В Санкт-Петербурге создана Ассоциация производителей алкогольной продукции. Как пишет “Коммерсантъ”, от других многочисленных профобъединений участников алкогольного рынка ее отличает одно важное обстоятельство: ассоциация создается при неформальном участии властей города, которые будут вести переговоры с руководителями других областей о продвижении спиртного петербургского розлива. До сих пор защита местных производителей со стороны региональных властей сводилась к минимизации поставок водки из чужих регионов. Однако власти Санкт-Петербурга решили этим не ограничиваться. В их планах широкомасштабная экспансия.
Правда, в борьбе за чужие рынки петербургские власти готовы помочь своим производителям небескорыстно. Перед комитетом по экономическому развитию стоит задача втрое увеличить сбор акцизов в городской бюджет. Представители Смольного и сами производители говорят, что никакого соглашения типа “региональные рынки сбыта в обмен на рост собираемости акцизов” не заключалось. Однако эксперты считают, что именно подобная договоренность и стала основой создания новой ассоциации. “Для того чтобы заинтересовать производителей, власти вполне могли пойти на такой шаг”, – считает председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.
“Коммерсантъ” обращает внимание на то, что о создании новой ассоциации было объявлено на заседании консультативно-экспертного совета при комитете по экономике города, в который входят крупнейшие региональные производители горячительного – ЗАО “Вилаш”, холдинг “Веда”, ЗАО “Игристые вина”, ЗАО “Ливиз”, ЗАО “Ладога”, ЗАО “ВКЗ ‘Дагвино'”. Эти же компании станут учредителями новой ассоциации. Так что у аналитиков водочного рынка нет никаких сомнений в том, что независимость ассоциации от мэрии является чисто номинальной.
По всей видимости, одной из главных задач ассоциации станет и борьба с левой водкой. По данным “Российской газеты”, 90 процентов контрафакта, который реализуется на рынке Санкт-Петербурга, индустриального производства. Председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации В. Бланк, однако, подчеркивает, что нелегальная водка в основном поступает в Питер из других регионов страны: “Чтобы прийти к этому выводу, достаточно посмотреть на размеры квот на спирт в Петербурге и некоторых других регионах страны. У нас они составляют где-то около 0,7 декалитров на человека в год, а есть территории, где квоты в пересчете на душу населения будут 5-6 декалитров. Вот там и образуются “лишние” запасы спирта, что позволяет производить “левую” продукцию в промышленных объемах”.
Петербургские специалисты считают одной из основных причин массовости индустриального производства “левого” товара нынешнюю схему распределения уплаты акцизов. Комитет экономического развития Санкт-Петербурга подготовил обращение в Федеральную налоговую службу и Министерство сельского хозяйства с предложением перенести все 100 процентов уплаты акцизов на заводы-изготовители.
Питерским компаниям в реализации своих амбициозных планов придется соизмерять свои аппетиты с компанией Nemiroff, которая агрессивно завоевывает российский рынок. “Ведомости” сообщают о намерении украинской компании построить завод в России. Решение об этом может быть принято уже этой осенью. Пока Nemiroff от подробных комментариев воздерживается. Президент компании Яков Грибов отказался раскрывать детали проекта до его утверждения советом директоров.
Опрошенные журналистами “Ведомостей” участники российского рынка по-разному оценивают перспективы украинских коллег. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко считает, что собственный завод в России позволит Nemiroff если не нарастить объемы продаж в стране, то удержать их на прежнем уровне. Вице-президент РВВК Константин Попов при этом резонно замечает, что только наличие собственного завода не дает оснований для лидерства на рынке.
Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин полагает, что решение компании Nemiroff ничто иное как “игра на опережеие”. По мнению эксперта, менеджмент Nemiroff опасается введения защитных мер российским государством в отношении импорта с Украины. Шапкин считает, что в этом случае для Nemiroff было бы целесообразно построить предприятие стоимостью $6-7 млн. и мощностью 3-4 млн. дал водки в год.
“Союз Виктан”, второй после Nemiroff украинский производитель, также планирует открыть собственное производство в России, но только после того, как будет полностью загружено украинское предприятие.
“Ведомости” отмечают, что российские компании, в свою очередь, готовят симметричный удар. Так ТПГ “Кристалл” приступила к розливу “Гжелки” на украинском заводе “Арго”, чтобы сэкономить на пошлинах и транспортных издержках. Украинская “Гжелка” должна появиться в продаже уже в течение недели.
Тем временем ситуация на рынке пива продолжает ухудшаться. Еще не утихли возмущенные комментарии в отношении антипивных поправок к закону о рекламе, а Госдума уже задумала очередную атаку на пивоваров и взялась за редактирование проекта закона “Об ограничениях розничной продажи пива”. Если закон пройдет, то будет запрещена не только продажа пива несовершеннолетним, но и употребление ячменного напитка пива на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, “а также в других общественных местах”.
