirnoff денежную компенсацию за почти 70 лет его эксплуатации в США. Если правнучке удастся аннулировать торговый знак Smirnoff в России и перерегистрировать его на свое имя, она сможет получить компенсацию, оцениваемую в миллиарды долларов. Эксперты отмечают, что шансы выиграть дело у Киры хотя и невелики, но все же есть. “Если Кира получит компенсацию за использование бренда за все эти годы, она станет такой же богатой, как Билл Гейтс”, – предполагает руководитель “Дома русской водки” Александр Никишин.

Однако по мнению патентного поверенного Вадима Ускова, за правнучкой может стоять крупная структура, заинтересованная в переделе водочного бизнеса. “Кира может быть просто козырной картой в чьей-то колоде, – считает Усков. – Не исключено, что это может быть государственный “Союзплодоимпорт”, который сейчас старается подобрать под себя “спорные” алкогольные бренды”.

“Водкой раздора” стала и марка “Праздничная”, которую производит московский завод “Кристалл”. “Ведомости” в статье “Праздничную” гонят из США” сообщают о претензиях компании Allied Domecq, которая занимается продвижением марки Stolichnaya, к Doyna Michigan, импортеру водки Prazdnichnaya. В исковом заявлении утверждается, что “Праздничная” копирует оформление знаменитого брэнда.

“Этикетка “Праздничной” сходна до степени смешения с маркой Stolichnaya, и наши партнеры добиваются отмены ее регистрации”, – заявил “Ведомостям” заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин. “Они действительно похожи”, – соглашается президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. По его словам, Doyna Michigan уже пять лет поставляет на американский рынок производимую ТПГ водку “Гжелка”. “Это компания, созданная русскими эмигрантами, которая работает в Америке в основном с выходцами из России”, – говорит Зивенко. По его оценке, продажи Prazdnichnaya в США вряд ли превышают $100 000 в год.

Российский рынок развивается в направлении слияний и поглощений. Опубликованная в “Коммерсанте” статья “Хорошо пошли” сообщает о решении ведущих водочного дистрибуторов рынка, компаний “Винэксим” и “Алкомир”, объединить бизнес. Как стало известно “Коммерсанту”, уже к середине этого года на базе двух компаний будет сформирован новый оператор рынка, “который станет крупнейшим продавцом водки в России с беспрецедентными лоббистскими возможностями”.

Сами участники объединения свои планы официально не комментируют. В “Винэксиме” лишь отметили, что говорить о слиянии пока преждевременно. В “Алкомире” от официальных заявлений вообще отказались. Однако в неофициальных беседах планы по грядущему объединению подтвердили источники в обеих компаниях. По их словам, предварительная схема объединения будет выглядеть следующим образом. На первом этапе компании поделят зоны ответственности по дистрибуции алкогольной продукции, причем каждая из компаний помимо собственного портфеля брэндов будет продавать брэнды своего партнера. После этого оперативное управление “Алкомиром” и “Винэксимом” будет передано новой структуре, которая затем поглотит обоих участников объединения.

Из экспертов, опрошенных корреспондентами газеты “Коммерсантъ”, лишь глава “Кристалла” Сергей Зивенко высказал сомнение в целесообразности объединения: “Зачем это объединение нужно ‘Винэксиму’? ‘Путинка’ и так прекрасно продается?” Остальные участники рынка объединение “Винэксима” и “Алкомира” называют правильным шагом, указывая, что компании прекрасно дополняют друг друга. “В рамках общих консолидационных процессов это вполне закономерное явление, – говорит бывший руководитель ‘Алкомира’, а ныне глава компании ‘Традиции качества’ Андрей Осипов. – Кроме того, ‘Алкомир’ и ‘Винэксим’ очень подходят друг другу: ‘Путинка’ в рознице на 20 рублей дороже Stolychnaya. Имея такой портфель, можно добиться очень многого”. “‘Алкомиру’ необходим в своем портфеле сильный брэнд, – соглашается член совета директоров ‘Ливиза’ Юрий Локтионов, – а ‘Винэксиму’ нужно повышать продажи и усиливать дистрибуцию”.

