СОЮЗ ПИВОВАРОВ И АССОЦИАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ СОБИРАЮТСЯ ОСТАНОВИТЬ РЕКЛАМНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ

0:00
0

Наведя порядок на нефтяном рынке, Счетная палата принялась за производителей алкоголя. Проверив одного из крупнейших игроков водочного рынка, группу “Исток”, СП объявила, что компания недоплатила примерно 100 млн. руб. акцизов.

Как объяснил “Ведомостям” начальник инспекции СП Николай Поляков, согласно акту проверки в течение 2003 г. и I квартала 2004 г. по документам самой компании “Исток” отправил в Москву 1,634 млн. декалитров спиртного напитка “Аперитив” и 219 400 дал водки. Получателем груза выступил столичный дистрибьютор “Истока” – компания “Редмон”. Но по документам “Редмона”, предоставленным в Счетную палату, он не получал “Аперитива”, зато получил 2,94 млн. дал водки. “Поскольку в заявленном производителем “Аперитиве” содержится меньшее количества спирта, чем в водке, акцизов с литра было заплачено в среднем на 12,5 руб. меньше, чем положено”, – говорит Поляков. Половину этих акцизов, что как раз составляет около 100 млн. руб., “Исток” как производитель должен был зачислить в республиканский бюджет.

Конкуренты “Истока” считают, что обвинения СП в адрес “Истока” не лишены оснований. “Предприятия Северного Кавказа часто грешат тем, что продают водку непонятного происхождения по сверхнизким ценам”, – отметил председатель совета директоров подмосковной алкогольной компании “Столичный трестъ” Игорь Поляков.

Однако в Министерстве налоговых сборов Северной Осетии данные СП вызвали недоумение. “Когда палата в марте проводила проверку, ни о каких нарушениях со стороны “Истока” они нам не сообщали. Все это очень неприятно”, – говорит заместитель руководителя налогового ведомства Северной Осетии Хаза Бокоева.

Директор по связям с общественностью “Истока” Геннадий Фролов заявил, что компания уже около года не работает с “Редмоном”, а потому “не понятно, о каких документах идет речь”. В “Истоке” отказались сообщить “Ведомостям” координаты “Редмона”. Опрошенные “Ведомостями” участники алкогольного рынка тоже ничего не слышали об этой компании.

Корреспондент “Собеседника” Юрий Свиридов подчеркивает, что Северная Осетия по данным МНС относится к наиболее неблагоприятным регионам по сбору акцизов. В “черный список” МНС также попали Кабардино-Балкария, Дагестан, Новосибирск, Саратов, Воронеж и Рязань. “Проблемы налоговых неплатежей в регионе – показатель того, что коррупция проникла в правоохранительные структуры регионов, и свидетельство бездействия, а порой и потворствования местных властей организованной преступности”, – считает автор статьи.

Юрий Свиридов отмечает, что, согласно милицейским сводкам, фальсификат производят только негосударственные предприятия. В то же время, контроль и учет, а также охрана госсобственности плохо сочетаются с конкурентной борьбой на рынке.

Вот как прокомментировал ситуацию гендиректор “Росспиртпрома” Петр Мясоедов: “Алкогольный рынок – сплошной криминал. Большая часть алкоголя, который попадается на глаза, продается незаконно. Нам, легальным производителям, приходится очень нелегко. Требования к участникам рынка со стороны МНС с каждым годом ужесточаются, растут ставки акцизов. Не выдерживая конкуренции с контрафактом, разоряются добросовестные заводы. На рынке алкоголя нет здоровой конкуренции: идет война между легальным алкоголем и неучтенкой. Я о войне знаю не понаслышке. Но битва с бутлегерами напоминает борьбу с ветряными мельницами. В этой борьбе без вмешательства высшего руководства страны не обойтись”.

Мясоедов считает, что для наведения порядка в стратегически важной отрасли необходимо жесткое вмешательство государства: “Речь идет о колоссальных деньгах, которые проходят мимо кармана государства и, по сути дела, питают организованную преступность и терроризм”.

Тем временем региональные власти изобретают все новые рецепты для того, чтобы исправить последствия применения новой схемы взимания акцизов. “Российская газета” отмечает, что Ростовская область в прошлом году получила акцизных поступлений на треть меньше, чем планировалось. Губернатор области Владимир Чуб считает, что для исправления ситуации нужно не бояться применять административный ресурс. “Все, что наши производители предлагают оптовикам, последние должны брать. Не захотят – проводите проверки и, в конце концов, закрывайте их!” – заявил губернатор членам кабинета министров.

