Кому на Руси жить хорошо, доподлинно неизвестно. Однако нет сомнений, что пить на Руси вольготно всем. Во всяком случае, об этом свидетельствует опубликованная в “Трибуне” статья, посвященная выставке “Пьющая Россия”, которая была организована промоутером Олегом Назаровым в ресторане “Hiс bibitur” (что переводится как “здесь пьют”). На представленных на выставке фотографиях запечатлены пьющие пиво Герман Греф и Дмитрий Козак, дегустирующий красное вино Григорий Явлинский, спортсменка Светлана Хаоркина с бутылкой шампанского, министр обороны Иванов с рюмкой беленькой в руках и многие другие персонажи политического и культурного бомонда.
На открытии выставки Олег Назаров произнес проникновенную речь: “Россия и алкоголь – два взаимосвязанных понятия. Это то же самое, что Ленин и партия, Хрущев и кукуруза, Чубайс и ваучер… Алкоголь, рождающий вдохновение и убивающий талант, обеспечивал в XX веке взлеты российской мысли до невообразимых высот и был причиной падения в бездну беспамятства… На протяжении всего столетия люди в России пили от радости и с тоски, для смелости и от страха, празднуя первый выход человека в космос и поминая погибших в Великой Отечественной войне… Пили и пели, пили и плакали, пили и побеждали… А зоркий взгляд фотографов на протяжении века это фиксировал”.
Назаров признался, что фотографы настороженно восприняли его предложение сделать выставку: “Мало ли что с нами может случиться, все-таки – первые лица за таким занятием”. Выбрать место для выставки было тоже непросто: клубы и питейные заведения отказывали по той же причине, что и фотографы.
Однако самым скандальным снимком фотовыставки стал Алексий II, подносящий к устам рюмку беленькой. Журналист “Собеседника” Ольга Сабурова подглядела, как ее коллега с одного из телеканалов внушал оператору, что снимать портрет патриарха в нестандартном антураже не стоит ни в коем случае: “Тогда нас точно закроют”. Автор фотографии Анатолий Белясов – один из пяти папарацци, чьи работы представлены на “Пьющей России”, рассказал, что “поймал” Патриарха выпивающим на 7-летии его интронизации.
Ольга Сабурова честно призналась, что испытывала творческие муки от того, что ей никак не удавалось закончить статью, посвященную алкофотовыставке. Видя ее мучения, друзья по журналистскому цеху посоветовали ей процитировать Довлатова, который никак не мог дописать фельетон, а тут пришли его коллеги и позвали за стол. “Доколе мы будем мириться с подобным безобразием, товарищи?!” – спешно написал Довлатов и побежал с друзьями пить водку.
К выставке “Пьющая Россия”, нужно понимать, был приурочен обзор корреспондента ИД “Коммерсантъ” Дмитрия Доброва “История: 2000-2004”, посвященный борьбе государства с олигархами на водочном рынке. “Последние четыре года ознаменовались большим количеством акционерных войн в отечественной пищевой и ликероводочной промышленности, – отмечает Д. Добров. – Это и неудивительно. Пищевую отрасль делили крупные финансово-промышленные группы. В ликероводочной в роли возмутителя спокойствия выступило государство, решившее собрать воедино все наиболее ликвидные активы”.
Одной из первых жертв борьбы стал основной владелец группы SPI Юрий Шефлер. Сообщается, что к 2000 году Шефлер добился значительных успехов: приобретя в 1997 $300 тыс. права на самые известные водочные товарные знаки у “Союзплодоимпорта”, группа SPI увеличило годовой оборот до $800 млн. После этого фортуна Юрию Шефлеру изменила. Сначала представители Счетной палаты заявили, что сделка по продаже товарных знаков совершена в ущерб государству, поскольку стоимость только двух марок – Stolychnaya и Moskovskaya – составляет как минимум $400 млн. Потом Минсельхоз оспорил итоги приватизации “Союзплодоимпорта”, а Роспатент перерегистрировал водочные товарные знаки на Российскую Федерацию. Дальше запахло криминалом: Шефлеру было предъявлено обвинение в угрозе убийства замминистра сельского хозяйства Владимира Логинова. В итоге глава SPI был вынужден уехать в Великобританию.
