Борьба с водочным сепаратизмом регионов не приносит результатов. Летом 2001 года для решения этой проблемы была введена система расщепленного акциза на алкогольные напитки. Как отмечает “Коммерсантъ”, предполагалось, что если местные власти будут получать доход от реализации алкоголя, они не будут препятствовать продаже водки из других регионов. Однако в жизни все получилось иначе: региональный протекционизм процветает, а крупные игроки алкогольного рынка страдают, что у теневиков появились дополнительные возможности для махинаций и продажи водки по бросовым ценам.
Депутат Госдумы и совладелец завода “Веда” Кирилл Рагозин считает, что система работы акцизных складов крайне непрозрачна, а поэтому необходимо перенести акцизы на производство”. С этим мнением согласен и другой депутат, основатель группы ОСТ Владимир Пекарев, считающий, что “акцизные склады свое отработали”. Судя по тому, что на встрече с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым крупнейшие производители единодушно высказались за возвращение к прежней схеме взимания акцизов на алкоголь, вскоре правила игры на водочном рынке могут измениться.
Если с региональным сепаратизмом бороться пока не получается, то в масштабах ЕврАзЭС, созданного на базе таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, ситуация развивается куда более благоприятно. “Ведомостям” стало известно, что до 1 июля 2006 г. будут ликвидированы барьеры для ввоза водки и табачных изделий, а до 1 января 2012 г. для ввоза спирта. В июле такой же график отмены ограничений Россия согласовала с Украиной. “Теперь мы делаем реальный вклад в свободную торговлю с остальными участниками СНГ”, – говорит генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота. По его словам, зафиксированные в графике сроки – предельные: если внутренние рынки участников союза будут готовы к конкуренции, пошлины обнулят и раньше.
Однако и.о. руководителя департамента аппарата ЕврАзЭС Андрея Точин не исключает, что отмена торговых барьеров может оказаться лишь временной. По его мнению, при резком увеличении импорта, например, грузинского спирта или украинского сахара Россия может ввести другие ограничительные механизмы. Гендиректор компании “Разгуляй” Артур Черников не исключает, что “в кризисной ситуации” компании могут обратиться в комиссию по защитным мерам при Минэкономразвития с требованием ввести ограничения на импорт.
Как пишут “Ведомости”, российские производители к введению благоприятных для варягов условий импорта относятся спокойно. Российский рынок водочных изделий выдержит “любое внешнее присутствие”, заявил председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
Что касается водочного рынка дальнего зарубежья, то на нем все отчетливее проявляется тенденция к экспансии российской символики. Например, на рынке Англии вскоре появится водка “Калашников”. Производится она будет в графстве Эссекс из российской пшеницы и ладожской воды. Как пишет “Комсомольская правда”, мысль использовать знаменитый российский брэнд для продвижения на Западе новой марки водки принадлежит британскому бизнесмену Джону Флори. Эта идея у него появилась несколько лет назад, когда работал в компании, выпускавшей товары, связанные с Россией. Два года ушло на то, чтобы связаться с Калашниковым, оговорить все условия и подготовить производство.
“Я всегда хотел укрепить доброе имя, присвоенное разработанному мной автомату, какими-либо другими хорошими делами, поэтому и не отказался от создания водки “Калашников”, – признался создатель знаменитого автомата. Сам Михаил Калашников стал почетным председателем водочного производства.
Ситуация на рынке вина складывается не менее благоприятно. “Коммерсантъ-Деньги” в статье, посвященной прошедшей в Сочи выставке “Вино. Водка-2004” делает выводы, что “крест на развитии виноградарства и виноделия в России ставить поздно”, так как “его развитие, похоже, уже не остановить”. Эксперты отмечают приток инвестиций в отрасль, хотя расходятся в оценках финансовых вложений. Так президент винного холдинга Gerros Group Валерий Логинов считает, что с 2001 года в виноградарские хозяйства, модернизацию и строительство винодельческих предприятий было вложено около $30 млн. Другую информацию приводит президент винного холдинга “Ариант” Александр Кретов. Он утверждает, что с 2002 года только “Ариант” вложил в свой краснодарский проект около $40 млн.
“Коммерсантъ-Деньги” отмечает, что развитие виноделия на Кубани во многом связано с деятельностью “Ариант”, так как другие игроки рынка (и отечественные компании, и иностранцы) пришли в Краснодарский край уже позже. Однако конкуренты “Арианты” отказываются признавать в ней лидера. Председатель совета директоров компании “Русская лоза” Дмитрий Богданов утверждает, что “Виником” еще в 1998 году решил поработать с качественными краснодарскими винами. “Как раз в 2001-м мы созрели для инвестиций в этом направлении и сегодня закладываем виноградники с французскими селекционными саженцами”, – уточняет Богданов. Уже упомянутый выше Валерий Логинов утверждает, что холдинг Gerros Group пришел в Краснодарский край раньше “Арианты”, однако потратил довольно много времени на скупку имущественных паев.
