Совет Федерации подавляющим большинством голосов одобрил законопроект об ограничениях продажи и потребления пива. Однако пивовары, опрошенные корреспондентом “Коммерсанта” Дмитрием Добровым, заявили, что сумеют справиться с падением продаж после вступления закона в силу. “Бизнес всегда найдет возможности для того, чтобы не снижать объемы продаж”, – отметила вице-президент Sun Interbrew Ирина Кибина. С этим мнением согласен и директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников, который подчеркнул, что компания будет предлагать потребителям “легальные способы выпить пива”.
Как пишет “Коммерсантъ”, наиболее очевидным способом сохранения рынка является развитие продаж разливного пива через рестораны, бары и киоски, за которые может развернуться настоящая война между пивоварами. Однако выгоду извлечь из ситуации смогут только крупнейшие игроки. Директор по продажам “Очакова” Вячеслав Меркулов сообщил Дмитрию Доброву, что затраты на открытие в Москве одного ресторана площадью 300 кв. м могут достигать $1 млн. При этом окупаемость проекта составляет восемь-десять лет.
Вариантом решения проблемы может стать создание СП с ресторанными сетями. По такому пути пошла компания Sun Interbrew, заключившая с компаниями “Арпиком” и “Ростик групп” соглашение об открытии ресторанов “Сибирская корона”, Staropramen и Beck`s. По словам пресс-секретаря “Ростик групп” Валерии Силиной, при создании подобных СП контрольный пакет акций достается ресторатору, который управляет проектом. Соответственно, инвестиции пивоваренной компании в случае открытия ресторана уменьшаются как минимум вдвое. Но даже в этом случае большинство участников рынка будут испытывать проблемы с финансированием проектов. “$500 тыс. – неподъемные деньги для мелких и средних пивоваренных компаний”, – считает представитель Союза пивоваров Александр Троицкий.
“Газета” отмечает, что в одобренном сенатом законе есть лазейки для пивоваров. Например, ограничения не касаются продажи пива в розлив, кроме того, непонятно, как быть с территориями, на которые субъекты РФ не распространят запретительные процедуры.
По мнению корреспондентов “Газеты” Марии Соловиченко и Арины Шариповой, пивовары, которые уже начали подсчитывать убытки, надеются на то, что закон будет трудноисполним. “Сегодня треть всего продающегося в стране пива выпивается на улице, и с улиц этот продукт никуда не денется, – заявил начальник пресс-службы компании “Балтика” Алексей Кедрин. – В стране еще долго будет дефицит доступных баров и ресторанов, и никаких программ по развитию специально отведенных мест для потребления пива нет”.
Однако председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов признался “Новым известиям”, что введение штрафа за распитие пенного напитка станет основанием для того, чтобы привить культуру домашнего потребления пива. Не считает депутат, что с принятием закона милиция начнет поборы с любителей пива: “На 100 рублей можно купить несколько бутылок пива. Или одну бутылку очень хорошего пива. И выпить это пиво дома. Так зачем отдавать эти деньги милиции?”
Ситуацию на рынке крепкого алкоголя по-прежнему определяет негативизм по отношению к “Союз-Виктану”. СМИ на протяжении двух недель не перестают возмущаться агрессивной политикой украинской компании, которая “вольготно чувствует себя на алкогольном рынке России, открыто нарушая законодательство страны”. Нужно отметить, что примеры недобросовестной конкуренции при продвижении отечественных брендов “Флагман”, “Вальс бостон” и “Гжелка” журналистов задели не так сильно, как аналогичное поведение варяга. К пулу борцов за этичность алкогольной рекламы присоединилась и “Парламентская газета”.
Как известно, “Союз-Виктан” активно размещает на ТВ рекламу минеральной воды “Неаполь”. Слоган акции “Дружба, проверенная временем” вызывает только положительные эмоции. Корреспондент газеты Валерий Юрьев при этом отмечает, что кадры из “водяного ролика” вместе с лозунгом про дружбу вдруг стали широко использоваться в водочной рекламе: “Это известный психологический прием “подмены” понятий, когда под видом одного товара рекламируется другой: стойкие покупательские ассоциации, связанные с невинным продуктом, ловкачи переносят на продукцию, которую закон ограничивает в рекламе. Прием “замещения” простой, но эффективный”.
Валерий Юрьев подчеркивает, что в отличие от российских производителей, балансирующих на грани фола, компания “Союз-Виктан” не обременяет себя даже видимой легитимностью.