Следующий представитель новейшей алкогольной истории – глава ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. Когда тот возглавил “Росспиртпорм”, про Зивенко было мало что известно, что породило слухи о его связях с питерскими чекистами. Впоследствии, правда, выяснилось, что карьерным взлетом Сергей Зивенко обязан Аркадию Роттенбергу, тренеру Владимира Путина по дзюдо, который и порекомендовал его на пост главы ФГУПа. Впрочем, впоследствии именно Роттенберг летом 2002 года добился отставки Зивенко. Подчеркивается, что Сергей Зивенко ушел из “Росспиртпрома” не с пустыми руками. Он долгое время сохранял контроль над частью сбыта московского завода “Кристалл”. Кроме того, структуры Зивенко выкупили у “Кристалла” права на товарный знак “Гжелка”. Сейчас эта марка выпускается на принадлежащем бывшему руководителю ФГУПа калужском “Кристалле”. Сам Зивенко возглавляет ТПГ “Кристалл” с оборотом в $500 млн и на сегодняшний день является одним из крупнейших операторов водочного рынка.
Что касается гендиректора “Союзплодоимпорта” Владимира Логинова, то его назначение в ФГП, по мнению автора обзора Д. Доброва, было вполне логично: именно Логинов в должности замминистра сельского хозяйства возглавлял борьбу за возврат государству водочных товарных знаков Stolychnaya и Moskovskaya. Расправившись с Шефлером, Владимир Логинов продолжает вести брэндовые войны: сейчас он пытается лишить струкруры Зивенко прав на товарные знаки Cristall (более известного как “Кристалл – черная этикетка”) и “Гжелка”. Последняя из побед Логинова – регистрация товарного знака “Советское шампанское”.
И, наконец, последний представитель алкогольного олимпа – гендиректор “Росспиртпрома” Петр Мясоедов, к назначению которого, по слухам, был также причастен Аркадий Роттенберг. Подчеркивается, что Мясоедов оказался крайне непубличной фигурой. За все время руководства ФГУПом его не видели ни на одном официальном мероприятии, он ни разу не дал ни одного интервью. Если Зивенко контролировал во ФГУПе все, основные обязанности гендиректора “Росспиртпрома” сейчас фактически исполняет его первый зам Вадим Золотарев. Он же принимает ключевые решения по всем вопросам и ведет переговоры с другими операторами алкогольного рынка.
Дмитрий Добров считает, что несмотря на разговоры о грядущем слиянии “Союзплодоимпорта” и “Росспиртпрома”, этого, скорее всего, этого не произойдет. Противником слияния выступает Владимир Логинов, являющийся на сегодняшний день одним из наиболее мощных лоббистов на водочном рынке.
Если на водочном рынке разворачивается прежде всего идеологическая война, то на рынке слабоалкогольных коктейлей ситуация развивается более причудливо. Как пишут “Ведомости”, компании-конкуренты Bacardi Breezer и Diageo будут разливать на одном и том же заводе – “Браво-Премиум”. По словам Сергея Григорьева, регионального менеджера Beverages and Trading (“дочка” Bacardi-Martini), на днях на заводе “Браво-Премиум” была изготовлена первая партия коктейля Bacardi Breezer. Ранее представители “Браво-Премиум” объявляли о намерении разливать на своих мощностях главного конкурента Breezer – коктейль Smirnoff Ice компании Diageo. По словам источника газеты “Ведомости”, эта договоренность остается в силе и розлив Smirnoff Ice “будет начат в ближайшее время”. В компании Diageo получить комментариев по этому вопросу не удалось.
Участники рынка по-разному относятся к розливу конкурирующих марок у одного боттлера. “Кока-Кола” всегда разливается отдельно от “Пепси”. Был один прецедент в Скандинавии, но это исключение, а не правило”, – говорит директор по внешним связям российского представительства “Кока-Колы” Анна Козловская. “Это нормальная практика. Какая разница, где разливался продукт? Главное, чтобы он был качественным”, – считает Екатерина Анфиногенова, руководитель отдела маркетинга завода “ОСТ-Аква”.
