В Госдуму внесен на рассмотрение новый проект закона о рекламе. Как пишут “Ведомости”, новая версия законопроекта имеет более сотни отличий от действующего варианта. Наибольшие изменения связаны с рекламой алкоголя, табака и пива. Так, полностью запрещается реклама алкоголя в теле- и радиоэфире, а также в наружной рекламе, в том числе и на стенах магазинов, торгующих алкоголем. Кроме того, существенно ограничивается реклама зонтичных брэндов. Но есть и послабления. Производители спиртного могут рекламироваться в любых печатных СМИ (за исключением первой и последней обложки) и использовать для этого образы людей в возрасте до 35 лет.
Пивоваров также ждут новшества. Им разрешили использовать в рекламе образы людей, животных и мультипликационных персонажей. Вместе с этим предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива в роликах должно занимать не менее пяти секунд рекламного времени.
Как пишут “Ведомости”, участники рынков, которых затронет новый закон, относятся к ограничениям и послаблениям по-разному. Пивовары считают идею депутатов разрешить использовать образы людей и животных в рекламе “возвратом к здравому смыслу”. Директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников отмечает, что в случае принятия новой версии закона пивоваренные компании сэкономят на пересъемке роликов “несколько миллионов долларов”. Вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина высказала удовлетворение тем, что иностранным компаниям не надо будет адаптировать свои ролики под российское законодательство.
Однако директор по маркетингу холдинговой компании “Веда” Дмитрий Баруков заявляет, что запрет на рекламу алкоголя в местах продаж серьезно осложнит жизнь водочникам, так как они лишаются последней возможности рекламировать свою продукцию. С ним согласен представитель одной из отраслевых ассоциаций. По его словам, около 40 процентов решений о покупке принимаются именно в магазине.
Участники рекламного рынка заявляют, что новый законопроект производит позитивное впечатление. По мнению вице-президента АКАР В. Евстафьева, “в нем нет очевидных нелепостей”. Его мнение разделяет исполнительный директор креативного агентства BBDO Moscow И. Кирикчи.
Новые правила игры определят ситуацию не только на отраслевом рынке, но и окажут влияние на экономический климат в стране. Как отмечает “Профиль” в рубрике “Тенденции”, производство алкоголя продолжает оставаться локомотивом роста пищевой промышленности – этот сегмент рынка сохранит тенденцию к ежегодному увеличению объема на 20 процентов. Аналитики “Профиля” считают, что сегодня в России создан благоприятный климат для развития алкогольной промышленности.
При этом, как следует из опубликованной в “Профиле” статьи Елены Костюк “Сорок градусов в тени”, 40 процентов алкогольного рынка страны занимает контрафактная продукция. При этом подчеркивается, что это только по данным Росстата. Неофициальные оценки еще более пессимистичны: по подсчетам ряда аналитиков, на долю нелегалов приходится не менее 80 процентов рынка.
Е. Костюк подчеркивает, что ведущие производители алкоголя, обеспокоенные масштабом контрафакта, выступают за усиление госконтроля над рынком. “У них нет выбора, – пишет автор. – Иначе нелегалы просто сотрут их в порошок”. Гендиректор Группы предприятий “ОСТ” Елена Сорокина считает, что следствием процесса легализации неизбежно станет укрупнение рынка.
Однако рассмотрение закона о борьбе с нелегальным оборотом алкоголя в России, который подготовлен ко второму чтению в Госдуме, в очередной раз отложено по просьбе Минсельхоза, который крайне недоволен предложенной версией. Суть претензий Минсельхоза в том, что законопроект оказался слишком либерален и не решает главной задачи: не ставит жестких препон производству и сбыту нелегальной водки.
Участники рынка также признают, что хотя законопроект является шагом вперед, он не окажет серьезного влияния на нелегальный оборот. “Все предлагаемые меры по ужесточению контроля касаются легальных производителей и никак не распространяются на нелегалов. А нелегальное производство высветится только тогда, когда будут декларироваться объем производства, импорт, экспорт и розничные продажи. Для легализации рынка нужно ввести систему автоматического учета, в которой не будет места человеческому фактору”, – заявляет президент Национального союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов.
В то время как законодатели пытаются пресечь нелегальные каналы производства и поставки водки в России, пограничники пытаются пресечь деятельность интернациональных спиртоводов. Ноу-хау российско-латвийской бригады было взято на вооружение контрабандистами из Литвы, наладившими поставку спирта по трехкилометровому шлангу из сопредельной Белоруссии. Об интересной находке литовских пограничников сообщает “Труд” в статье “Водка переходит все границы”.
