С подачи главы Минсельхоза Алексея Гордеева тема введения госмонополии на оборот спирта вновь стала актуальной. В письме, направленном вице-премьеру г-н Гордеев заявил, что только государство должно иметь право на закупку, хранение, перевозку и продажу спирта. Однако Галина Паперная, автор опубликованной в “Известиях” статьи “Правительство не даст в обиду водку”, считает, что подобная инициатива не только не решит проблему борьбы с “паленой” водкой, но и будет иметь обратный эффект. Председатель правления НАА Павел Шапкин заявил “Известиям”, что после введения нового закона производители крепкого алкоголя станут меньше покупать “легальный” спирт, так как он станет дороже. По расчетам Шапкина, один литр безводного спирта в случае принятия новых правил будет стоить 180 рублей. При таком заметном подорожании сырья конечный продукт – водка – станет в три раза дороже, отмечает эксперт.
Письмо Гордеева вызвало недоумение и на заводе “Топаз”. “Что-то странное нам предлагают делать, – признался “Известиям” один из топ-менеджеров предприятия. – Зачем нам продавать государству спирт “люкс”, который мы производим? Он нам самим нужен, мы из него водку делаем”.
Аналогично оценивают ситуацию и участники рынка, опрошенные “Газетой”. “Чиновники создают себе еще одну официальную кормушку, – заявил президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. – Если Минсельхоз таким образом надеется снизить оборот неучтенной продукции, что ему мешает сделать это сегодня? Ведь у него в руках все приборы учета спирта: квоты на закупку, декларирование производства, поставок и использования спирта…” С этим согласен и президент компании “Союз Алко Групп” Алексей Егарнин. “По мнению участников рынка, инициатива Минсельхоза снизит эффективность работы алкогольной отрасли”, – резюмирует Мария Соловиченко в статье “Кто пойдет за водкой?”, которая явно перекликается с долгоиграющим циклом газеты “Коммерсантъ”.
“Московский комсомолец” отреагировал на письмо публикацией “Государство жаждет спирта”. В статье подчеркивается, что благие начинания могут иметь весьма нежелательные последствия: “Помнится, Михаил Зурабов тоже обещал, что от монетизации льгот проезд на транспорте подешевеет”. “Ведомости” в статье “Госкомспирт” предложили, что Минсельхоз просто-напросто хочет создать механизм загрузки государственных мощностей для производства алкоголя, которыми распоряжается “Росспиртпром”. Такое мнение газете высказал заместитель председателя совета директоров группы SPI Андрей Скурихин.
Схожее мнение было представлено в газете “Коммерсантъ”. Статья “Пришли за водкой” – новое воплощение большой идеи о создании госмонополий. Обозреватели Ъ Дмитрий Добров и Роман Овчинников считают, что идея министра Гордеева вполне соответствует той политике, которую в последнее время государство пытается проводить на алкогольном рынке, в частности “Союзплодоимпорт” целенаправленно устанавливает контроль над водочными брэндами. “Если в правительстве поддержат идею Алексея Гордеева, государство получит еще один весомый инструмент контроля за рынком с оборотом $5 млрд. в год”, – предполагают обозреватели.
Евгений Арсюхин, автор статьи “Как у Ивана Грозного”, опубликованной в “Российской газете”, оценивает ситуацию следующим образом: “Вокруг водки борются три силы: “либералы” из минэкономразвития, сторонники “ежовых рукавиц” из минсельхоза и крупные производители, заинтересованные в свободе для себя и в жесткости в отношении мелких (по их мнению, по определению нелегальных) фирм. Нелегалы же в тени и мимикрируют. Множество заводов, если посмотреть их легальный выпуск, работают всего 10 минут в день, тогда как на деле – загружены в три смены. Поэтому, когда иной “легал” что-то лоббирует, еще не факт, что он имеет в виду легальный интерес.
Де-факто пока побеждает тактика Минсельхоза, непревзойденного лоббиста, последовательно закручивающего гайки. Львиная доля производства спирта уже контролируется государственным холдингом. Другая госкомпания отнимает у частников водочные и винные бренды и заставляет заводы платить за их использование. В планах – отказ от акцизных складов, вытеснение технического спирта путем уравнивания налоговых режимов для него и для спирта пищевого и контроль за производством, особенно тем, что работает по 10 минут в день. Ни одно из этих, старых или новых, предложений никогда не будет расценено однозначно. Идет борьба. И вряд ли стоит рассчитывать, что порядок удастся навести чисто экономическими мерами”.
В то время как Минсельхоз демонстрирует борьбу с нелегалами, Федеральная антимонопольная служба пытается привлечь к ответственности СМИ, которые под видом безобидных товаров размещают рекламу крепкого алкоголя. Сегодня в ФАС обеспокоены тем, что владельцы СМИ могут воспользоваться опытом ИД “Родионов”, который смог убедить суд в том, что на страницах его журналов действительно размещалась реклама конфет “Бастион”. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в беседе с корреспондентом “Коммерсанта” Юлией Куликовой подчеркнул, что проигрыш по делу Родионова никак не влияет на правоприменительную практику: “Просто теперь мы будем тщательнее изучать вопрос, знало ли СМИ о том, что оно размещает рекламу алкоголя, а не заявленной в ГОСТе продукции”. А. Кашеваров также отметил, что к ответственности будет привлекаться и заказчик, если удастся доказать, что он не выпускает рекламируемую продукцию.