Статьи, обличающие деятельность украинской компании, мирно соседствуют с рекламными материалами о достоинствах уникальной водки “Союз-Виктана” “На березовых бруньках”. Какую водку выбрать? Такой вопрос редко встает перед старыми друзьями. В каждой компании обычно есть свой фаворит, проверенный за многие годы. Но иногда хочется продегустировать что-то новое и необычное. Своеобразный интерес представляет водка, настоянная на березовых почках. Такой продукт выпускает компания “Союз-Виктан” – водку “На березовых бруньках”. Ее готовят на основе зернового спирта “Люкс” с добавлением лечебных трав зверобоя и тмина. Любой дегустатор скажет, что эта водка мягкая и “питкая”. Ее, как ни странно, вовсе не обязательно закусывать сочной свининой. Подойдут и легкие закуски”, – доверительно сообщает корреспондент “Газеты” Ульяна Рябинина в статье “Водочные правила”.
В эпицентре скандала оказалось и Федеральное казенное предприятие “Союзплодоимпорт”, владеющее правами на знаменитые советские водочные бренды. “Русский курьер” опубликовал статью Станислава Таранова “Союзплодоимпорт” подвела дружба”, в которой, в частности, сообщается следующее: “Не прошло и года с тех пор, как глава ФКП Владимир Логинов доверил производство “Столичной” и “Московской” водок группе “ОСТ”, как та была уличена в обмане налоговых органов и поставках некачественной продукции”.
“Русский курьер” со ссылкой на агентство “Комиинформ” отмечает, что 2 декабря власти Республики Коми обвинили “ОСТ” в продаже паленой водки. По данным республиканского Госкомстата, за девять месяцев 2004 года было зафиксировано 466 смертей от алкогольных отравлений. “Если в ходе следствия выяснится, что хотя бы один человек пострадал от “Столичной” или “Московской”, то на самих брендах и планах по перепозиционированию их в сегмент “премиум” можно будет смело ставить крест”, – резюмирует Таранов. Корреспондент “Русского курьера” при этом подчеркивает, что независимо то того, какими будут результаты расследований, репутация компании уже пострадала: “Факт налицо: надежный контроль за качеством государственного алкоголя отсутствует”. Газета также отмечает, что не может не настораживать поразительное безразличие Владимира Логинова к скандальной ситуации вокруг “Ост-Алко”.
Близость новогодних праздников стимулирует интерес к извечно праздничной теме шампанского. “Россiя” в статье с лиричным заголовком “Под мелодичный звон бокалов” дает советы, как выбрать правильное шампанское. Если верить корреспонденту газеты Алевтине Сухомлиновой, марки “Вдова Клико” или “Моэт э Шандон” любители сэкономить вполне могут заменить “не менее замечательным шампанским, изготовленным отечественными производителями и нашими ближайшими соседями”. Особое внимание “Россiя” обращает на шампанское, которое делается из винограда, произрастающего в Балаклавской долине. “Такой климат, как в Шампани, не уникален, – пишет Алевтина Сухомлинова. – В Европе существует по крайней мере еще один район, где погодные условия аналогичны. И французы, приезжающие в Крым, вынуждены константировать: виноград здесь произрастает по правилам и шампанское настоящее не отличишь!”
Накануне Нового года возобновились и споры вокруг брэнда “Советское шампанское”. В статье “Свободу “Советскому”!, опубликованной в “Ведомостях” сообщается о требовании Нижегородского завода шампанских вин (НЗШВ) признать незаконной регистрацию этой марки за казенным предприятием “Союзплодоимпорт”. Как заявил замгендиректора НЗШВ Владимир Егоров, завод обратился в палату по патентным спорам при Роспатенте с требованием лишить ФКП товарного знака “Советское” в середине ноября. Нижегородцы считают, что, поскольку наименование “Советское шампанское” содержится в госреестре алкогольной продукции и существует одноименный ГОСТ, зарегистрировать такой знак нельзя. “Мы выпускаем эту марку с 1940 г., а “Союзплодоимпорт” зарегистрировал товарный знак гораздо позже”, – добавляет Егоров. Заключать лицензионное соглашение с ФКП завод не намерен и по-прежнему продолжает выпускать “Советское шампанское”.
Однако юристы сомневаются в перспективах победы НЗШВ. Вместе с тем глава юридической фирмы “Усков и партнеры” В. Усков полагает, что наименование “Советское” абсолютно неохраноспособно, и считает действия НЗШВ правомерными. Однако патентный поверенный напоминает, что Роспатент уже отказывал подобным возражениям. Не уверен в победе НЗШВ и директор по связям с общественностью “Истока” Геннадий Фролов. Он также отмечает, что прежние попытки опротестовать право владения брэндом “Советское шампанское” не увенчались успехом.