Таким образом, представителям акцизных складов была предложена следующую схема: если крупный поставщик, к примеру, из Краснодарского края, имеющий свою дилерскую сеть, везет в Ростов свои напитки, то ему нужно предлагать взять на реализацию в Краснодаре продукцию местного производства на ту же сумму.

Вот как прокомментировал ситуацию директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Владимир Бородай: “Если вывозиться из области будет ровно столько же продукции, сколько и ввозиться, то отпадет вопрос о том, какую долю на рынке занимают местные горячительные напитки. Сколько б ни занимали, в бюджет поступает одна и та же сумма – 100 процентов. А больше всех выиграет потребитель, ведь у него появится большой выбор продукции, причем качественной”.

Однако замминистра сельского хозяйства Кабардино-Балкарии считает предложение ростовских властей неприемлемым: “Водочный бизнес ежегодно дает республиканской казне 500 миллионов рублей. Это шестая часть доходной части бюджета. Наши производители ежегодно вывозят в другие регионы 130 миллионов бутылок водки, а население КБР за тот же период потребляет всего лишь 20 миллионов бутылок. В основном, это местная и дорогая московская продукция. Наш рынок просто не поглотит донскую продукцию, к тому же ее здесь никто не знает”.

Тем временем пивовары, забыв на время на конкурентных войнах, объединяются для защиты общих интересов. Союз российских пивоваров и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) намерены подписать соглашение “О социальном партнерстве”, в котором говорится о добровольных самоограничениях при производстве и распространении рекламы пива. Как пишет “Коммерсантъ”, для пивоваров это последний шанс повлиять на решение депутатов Госдумы, собирающихся в ближайший понедельник принять поправки к закону “О рекламе”, фактически запрещающие показ по телевидению пивной рекламы и спонсирование компаниями всевозможных фестивалей и праздников.

В соглашении говорится, что реклама пива независимо от средств ее распространения должна быть законной, добросовестной, честной и правдивой. АКАР и Союз пивоваров договорились, что в рекламных роликах не будет допускаться непосредственное обращение к лицам моложе 18 лет, не будет проводиться зависимость между потреблением пива и повышением социального статуса человека, а также уровнем его физического или умственного развития. Подчеркивается, что новых обязательств пивовары на себя не берут, так как все эти нормы уже прописаны в кодексе чести российского пивовара.

“Пивовары просто хотят гарантий соблюдения разработанных ими правил от рекламных агентств, – заявил “Коммерсанту” президент АКАР Владимир Евстафьев. – Мы готовы предоставить такие гарантии и еще внимательнее следить за производством ‘пивных’ рекламных сообщений”. Контроль за соблюдением условий соглашения будет возложен на созданную в марте этого года в рамках Совета ассоциаций медийной индустрии общественную комиссию по этике и добросовестности в рекламе. Нарушившим соглашение будет вынесено “официальное порицание”.

Однако сами авторы соглашения не очень верят в его успех. “Надежда на то, что Дума изменит решение, невелика, но может быть, это соглашение будет той каплей, которая точит камень”, – считает Владимир Евстафьев. Глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов высказал сожаление, что на заседание рабочей группы по обсуждению законопроекта “О рекламе” не были допущены даже представители правительства.

Несмотря на возникшие затруднения, рынок пива остается очень привлекательным. “Эксперт” сообщил о решении компании “Альфа-Эко” приобрести 10,4 процента акций пивоваренной компании Sun Interbrew. По словам вице-президента “Альфа-Эко” Игоря Барановского, группа “Альфа” намерена активно участвовать в управлении Sun Interbrew и планирует занять серьезные позиции на рынке пива России и стран СНГ. Однако аналитики пивного рынка сомневаются в серьезности намерений “Альфа-Эко” и утверждают, что компания просто занимается коммерцией. “Эксперт” обращает внимание, что скупка голосующих акций Sun Interbrew совпала по времени с окончанием срока действия соглашения между компаниями Sun и Interbrew, по которому до июля 2004 года ни одна из сторон не имела права продавать свои акции. Учитывая продолжающийся рост рынка пива в России, а также укрепление на нем позиций Sun Interbrew, эксперты полагают, что “Альфа-Эко” приобрела акции на два-три года в ожидании роста цен. Не исключено, что доля “Альфы” может быть увеличена за счет покупки десятипроцентного пакета индийской Sun, для которой пивной бизнес – непрофильное направление.

