Президент за возврат к здравому смыслу: антипивной закон будет доработан

0:00
0

Несмотря на все усилия парламентариев, скандальный антипивной закон в силу так и не вступил. Президент, согласившись с необходимостью установить ограничения по продаже и потреблению пива “для защиты нравственности и здоровья людей”, представил свои замечания к документу. Вот как прокомментировал “Газете” поправки Путина глава думского комитета по экономической политике Валерий Драганов: “У нас было записано, что несовершеннолетним нельзя пить пиво вообще нигде: ни в общественных местах, ни дома. Президент же предложил ограничить запрет на распитие пива несовершеннолетними там, где запрещена продажа пива, а также “любыми общественными местами”. Депутаты были вынуждены согласиться с президентом, что в домашних условиях реализация закона представляется не вполне возможной. Как отмечает обозреватель “Газеты” Арина Шарипова в статье “Пивные страсти”, пивоваренное сообщество с радостью откликнулось на президентские поправки. Председатель Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов заявил, что прежний “закон крайне запутан и противоречив”. В связи с этим пивовары готовы участвовать вместе с законодателями в доработке данного документа. По словам первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски, закон может быть вынесен вновь на обсуждение уже через месяц.

Ксения Веретенникова в опубликованной в газете “Время новостей” статье “С пеной у рта” отмечает, что антипивной законопроект неудача постигает уже не в первый раз. Совсем недавно Совет Федерации отклонил документ, ограничивающий рекламу пива по телевидению, после чего депутаты и сенаторы создали согласительную комиссию для доработки документа. Теперь и парламентариям предстоит разбираться со следующей пивоборческой инициативой. Вместе с тем, автор отмечает, что вольница, вызванная законодательной неразберихой, долго не продлится.

При этом, как пишет “Труд”, некоторые издания отреагировали на инициативу президента статьями о том, как “президент разрешил своей стране пить “народный напиток” на улицах”. По всей вероятности, корреспондент газеты Светлана Сухая имеет в виду опубликованную в “Ведомостях” статью “Пиво вернули на улицы”. Авторы статьи отмечают, что пивовары восприняли решение президента как “возврат к здравому смыслу”. Такое мнение, в частности, было высказано вице-президентом SUN Interbrew Ириной Кибиной. “Законодательная инициатива депутатов была сформулирована недостаточно четко. И те предложения, которые выдвинул президент, сходны с предложениями пивоваров”, – согласен с Кибиной менеджер по связям с общественностью компании “Пивоварни Москва – Эфес” Кирилл Устинов. Аналитик Альфа-банка Александр Свинов утверждает, что если бы закон был принят в прежнем виде, “потери рынка были бы колоссальны”.

“Известия” откликнулись на публикацию в “Ведомостях” статьей “Пиво вернется на улицы ненадолго”. Подчеркивается, что депутаты пытаются представить поправки президента как рядовое событие в работе по усовершенствованию закона, однако пивовары убеждены, что президент встал на их сторону. Президент Российского союза пивоваров Вячеслав Мамонтов подчеркивает, что ограничение продаж пива спровоцирует рост потребления водки. Корреспондент “Известий” Галина Паперная при этом обращает внимание, что схожего мнения придерживается глава комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов.

В то время как пивовары смогли добиться некоторых послаблений или хотя бы отсрочки от репрессий, сгустились тучи над производителями беленькой зарубежного разлива. Газета “Тверская, 13” сообщает о предложении Юрия Лужкова вернуть России приоритет в использовании названия “водка”. С таким сенсационным заявлением московский мэр выступил на церемонии открытия экспозиции “История национальных напитков”. Если инициативы Лужкова окажутся востребованными, можно предположить взимание роялти с иностранных производителей “русского шампанского”.

Алкогольной выставке посвящена и опубликованная в “Газете” статья “Красная площадь под градусом”. Подчеркивается, что особое место занимает экспозиция, посвященная эталонной советской водке “Столичная”, на этикетке которой изображено здание, являющееся одним из символов СССР – снесенная ныне гостиница “Москва”. Генеральным спонсором выставки выступила компания “Алкомир”.

“Вечерняя Москва” откликнулась на знаменательное событие статьей Ивана Измайлова “Мороз и водка – день чудесный”, которая призвана изменить складывающееся в последнее время новое стереотипное отношение к “злодейке с наклейкой”. “Можно не любить водку. Можно обвинять ее во всех наших бедах и брезгливо морщиться при виде пьющих ее людей. Но представить без нее Россию вряд ли кому-то удастся, – заявляет автор. – Национальная гордость просыпается в каждом, кто наблюдает иностранца, впервые пробующего нашу водку. Давно замечено: если западный писатель хочет показать своего героя решительным, находчивым, нестандартно мыслящим – он заставляет его пить водку. Такой уж образ русского напитка и самой России сложился в мире, и нечего его стыдиться. Не стоит видеть в водке причину всех наших бед, повального пьянства и вырождения нации. Причина эта совсем в другом – в безысходности, взращенной нищетой и бездарным управлением. Что при Брежневе, что сейчас люди у нас спиваются не хорошей водкой, а дешевым “сучком” и мерзопакостными “плодово-выгодными” винами. Пора перестать путать пьянство с питьем и делать вид, что мы трезвая нация, которую испокон веков спаивают коварные враги. Алкогольная традиция – такая же неотъемлемая часть русской культуры, как французской или английской. А такие люди, как Петр Смирнов, не меньше заслуживают уважения потомков, чем Дом Периньон или вдова Клико”.