Однако водка способствует не только сближению стран и народов, но и перетеканию топ-менеджеров из одного региона в другой. “Вечерняя Казань” в статье с многозначительным заголовком “Ходорковский устал и ушел” пишет о переходе в обезглавленный “Татспиртпром”, “выписанного из Башкортостана варяга – экс-директор Стерлитамакского спиртзавода “Сталк” Рустама Исханова. Экс-директор завода Вячеслав Ходорковский свое решение сложить директорские полномочия комментировать отказался. Специалист по связям с общественностью “Татспиртпрома” Искандер Сабаев дал следующее объяснение: “Вячеслав Владимирович Ходорковский работал директором с октября 1999 года, и поэтому пришло время ротации”.
Конец года вообще оказался богатым на новости о кадровых переменах. 15 декабря в “Газете” была опубликована статья Юлии Говорун “Из “Балтики” вытекает президент”, посвященная решению уйти в отставку Таймураза Боллоева. Исполнительный вице-президент холдинга Антон Артемьев, который займет место Боллоева, отставку своего шефа прокомментировал так: “Он добился всего, чего хотел”. Однако автор не исключает, что решение Таймураза Боллоева обусловлено “неопределенностью будущего на фоне последних претензий налоговых органов к крупным компаниям”. Юлия Говорун также отмечает, что на самом холдинге Боллоева считают “харизматической личностью, ярко выраженным диктатором, который в одиночку управлял компанией”.
Если публикация Говорун посылает тревожный сигнал – вряд ли уход полноправного лидера благоприятно скажется на работе компании, – то статья ее коллеги Василия Петренко “В Новый год с “Балтикой”, появившаяся в “Газете” через день, транслирует уже другой месседж: “Каковы бы ни были причины отставки Боллоева, занимавшего этот пост последние 13 лет, наверняка можно утверждать только одно. В этом году компании “Балтика” удалось удержать лидирующие позиции на рынке”. В статье подробно рассказывается об успешных итогах деятельности пивоваренного холдинга, а также сообщается о ее планах на будущее. “Компания продолжает расти даже при введении государственных ограничений в области рекламы, что свидетельствует о силе и устойчивости ее брендов”, – заявляет Петренко.
Обозреватель “Коммерсанта” Роман Овчинников подчеркивает, что сегодня муссируется несколько версий отставки Боллоева. По мнению ряда аналитиков, президент “Балтики” уходит из бизнеса, чтобы заниматься политикой, и теперь будет претендовать на пост президента Северной Осетии. Среди возможных новых мест работы господина Боллоева называется и администрация Санкт-Петербурга. “Однако для создателя крупнейшей пивоваренной компании России практически любая должность в горадминистрации была бы явным понижением”, – считает Овчинников.
На рынке обсуждается версия и о том, что Таймураз Боллоев ушел в отставку из-за недовольства западных акционеров. “Человек построил огромную империю, вся власть в которой была сконцентрирована в одних руках, – считает один из бывших топ-менеджеров “Балтики”, – система зависела только от него”. В результате в зависимости от показателей “Балтики” свои показатели приходилось корректировать и ее акционерам. Так, в прошлом году из-за неудач “Балтики” Carlsberg был вынужден объявить об 11-процентном падении операционной прибыли.
Однако политическая версия в силу своей экзотичности экспертам кажется наиболее интересной. Роман Овчинников предполагает, что Кремль в деле отставки президента Северной Осетии занял выжидательную позицию, но сегодня создается благоприятная ситуация для того, чтобы с почетом проводить на пенсию 70-летнего г-на Дзасохова.
Эта версия муссируется и в опубликованной в “Ведомостях” статье “Боллоев больше не пивовар”. Озвучивает ее президент медицинской ассоциации “Меди” Тамаз Мчедлидзе которая утверждает, что президент “Балтики” “мог бы стать президентом у себя на родине, в Северной Осетии”. Источник в администрации президента сообщил “Ведомостям”, что такой вариант обсуждался, но окончательного решения на этот счет не принято.
Мчедлидзе, однако, не исключает, что Боллоев захочет развивать свой бизнес, который мог бы привлечь других инвесторов. Боллоев – человек во всех отношениях достойный, и если он не будет приглашен на госслужбу, то может организовать собственное дело, чтобы поработать на себя, заявил “Ведомостям” гендиректор “Ленэнерго” Андрей Лихачев.