Как отмечают “Ведомости”, законотворчество депутатов приводит пивоваров в ярость. В частности, директор “Балтики” по маркетингу Андрей Рукавишников заявил, что развернута настоящая “охота на ведьм”. При этом Рукавишников не сомневается, что антипивная кампания заказана водочным лобби. Глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов попытку ограничить употребление пива в общественных местах Мамонтов назвал “очередной репрессией в отношении пивной отрасли”. Он считает, что надо развивать сферу общественного питания, а не запрещать пить пиво на улице. Поддерживает Мамонтова и менеджер по PR и внутрикорпоративной политике компании “Пивоварня Хейнекен” Анна Мелешина.
Тем не менее, производителям пива следует готовиться к худшему. Советник аппарата Комитета по экономической политике Евгений Никитухин считает, что вероятность принятия закона, хотя и с некоторыми поправками, достаточно велика.
Эксперты расходятся в оценках влияния нового законопроекта на ситуацию в пивной индустрии. Аналитик Альфа-банка Александр Свинов считает, что запрет снизит потребление на улице минимум наполовину, покупать пиво станут на 7,5 процентов меньше россиян, а отрасль потеряет порядка $470 млн. в год. Однако Алексей Кривошапко из Объединенной финансовой группы не верит, что закон будет выполним: “Получается, что вся милиция должна будет следить, не открыл ли кто-нибудь бутылку с пивом”. С ним солидарен аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов: “Недееспособность этого закона очевидна, и, даже если он вступит в силу, отрасль потеряет не более 1,5 процентов”.
Многие эксперты отмечают, что введение антипивных поправок еще больше укрепит позиции лидеров рынка, сделав практически невозможным продвижение новых брэндов. Однако Центр независимой потребительской экспертизы провел сравнительные испытания 18 марок бутылочного пива отечественного производства, которые доказали, что раскрученность марки далеко не всегда показатель отменного качества напитка. “Вечерняя Москва” сообщает, что по результатам тестов самым качественным оказалось пиво “Золотая бочка Классическое”, “Невское” и “Балтика №3”. Самое калорийное из протестированных образцов – пиво “Дон Южное”, а самое “диетическое” – “Балтика №0”.
Подтвердить указанный на упаковке объем содержимого – 500 мл – смогли только 5 образцов: “Балтика №3”, “Золотая бочка Классическое”, “Солодов Классическое”, “Три медведя” и “Толстяк Забористое”. Чуть больше пива оказалось в бутылках “Невское”, “Старый мельник”, “Holsten”, “Miller”, “Очаково” и “Сибирская корона Классическое”. В остальных образцах, участвующих в сравнительных испытаниях, был зафиксирован недолив от 5 до 15 мл.
Если следовать поговорке “сытый голодного не разумеет”, пивоварам сегодня нельзя рассчитывать на моральную поддержку со стороны производителей шампанского. Для производителей игристых вин ситуация развивается как нельзя более благоприятно. “Известия” со ссылкой на данные Национальной алкогольной ассоциации сообщает о взрывном росте производства шампанского – за 8 месяцев на 41,5 процентов. Обозреватель “Известий” Елена Суворова отмечает, что такими темпами не растет производство даже самых популярных в России напитков – водки и пива. Вместе с тем, она вынуждена признать, что как бы благоприятно не развивалась ситуация, производителям шампанского потеснить водку и все равно не удастся.
“Ситуация с шампанским объясняется тем, что акцизы на него не подняли и речь шла даже об их снижении”, – сообщил “Известиям” председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. Другими словами, производителям выгодно увеличивать производство при стабильном спросе. Акцизы останутся на прежнем уровне и в 2005 году, а потому алкогольная ассоциация прогнозируют продолжение бурного роста.
Старший аналитик компании “Бизнес-аналитика” Георгий Твалчрелидзе связывает эту тенденцию с ситуацией вокруг марки “Советское шампанское”. Как известно, права на эту марку получило ФКП “Союзплодоимпорт” и оно теперь выбирает заводы, с которыми будут заключены лицензионные соглашения. “Не исключено, что некоторые из производителей “Советского шампанского” попросту нарастили производство, чтобы переход на новые марки не был очень болезненным”, – считает Твалчрелидзе.
“Компания”, комментируя ситуацию вокруг знаменитого брэнда, отмечает, что в список лицензиатов “Союзплодоимпорта” не попали лидеры рынка – группа “Исток” и московский завод “Корнет”. В “Истоке”, правда, сообщили деловому еженедельнику, что вскоре соглашение с ФКП будет подписано. Однако директор по продажам “Корнета” Игорь Журавлев утверждает, что у компании есть законные основания не заключать договор с ФКП, так как она является равопреемницей Московского экспериментального завода шампанских вин, который производил “Советское шампанское” еще по соглашению с внешнеторговым объединением “Союзплодоимпорт”, правопреемником которого, в свою очередь, считается ФКП”.
Однако в будущем производителям шампанского придется столкнуться с более серьезной брэндовой проблемой. Глава Союза участников алкогольного рынка Владимир Цыганков отмечает, что после вступления России в ВТО российским производителям игристого вина придется отказаться от использования слова “шампанское”. Так что, по мнению Цыганкова, компаниям выгоднее развивать собственные брэнды. При этом в выгодной ситуации оказываются уже упомянутые выше “Исток” и “Корнет”, владеющие марками “Золотая коллекция” и “Надежда”.