Впрочем, Bacardi-Martini эта практика не очень устраивает. “Нам это не очень нравится. Пока компания занимает выжидательную позицию, до того как появится ясность, будет ли вообще производиться Smirnoff Ice на “Браво-Премиум”, – говорит Григорьев. – Возможно, мы согласимся на производство обеих марок на “Браво-Премиум”, но если будет альтернативный производитель – возможно, уйдем к нему”.
Растет и российский винный рынок, причем происходит это как за счет импорта, так и внутреннего производства. Как пишет журнал “Мое дело”, по словам советника гендиректора компании “ГБ Холдинг Вин” Олега Максименко, ежегодный прирост российского рынка натуральных виноградных вин составляет не менее 18%, и эта тенденция сохраняется в течение последних нескольких лет. При этом объемы реализации у компаний-лидеров рынка увеличиваются на 30-35% в год. За 2003 год внутреннее производство вина увеличилось на 20%, такой же прирост прогнозируется на 2004 год.
“Алкогольный рынок развивается стабильно при достаточно жесткой конкуренции игроков и большой потенциальной емкости самого рынка, – констатирует Ольга Краснова, руководитель отдела маркетинга компании Vinocdel. – Заметное продвижение наблюдается во всех секторах, и показатели объемов продаж вина неизменно растут”.
Аналитики алкогольного рынка отмечают, что на увеличение винного сегмента влияет рост доходов россиян и экономическая стабильность. “Давно замечено, что во время кризисов люди предпочитают крепкие спиртные напитки, используя их в качестве антидепрессанта, – отмечает О. Максименко. – Когда ситуация начинает выравниваться: растет благосостояние, зарплата, покупательская способность – люди переходят на слабый алкоголь”.
Подчеркивается, что рост рынка вина отмечается во всех сегментах и регионах страны. Растет как массовый сегмент, так и рынок элитного вина. При этом Молдавия хотя и продолжает занимать лидирующие позиции в структуре российского импорта, ее доля постепенно сокращается. Олега Максименко объясняет это быстрым ростом импорта из стран Нового Света и естественным старением молдавских виноградников. Вместе с тем, аналитик считает, что после проведения рекультивация старых виноградников Молдавия по прошествии трех-четырех лет начнет отвоевывать утрачиваемые позиции. По мнению эксперты, сходная ситуация наблюдается в Грузии, в которой проводится государственная программа, направленная на увеличение площадей виноградников и рекультивацию старых. Ожидается, что в 2006-2007 годы предложение качественных грузинских вин существенно увеличится.
Рынок пива, однако, переживает не лучшие времена: Госдума начала целенаправленное наступление на пивоваров. Принят в первом чтении законопроект “Об ограничении розничной продажи пива”, запрещающий продажу пива лицам, не достигшим 18 лет, а также в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Проект закона был внесен Законодательным собранием Омской области. Выступая перед журналистами, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что пиво нужно законодательно объявить алкогольным напитком. “У меня нет сомнения в том, что это алкогольный напиток”, – цитирует спикера “Интерфакс”. “Если это произойдет, реклама пива попадет под серьезные ограничения”, – считает экономический обозреватель “Ведомостей” Роман Кутузов.
Одним из самых ярых противников пивного лобби является Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР даже опубликовал в “Собеседнике” статью с претенциозным названием “Поколение пепси превращается в поколение пива”.
“Самое противное, что большинство производителей пива в России – подставные лица иностранных владельцев компаний, – заявляет Жириновский. – Огромный доход от продажи пива так или иначе утекает за рубеж, т.е. мы несем не только моральные потери, но и материальные. Я не люблю пиво. Но я не против него – если кому-то нравится, пей на здоровье. Не надо только хитростью, подлостью и обманом вовлекать в алкоголизацию страны все новые и новые поколения, не надо закрывать глаза на существующую проблему”.
Однако обозреватель “Московской правды” Лев Московкин считает, что лидер ЛДПР в своей антипивной риторике руководствуется корыстными соображениями. По его мнению, Жириновский превратился в столь упорного борца с пивной мафией, чтобы завернуть лоббистские деньги пивоваров в партийную кассу.
“Игры с пивом требуют твердой руки и ясной головы”, – констатирует корреспондент “Московского комсомольца” Михаил Тверцов. При отсутствии как первого, так и второго может получиться разве что маловразумительный пивной сериал, от которого никто и не ждет крепкого сюжета и внятных диалогов.