ГРУППА SUN TRADE УХОДИТ ИЗ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

0:00
0

Пятничный обозреватель газеты “Известия” экс-министр финансов Александр Лившиц отмечает, что, несмотря на демонстрационные усилия властей “по наведению порядка”, рынок левого алкоголя процветает, а объем белого рынка, напротив, снижается. Эксперт заметил, что нелегалы на все инициативы правительства реагируют “быстро и адекватно”. Например, не успели власти ввести акцизные марки, как началось производство фальшивок, которые можно обнаружить только при помощи дефицитной дорогостоящей аппаратуры. А инициативу правительства по созданию ФГУП “Росспиртпром”, чтобы установить контроль над водочной отраслью, Лившиц называет “красивой, но неправдоподобной”: “Пора госснабов прошла. В том числе водочных. ЛВЗ будут бегать от спирта с акцизом. Поскольку дорогой. Станут брать “по-серому”. Прямо с заводов. Ловить бессмысленно. У нас одних ЛВЗ 534 штуки. А еще спиртовики. Никто не угонится”. Экс-министр финансов подчеркивает, что система запретов также малоэффективна, так как позиция нелегалов проста и естественна: “Чем круче запрет, тем дороже чиновник”.

По мнению Александра Лившица, решение проблемы требует отказа от иллюзий. “Для начала стоит признать: центр пока не справляется. Власть есть не только в Москве. Еще и в регионах. Пусть попробуют они. Только не надо командовать. Лучше пробудить интерес. Ведь хороший губернатор может многое. Увидит выгоду для бюджета – почистит рынок. Научит пить культурно. По-белому. Если, конечно, умелый и бесстрашный”. Кроме того, эксперт предлагает отказаться от практики повышения акцизов, которая неизбежно приводит к росту самопальной водки, которая дешевле и доступнее.

Нестандартного решения требует и другая актуальная для России проблема – борьбы с пьянством. Как следует из публикации в “Российской газеты”, ее тоже не решить запретительными мерами. Корреспондент Максим Новиков отмечает, что мировой опыт доказывает следующее: “Трезвость по принуждению порождала активное противодействие со стороны населения и приводила к сокрушительному провалу подобной политики”. Например, запрет алкоголя в Китае и странах ислама вызвали распространение наркотиков растительного происхождения. “Сухой закон” в США стал причиной употребления вреднейших токсических суррогатов. В Испании после введения ограничений на продажу, распределение и потребление спиртного среди несовершеннолетних резко возрос уровень подросткового алкоголизма. Этот парадокс, по всей вероятности, объясняется расхожей истиной, что запретный плод всегда сладок. В Финляндии в ответ на запретительные меры получил распространение алкотуризм в соседние Россию и Эстонию.

Однако, несмотря на доводы экспертов о неэффективности возвращения госмонополии на производство этилового спирта, эти идеи не теряют популярности. “Новая газета” со ссылкой на Интерфакс и РИА “Новости” сообщила о том, что с такой инициативой выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По мнению сенатора, это поможет России решить сразу много проблем, и, в первую очередь, проблему производства паленой водки. “И на Руси прекратится умерщвление мужиков”, – резюмирует Миронов. А еще он считает, что государственная монополия на этиловый спирт позволит реализовать социальные мандаты, в том числе в рамках закона о льготных выплатах.

Александр Лившиц в упомянутой выше публикации отметил, что российским предпринимателям нет равных в изобретении хитроумных изысков. Это доказывает статья, опубликованная в газете “Время новостей”, где рассказывается о новых способах мошенничества с налогом на добавленную стоимость, которые были недавно разоблачены Следственным комитетом при МВД. На этих махинациях попался целый ряд участников ассоциации делового сотрудничества “Надежда”, объединяющей крупные алкогольные и табачные предприятия Подмосковья.

Дельцы нашли лазейку в ст. 78 п. 12 Налогового кодекса, где говорится о возможности возврата НДС предприятию в случае, если сумма этого налога, выплаченная предприятием по линии производственных издержек, превышает НДС, перечисленный государству от реализации собственной продукции. В результате некоторые участники “Надежды” стали работать по довольно хитрой схеме. Так, согласно документам, ликероводочный завод “Долгие пруды” в течение трех месяцев 2001 года взял кредит в неком черногорском Миллениум-банке на 210 млн. руб. и приобрел на него у фирмы “Бизнес-Континенталь-М” линию по разливу ликероводочной продукции. Такие траты как раз относятся к производственным издержкам, а в сумму 210 млн. руб. входил и 20-процентный НДС. За этот же период предприятие реализовало мало продукции, с которой тоже уплатило НДС на незначительную сумму. Руководители “Долгих прудов” насчитали, что разница между налогом, выплаченным за проданную продукцию, и налогом, который был передан государству по линии производственных издержек, составляет 28 млн. руб. Именно такую сумму завод и потребовал возместить у Долгопрудненского УМНС.

Другой член ассоциации “Надежда” ООО “Русский напиток”, действуя по аналогичной схеме, потребовал у возврата НДС уже на 35 млн. рублей. Эта ситуация привлекла внимание Следственного комитета, который выяснил, что никакого Миллениум-банка в действительности не существует.