Перспективы развития российского рынка вина эксперты оценивают по-разному. Главный редактор газеты “Винная карта” Игорь Сердюк обращает внимание, что прирост в этом сегменте рынка составляет 10-15 процентов в год и эта тенденция пока сохранится. Игорь Сердюк отмечает, что виноматериалы не могут быть идеальным продуктом для производства качесвенных напитков, а потому инвестиции в виноградарство вполне оправданы. “В долгосрочном плане это себя окупит”, – считает эксперт.
Однако директор “Ставропольвиноградпрома” Сергей Лысенко признался, что не склонен доверять обещаниям инвестировать в виноградарство: “Да, кто-то что-то инвестирует, но, как мне кажется, делается это исключительно в рекламных целях – дескать, мы производим настоящее российское вино! А то, что это вино большей частью сделано из импортных виноматериалов, уже никого и не волнует. Я убежден: без господдержки виноградарства отрасль развиваться в принципе не может”.
Председатель совета директоров холдинга “Винный мир” Петр Каныгин согласен с Лысенко в том, что государство должно поддерживать виноградарей. Зампред комитета законодательного собрания Краснодарского края по имущественным и земельным отношениям Дмитрий Козаченко не сомневается в том, что в будущем ситуация должна улучшиться, так как у виноградарского лобби хорошие перспективы. Уже удалось добиться упрощения взимания акцизов с производителей натуральных вин. Сегодня своей главной задачей лоббисты считают принятие отдельного закона о винограде и вине.
Для пивоваров, однако, законодательные инициативы парламента ничего хорошего не принесли. Прошел первый шок после принятия антипивных поправок к закону о рекламе. Сегодня производители пива озабочены другой задачей: как понимать нововведения, которые поражают своей неоднозначностью. Прокомментировать ситуацию “Коммерсантъ” попросил начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергея Котова и его заместителя Сергея Пузыревского.
Собеседники корреспондента газеты Тимура Бордюга как могли уходили от прямых ответов. В конце концов, у Пузыревского вырвалось чистосердечное признание: “Однозначно сказать, как нужно делать рекламу пива для того, чтобы она соответствовала закону, и таким образом загнать ее в жесткие процессуальные нормы, ни законодатель, ни мы не можем и не хотим. Окончательная оценка творческих находок рекламистов останется за потребителем. В случае необходимости ФАС будет проводить специальные исследования на фокус-группах. Если окажется, что у потребителя в результате просмотра ролика складывается четкое и однозначное восприятие связи между потреблением пива и последствиями в виде улучшения психического и физического состояния, – значит, такая реклама попадет под запрет”. Как с подобным заявлением соотносится утверждение об объективности антимонопольщиков, остается загадкой.
Аналитики считают, что новые правила игры на пивном рынке приведут к серьезному изменению ситуации. Например, эксперты, опрошенные газетой “Новые известия”, заявили, что проблемы могут появиться у раскрученных брэндов, в частности, у лидера рынка компании “Сан Интербрю”. Представители компаний “Тройка Диалог”, “Атон” и УралСиб” уже выступают с заявлениями, что акции “Сан Интербрю” сильно переоценены. Обозреватель “Новых известий” Николай Серебряков не сомневается, что пивному гиганту сегодня необходимо пересмотреть не только свою рекламную политику, но и внести изменения в технологию сбыта и производства. В противном случае позиции “Сан Интербрю” значительно ухудшатся, считает Серебряков.
При этом общей проблемой для пивоваров является переверстка бюджета. “Ведомости” отмечают, что “Ярпиво” в 2005 году сократит расходы на телерекламу в два раза, увеличив затраты на наружную рекламу и проведение BTL-мероприятий. Обозреватель газеты Николай Дицман не сомневается, что похожим образом перераспределяют рекламные средства другие производители.
Игорь Кирикчи, исполнительный директор рекламной компании BBDO Moscow, обслуживающей SABMiller, отмечает, что за неполный первый месяц действия закона объем ТВ-рекламы пива уже сократился на 60 процентов. По прогнозу эксперта, к концу года, когда существующие ролики будут адаптированы к введенным ограничениям, на ТВ вернется около 20 процентов объема пивной рекламы. Остальные 40 процентов перераспределятся главным образом в наружную рекламу, где составят серьезную конкуренцию производителям табака.
Есть и другие мнение. Олег Поляков, управляющий партнер агентства HMS Komandarm, которое размещает рекламу Heineken, сомневается в том, что объемы пивного BTL будут расти. По его прогнозу, часть ТВ-бюджетов уйдет на региональные телеканалы.