Что касается трагической гибели основателя “Веды” Кирилла Рагозина, то эксперты пока затрудняются делать прогнозы в отношении того, как это повлияет на деятельность компании. “Ведомости” сообщают, что все подразделения “Веды” продолжают работать в обычном режиме, а наследники Кирилла Рагозина и акционеры холдинга выразили доверие совету директоров компании. Однако источник газеты, знакомый с делами в холдинге, говорит, что Рагозин был основным владельцем холдинга “Веда”. Один из бывших сотрудников “Веды” признался, что несмотря на работу в Госдуме Рагозин не отошел от управления холдингом и принимал практически все операционные решения. Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин заявил “Ведомостям”, что Рагозин был одной из ключевых фигур на российском рынке.

Главным ньюсмейкером рынка пива стал компания “Балтика”, которая в прошлом году продала два миллиарда пива. “Газета” отмечает, что “Балтика” за последний год стала одной из самых дорогих российских компаний. Подчеркивается, что рост продаж компании более чем в два раза превысил рост всего российского пивного рынка. Некие анонимные эксперты заявили, что такой результат стал возможен в первую очередь благодаря проведенной компанией работе по усовершенствованию системы дистрибуции, увеличению мощностей и введению новых брендов. “При этом, как это нечасто бывает в России, на инвестиционную привлекательность пивоваренной компании не повлиял даже уход в конце прошлого года с поста президента “Балтики” Таймураза Боллоева, который для многих олицетворял дух компании”, – замечает корреспондент “Газеты” Ульяна Рябинина.

В таком же комплиментарном стиле написана статья Андрея Бондарева “Бокал пива на каждого жителя земли”, опубликованная в “Российской газете”. Бондарев, правда, не стал ссылаться на анонимные источники, а попросил прокомментировать успех “Балтики” финансовых аналитиков из Альфа-банка. По мнению экспертов, успех обусловлен “эффективным рестайлингом марки “Балтика”, а также эффективной системой дистрибуции”. Эксперты из “Атона” к достижению “Балтики” отнесли “оптимизацию логистики” и “инвестиции в маркетинг и продвижение продукции”.

Любопытно, что Андрей Бондарев вслед за Ульяной Рябининой искренне недоумевает, что “странный на первый взгляд уход в конце прошлого года Таймураза Боллоева с поста президента питерской пивоваренной компании никак не повлиял на позиции “балтийцев”.

Что касается динамично развивающегося рынка слабоалкогольных коктейлей, то на нем может вскоре существенно измениться расстановка сил. “Ведомости” в статье “Коктейли для Генералова” сообщают о намерении компании “Промышленные инвесторы” предпринимателя Сергея Генералова приобрести петербургский завод по выпуску “Браво премиум”. Газета со ссылкой на агентство “Бизнес Аналитика” сообщает, что продукция “Браво премиум” занимает 9,2 процента рынка слабого алкоголя.

Информацию “Ведомостям” подтвердил источник, близкий к руководству “Промышленных инвесторов”. “В случае покупки мы объявим о ней в середине февраля”, – уточнил он. Ранее в интервью “Ведомостям” Сергей Генералов заявил, что у “Промышленных инвесторов” “агрессивные планы по приобретению активов” в слабоалкогольном секторе. Службы по связям с общественностью группы компаний “Русский алкоголь”, которая входит в “Промышленные инвесторы”, также подтвердила факт переговоров, отметив, что они еще “не вошли в финальную стадию”. Владелец крупной алкогольной компании, попросивший не называть своего имени в печати, оценивает стоимость “Браво премиум” в $20 млн.

Газета отмечает, что российский рынок слабоалкогольных коктейлей за последние пять лет вырос более чем вдвое, но сейчас темпы роста замедлились. Директор по связям с общественностью компании “Хэппилэнд” Юлия Фалькевич ожидает, что в этом году рост рынка коктейлей не превысит 10 процентов. В прошлом году, по ее словам, рынок увеличился на 7 процентов. Фалькевич также обращает внимание, что интерес к этому сектору начали проявлять водочные производители, например Московский завод “Кристалл”, а также международные алкогольные компании Baccardi-Martini и Diageo.

Тем временем крупнейшая в мире пивоваренная компания InBev объявила о завершении сделок с Sun Trade и “Альфа-Эко” по покупке акций Sun Interbrew. Как отмечает “Коммерснатъ”, это дало возможность InBev увеличить до 98,5 процента свой пакет акций в компании, занимающей второе место среди производителей пива в России. Как сообщил “Интерфакс”, InBev в ближайшее время сделает предложение на выкуп оставшихся акций Sun Interbrew и проведет вывод компании с фондового рынка.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