Сам генеральный директор ИД Родионова А. Волин, напротив, подчеркивает, что для его компании было важно создать прецедент. “Для нас это был не вопрос штрафа, а вопрос принципа, – сказал он. – Я живу по тем законам, которые существуют. И если в законе существует дырка, то это проблема законодателей, а не моя”. С ним согласен и директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер: “Без внесения изменений в закон “О рекламе” действия ФАС в отношении печатных СМИ, разместивших рекламу наименований продукции, аналогичных алкогольной, всегда будут спорными. В этом случае доказать вину печатных СМИ практически невозможно, поскольку они не виноваты”.
По мнению некоторых участников рынка, созданный прецедент будет способствовать увеличению количества рекламы крепкого алкоголя в прессе. Эксперты рынка печатной продукции оценивают потенциальный сегмент рекламы крепкого алкоголя в прессе в $10 млн. Тогда как сейчас, считают они, его объем не превышает $3 млн. из-за существующих ограничений.
“Коммерсантъ” также сообщает о “лидерах розлива” – так называется статья, посвященная итогам отгрузки водки российскими заводами в 2004 году. Сообщается, что первое место с минимальным отрывом занял московский ЛВЗ “Кристалл”, второе – петербургская “Веда”. При этом компании продемонстрировали принципиально разные подходы к дистрибуции: “Кристалл” сконцентрировал усилия главным образом на московском рынке, в то время как “Веда” специализировалась на продажах в регионах.
Нужно отметить, что компания “Веда” фигурировала в прессе и в печальном контексте. В ночь на 30 января депутат “Единой России” Кирилл Рагозин, являющийся также совладельцем алкогольной компании попал в полынью в Финском заливе, катаясь на снегоходе. “Московский комсомолец” в статье “Голос подо льдом” сообщает, что все комментарии Рагозина, данные им прессе в качестве депутата, касались именно производства и продажи спиртного. “Впрочем, интересы группы компаний “Веда”, которую возглавлял Рагозин, простирались и дальше, – отмечает “МК”. – Например, в область телевидения (финансирование Ленинградской областной телекомпании), производства овощей (огромное тепличное хозяйство “Лето”), металлургии (приобретение акций “Днепроспецстали”) и недвижимости. Так, холдинг Рагозина строил пятизвездочный отель в Питере и, по некоторым данным, получил право на строительство торгово-развлекательного центра близ Московского вокзала. Став депутатом, г-н Рагозин формально уволился с бизнес-постов, но, очевидно, продолжал вести дела своего холдинга с еще большей энергией, чем до избрания в Госдуму”.
Нужно отметить, что новыми законодательными инициативами Минсельхоза обеспокоены не только производители крепкого алкоголя, но и виноделы. “Коммерсантъ” в статье “Российское вино не пускают регионы” сообщает, что с начала года большинство винзаводов остановили производство из-за нестыковок в действующем законодательстве. С 1 января, согласно новой редакции Налогового кодекса, натуральные вина выводятся из-под системы акцизных складов и все 100 процентов акциза платит производитель. Однако, согласно закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, розничная продажа алкогольной продукции допускается только при маркировке как федеральной, так и региональной специальной марками. Между тем ФНС прекратила выдачу региональных марок винзаводам.
Союз виноделов России оценивает ситуацию как крайне тревожную. “Весь рынок лихорадит, – признался “Коммерсанту” пресс-секретарь Союза виноградарей и виноделов России Михаил Картавкин. – Более того, с полок магазинов российское вино просто вымывается, а его место занимает импортная, прежде всего молдавская и украинская, продукция”. Авторы статьи обращают внимание, что импортируемое вино, как и раньше, маркируется только одной маркой, и проблем с его продажей нет. По мнению участника рынка, для решения проблемы необходимо новое распоряжение правительства.
В пивоваренной отрасли вопреки прогнозам аналитиков по-прежнему наблюдается рост. Согласно предварительным данным Росстата, в прошлом году российские производители выпустили 842 млн. декалитров (дал) пива – на 11,5 процентов выше, чем в 2003 г. Схожие данные приводят в совместном отчете Союз российских пивоваров и маркетинговое агентство “Бизнес Аналитика”. “Ведомости”, однако, считают, что это “последняя удача пивоваров”. Обозреватели газеты Антон Сарайкин и Юлия Лях обращают внимание, что за рост объема рынка ответственна не вся отрасль, а лишь два крупнейших производителя – “Балтика” и SUN Interbrew. При этом, как отмечают эксперты, законодательные ограничения на рекламу пива, введенные осенью прошлого года, не сильно повлияли на среднегодовой показатель производства, но обязательно скажутся в этом году.