Однако если водка национальное достояние, производители сорокоградусной должны быть также интересны Генпрокуратуре, как нефтяные и прочие олигархи. “Коммерсантъ”, продолжая цикл, начатый арестом Гусинского, опубликовал статью Дмитрия Доброва “Кто пойдет за водкой?” Как пишет автор, сегодня все чаще слышны призывы к “усилению роли государства” на алкогольном рынке. В плане мероприятий, например, создание казенного предприятия, которое будет монопольно заниматься поставками спирта на ликероводочные заводы. “После этого любой самый несговорчивый ЛВЗ будет любить государство и конкретного чиновника вечно”, – резюмирует Добров. В правительстве также обсуждается идея по передаче части функций по надзору Госнаркоконтролю.

“Что же касается грандов отрасли вроде московского “Кристалла” или самарского “Родника”, то, как показала история с тем же “Юганскнефтегазом”, продать эти предприятия в “надежные руки” будет делом техники. Тем более что консультации в верхах “по распилке” “Кристалла” уже начались”, – сообщает автор. – Если ко всему вышесказанному добавить успехи ФКП “Союзплодоимпорт” на почве отвоевывания товарных знаков, то получается фактически полный комплект для монополии: контроль за поставками сырья, контроль за производством собственно водки и арсенал известных товарных знаков”.

Об усилении позиций “Союзплодоимпорта” пишет и корреспондент “Российской газеты” Евгений Арсюхин в статье “Россия протрезвела”. Сообщается, что премьер Фрадков подписал постановление о поручении ФГУПу защищать интересы России в тяжбах по поводу алкогольных брэндов с иностранцами. Арсюхин в связи с этим напоминает давнюю историю о том, как марки Stolichnaya и Moskovskaya стала продавать за рубежом, “группа лиц”, сами брэнды оказались приватизированными, и РФ утратила на них право. Под группой лиц имеется в виду компания SPI, которую возглавляет Юрий Шефлер. Однако представители SPI заявляют, что у “Союзплодоимпорта” нет никаких шансов на победу, а судебные издержки после многолетнего процесса составят как минимум 20 миллионов долларов.

Евгений Арсюхин считает, что российской государство пошло по путям, проторенным еще Дмитрием Донским и Иваном Грозным: “Государственная монополия на спиртное, аннулированная в правление Бориса Ельцина, рассматривается как приоритетное направление в экономической политике, а водочные доходы – как незаменимое подспорье для бюджетов. В целом подход себя оправдал: хотя нация “спивается” уже лет 600, Россия пока жива, а водочные деньги не раз служили стране хорошую службу”.

В то время как Россия обдумывает, как приступить к национализации брэнда “водка”, Франция уже монополизировала шампанское. В связи с этим “Труд” не исключает, что в России “шампанским чокнулись в последний раз”, так как перспектива вступления России в ВТО принуждает подчиниться требованию о переименования напитка в игристое вино. Тем не менее, в прошлом году виноделы выпустили 41 миллион бутылок шампанского.

Если поправки Путина немного успокоили пивоваров, то уход Теймураза Боллоева из компании “Балтика” за две недели до Нового года продолжает будоражить пивную общественность. На страницах “Московских новостей” о причинах отставки флагмана отрасли размышляет Борислав Михайличенко в статье “Мавр уходит наверх”. Как стало известно Михайличенко, еще в 2001 году, когда сменился собственник компании, Владимир Путин предложил Боллоеву пост министра сельского хозяйства. Тогда же началась информационная кампания по подготовке общественного мнения Санкт-Петербурга к тому, что в развитых странах менеджер, осуществляющий непосредственное руководство, не должен засиживаться на своем месте больше 6 – 7 лет.

Борислав Михайличенко подчеркивает, что вокруг ухода главы “Балтики” сохраняется интрига: “Боллоев покинул созданную и взлелеянную им компанию не просто потому, что к концу 2004 года так сложились обстоятельства. И уж совсем не потому, что из своих возможностей в бизнесе он выжал максимум. Вопрос сейчас в том, кто кому послал знак. Кремль, просчитывая после Беслана возможные варианты развития событий, намекнул Боллоеву, что тот вскоре может быть востребован? Или сам Боллоев (у которого в захваченной заложниками школе, по некоторым данным, находился кто-то из дальних родственников) решил из политика по призванию сделаться политиком по профессии и теперь подал соответствующий сигнал?”

Достаточно свежей новостью пивного рынка стало получение транснациональной корпорацией InBev контроля над холдингом SUN Interbrew. “Альфа-Эко” согласилась продать свой пакет акций за 260 млн евро. Как отмечают “Известия” в статье “Альфа” заработала на пиво”, это одна из крупнейших сделок в истории российского пивоварения. Как отмечает автор, в прошлом году представители компании “Альфа-Эко”, да и сам глава “Альфа-групп” Михаил Фридман неоднократно заявляли, что намерены не только увеличить свой пакет акций SUN Interbrew, но и со временем сделать его блокирующим, но эксперты без особого доверия отнеслись к этой новой инициативе “Альфы”. “С самого начала было понятно, что это чистая спекуляция, – сказал в беседе с “Известиями” генеральный директор агентства “Бизнес-Аналитика” Андрей Стерлин. – У них нет и не могло быть серьезного интереса к реальному управлению этим рынком”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