Что касается ситуации на рынке вина и пива, то она развивается под знаком протекционизма: у импортеров возникают новые преграды для осуществления поставок в Россию. Например, молдавские производители шампанского стали жертвой брэндового скандала, закончившегося предоставлением “Союзплодоимпорту” эксклюзивного права на владение товарным знаком “Шампанское”. На основании претензий ФГУПа Федеральная таможенная служба приостановит импорт в Россию игристых вин под маркой “Советское”.

“Коммерсантъ” отмечает, что на долю “Советского шампанского” приходится более половины российского рынка игристых вин, при этом как минимум 20 процентов этого напитка ввозится из стран ближнего зарубежья и прежде всего из Молдавии. С учетом того, что средняя контрактная стоимость молдавских игристых вин – одна из самых низких и составляет $0,75 за бутылку, речь идет о сумме $10-12 млн.

Российские производители шампанского, комментируя ситуацию для читателей деловой газеты, не скрывали своей радости. “Это очень хорошая новость. У всех российских предприятий большие пустующие мощности, – заявил начальник информационного центра компании РИСП Юрий Шорин. – Только наше предприятие загружено лишь на треть. Поэтому мы без труда восполним пробел, и никакого дефицита или роста цен не будет”. “Вполне логично, что ФКП, как законный собственник, пытается запретить нелегальное использование своей марки. По моей информации, они уже разослали уведомления во все контролирующие органы: налоговую и торговую инспекции, и таможню. В общем, все то же, что делали в свое время с водочными брэндами”, – вторит своему конкуренту глава Московского комбината шампанских вин Александр Разуваев.

Молдавские виноделы по вполне понятной причине придерживаются иного мнения. Гендиректор самого крупного импортера молдавских игристых вин торгового дома “Арома” Игорь Самкович считает, что проведение подобной политики – это “просто удар по потребителю, который лишится дешевой и качественной продукции”. Дмитрий Каранфил, менеджер по таможенному оформлению АО “Висмос”, которое является один из крупнейших производителей вин в Молдавии, признался, что запрет на импорт “Советского шампанского” будет весьма болезненным для компании, так как 70 процентов экспорта приходится именно на эту марку.

Как отмечает “Коммерсантъ”, и импортеры, и производители говорят, что готовы платить ФКП роялти – так же, как и отечественные производители. Более того, в компании “Дионис клуб” и на молдавском предприятии Milestii Mici уже заявили, что “ведут работу” над заключением лицензионного соглашения. Вместе с тем, авторы статьи не уверены, что попытки договориться с ФКП закончатся успешно.

Проблемы с импортом продукции испытает и украинская пивоваренная компания “Оболонь”. Как сообщают “Ведомости”, с конца июля поставки пива “Оболонь” в Россию практически прекратились, что связано с увеличением сроков таможенного оформления пива на российской границе. Замдиректора компании по экспорту Николай Лавренчук отметил, что сегодня растомаживаются втрое меньше вагонов. По информации “Ведомостей”, причиной стала проверка таможенными органами российской компании “Лидер”, на чью долю приходится примерно 60 процентов поставок “Оболони” в Россию. В распоряжении газеты оказалась копия письма из центрального таможенного управления ГТК за подписью генерал-майора Мухутдинова о проведении специальной таможенной ревизии в отношении ООО “Лидер” на основании данных о том, что компания могла нарушить порядок уплаты таможенных пошлин или соблюдение таможенного законодательства с начала этого года. Сотрудник управления сообщил, что в соответствии с Таможенным кодексом ревизия может продолжаться до двух месяцев.

Российские пивовары, комментируя ситуацию для “Ведомостей”, не могли скрыть удивления. “До сих пор только у россиян возникали проблемы с экспортом. Например, белорусские власти требовали платить двойной акциз или усложняли ввоз российского пива сложной процедурой лицензирования”, – отметил президент российского союза пивоваров Вячеслав Мамонтов.

Тем временем ужесточение пивной госполитики, проявляющейся в повышении акцизов и ограничениях на рекламу ячменного напитка, начало приносить результаты. Группа SUN Trade заявила об уходе из российского пивного бизнеса, передав свою долю в СП SUN Interbrew Ltd. компании Interbrew. В итоге Interbrew получит 75,5 процентов голосующих акций в SUN Interbrew Ltd.

Основной миноритарий, “Альфа-Групп”, которая, начиная с середины июля, приобрела на рынке 15 процентов акций СП, лишилась возможности собрать блокирующий пакет акций SUN Interbrew Ltd., дающий возможность влиять на принятие решений. “Газета” подчеркивает, что SUN Interbrew была одним из самых активных игроков рекламного рынка, продвигая пивные бренды “Клинское”, “Толстяк”, “Сибирская корона”. Аналитик агентства Advinter Марина Фурманова прогнозирует, что “Альфа”, вероятнее всего, продаст свои акции Interbrew, “которая намерена упрочить свой контроль над прибыльным бизнесом”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