Что касается флагмана российского пивного рынка, компании “Балтика”, то она продолжает укреплять позиции. “Ведомости” со ссылкой на “Интерфакс” сообщают, что во II квартале 2004 г. “Балтика” увеличила объемы продаж на 14 процентов по сравнению с показателем аналогичного периода 2003 г. По отношению к I кварталу текущего года объемы продаж пивоваренной компании “Балтика” увеличились на 61 процент”. Доля компании на российском рынке пива в 2004 г. выросла на 2 процентных пункта – до 22 процентов.

Повышению рейтинга “Балтики” способствовал и недавно завершившийся в Москве фестиваль пива. Как пишет “Тверская, 13”, пивоваренная компания завоевала больше всего призов и по результатам Народной дегустации и по оценкам профессионального жюри “Осирис-2004”. Однако “Оболонь” добилась еще большего успеха. Украинская компания так же, как и “Балтика” получила восемь призов, но при этом у нее шесть первых мест. Лучшим пивом Москвы признано биттер нефильтрованное пивоварни “Семь холмов”, а самым народным пивом стал “Белый медведь” пивоварни “Москва-Эфес”.

Что касается пивоварни “Красный Восток”, то она, судя по всему, победила в сомнительной номинации “Самая скандальная реклама”. Рекламный ролик “Туалет”, продвигающий марку “Солодов”, был запрещен территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы в Казани. Поводом для возбуждения дела в отношении “Красного Востока” стали обращения граждан, возмущенных демонстрацией рекламного телеролика, утверждающего, по сути, что потребление пива увеличивает размеры мужских гениталий. Сотрудники ФАС сочли, что подобный креативный изыск нарушает сразу три статьи Закона “О рекламе”. Он дискредитирует людей, потребляющих меньшие объемы пива, а такая реклама в соответствии со статьей 6 закона признается недобросовестной. Кроме того, в рекламном сообщении утверждается, что товар якобы может влиять на физиологические параметры человека, и затрагиваются интимные проблемы, что запрещено 7-й и 8-й статьями закона. Антимонопольное управление официально запретило “Красному Востоку” дальнейшую трансляцию ролика, однако штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. за нарушение рекламного законодательства компании удалось избежать, поскольку “Красный Восток” сразу после предупреждения ФАС добровольно прекратил трансляцию ролика.

Тем не менее, газеты продолжают публиковать статьи о пользе потребления пива для мужчин. Так, “Московские новости” утверждают, что якобы давно уже доказано, что пиво ускоряет обмен веществ в организме и способствует омоложению клеток. “Как показывает опыт, люди, регулярно употребляющие пиво, стареют значительно медленнее, чем не пьющие пива вообще”, – авторитетно заявляет еженедельник. Газета также утверждает, что именно потребление пива в детском возрасте (правда, в умеренном количестве) помогло Арнольду Шварценнегеру превратиться из довольно хилого ребенка в супермена.

К подобным публикациям, как известно, ФАС интереса не проявляет. Возможно, потому, что газеты фактически перестали быть средством массовой информации.

ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

В 19-й выпуск нашего обзора вкралась досадная ошибка из-за небрежности, допущенной автором рубрики во время работы с материалом интервью директора по связям с общественностью компании “Диамант Алко” С. Азнаурьяна газете “Уральский рабочий”.

Исправляя ошибку, информируем читателей: водка “Беленькая” компании “Диамант Алко” производится на заводе “Традиции качества”, расположенном не в Екатеринбурге, а в экологически чистом районе Подмосковья (г. Краснознаменск).

В своем интервью г-н Азнаурьян отмечает, что миссия компании – возрождение культуры употребления хлебного вина, как неотъемлемого атрибута русской кухни: “Удачные технологические и маркетинговые решения, оригинальные рецептуры и высокое качество основного напитка, “Беленькой”, привели к тому, что сегодня “Традиции Качества” – одно из самых динамично развивающихся предприятий в своей отрасли. В 2002 году компания, по данным Национальной алкогольной ассоциации, по объему продаж занимала 42-е место в стране, а к концу 2003 года – вошла в десятку ведущих предприятий-производителей алкогольной продукции в Российской Федерации”.

К этому остается только добавить, что водка “Беленькая” удостоена Национальной премии за качество алкогольной продукции Национальной алкогольной ассоциацией и награды Министерства сельского хозяйства РФ – Гран-при 2004 г. дегустационного конкурса по алкогольной продукции на международной ярмарке “Продэкспо 2004 г.”, учрежденной Московской торгово-промышленной палатой”.

Администрация агентства WPS и автор обзора Н. Виноградская сожалеют о допущенной неадекватной оценке водки “Беленькая” и приносят извинения компании “Диамант Алко”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