Воронежский суд разрешил “Воронежнефтепродукту” торговать конопляной водкой. Как пишет “Коммерсантъ”, еще в апреле на принадлежащих компании автозаправочных станциях начала продаваться водка Cannabis. В аннотации к этому напитку значится следующее: “Конопляная водка. Алкогольный напиток, приготовленный из экстракта конопляных зерен. Приобщайтесь к прекрасному напитку, но не забывайте о его удивительной силе!”. Однако появление конопляной водки сразу же привлекло внимание Госнаркоконтроля, который возбудил дело об административном правонарушении в отношении “Воронежнефтепродукта” по факту пропаганды наркотических средств. Согласно определению, продажа в магазинах АЗС водки Cannabis является пропагандой наркотических средств.
Однако “Воронежнефтепродукту” удалось обжаловать определение Госнаркоконтроля в Центральном суде Воронежа. В суде представителям компании удалось доказать, что она не является рекламодателем или рекламопроизводителем конопляной водки. Более того, психолингвистическая экспертиза выявила, что реклама на водке не пропагандирует наркотики, а способствует коммерческой реализации продукта. Теперь изъятую водку Госнаркоконтроль должен вернуть “Воронежнефтепродукту”.
Судя по всему, проведение психолингвистической экспертизы становится сегодня последним аргументом в судебном споре. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), являясь преемницей МАПа, намерена ввести запрет на манипулирование восприятием потребителей для раскрутки алкогольных брэндов под видом конфет, перца, газированной воды и прочих безобидных товаров.
“Мы предложим прописать в законе четкие нормы, которые определят совпадения брэндов, увеличим размер штрафов и сведем все ограничения на рекламу алкоголя в одном законе, – поясняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. – А среди санкций, помимо штрафов, могут обсуждаться изъятие лицензии и дисквалификация руководителей”.
Как сообщают “Ведомости”, две недели назад ФАС направила в правительство предложения по изменению закона “О рекламе”, которые предусматривают значительное увеличение штрафа за рекламу товаров под “алкогольными” марками. “Коммерческий эффект не должен застилать глаза компаниям, – говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Поэтому штрафные санкции должны быть сравнимы с прибылями, которые компании могут получить за счет недобросовестной рекламы”.
Однако сами нарушители возмущены планами чиновников. “Мы будем отстаивать свои права, в том числе и в суде, – говорит вице-президент по маркетингу РВВК Герман Климовский. – Мы на самом деле производим и продаем конфеты “Флагман”, зарабатываем на них деньги”.
В ФАС не склонны доверять аргументам Климовского. Для того чтобы определить, что же все-таки рекламирует РВВК – водку или конфеты – Федеральная антимонопольная служба намерена провести социологический опрос среди населения и выяснить, с каким товаром у потребителей ассоциируется данный видеоряд в рекламных роликах конфет “Флагман” на канале НТВ. После этого антимонопольная служба примет окончательное решение относительно дальнейшей трансляции скандальной рекламы, сообщает “Коммерсантъ”.
Опрошенные “Ведомостями” производители алкоголя опасаются, что данные подобных экспертиз могут быть предвзятыми, и закон будет применяться избирательно. Скептично оценивает планы антимонопольного ведомства и “Русский курьер”. Подчеркивается, что Игорь Артемьев со свойственным ему максимализмом не боится делать громких заявлений: “Предложенная им программа борьбы с монополизмом должна не больше, не меньше – расчленить крупные компании, пресечь связь губернаторов с бизнесом, а заодно изменить до неузнаваемости телевизионную рекламу”. Обозреватель газеты Константин Фрумкин считает, что если ФАС действительно всерьез начнет реализовывать анонсированные планы, Игорю Артемьеву можно будет только посочувствовать: “Ведь ему предстоит нешуточная борьба, как с бизнесом, так и с бюрократическим аппаратом, чьи интересы он неизбежно будет задевать”.
О том, насколько тесно связаны алкогольный бизнес и политика, свидетельствует, в частности, недавний инцидент в Приморье: 7 июня был убит один из влиятельнейших людей края, депутат думы Уссурийска Юрий Емец, который долгое время возглавлял АО “Уссурийский Бальзам”. Как пишет “Русский курьер”, несколько лет назад Юрий Емец возглавил думу города Уссурийска, которая фактически сместила прежнего мэра Владимира Ведерникова. По новому городскому уставу глава администрации стал избираться из числа городских депутатов. “Расчистив политическое поле в городе, Емец “взялся за экономику”, что привело к ряду конфликтов”, – отмечает корреспондент газеты Андрей Калачинский.
Сами игроки алкогольного рынка недовольны не только деятельностью ФАС, но и политикой Минэкономразвития, который предлагает изъять функцию лицензирования экспорта-импорта алкоголя из ведения налоговых органов и передать их государственным органам, ведающим внешнеторговой деятельностью вообще. “Московский комсомолец” отмечает, что Минэкономразвития решило пойти на этот шаг в целях вступления России в ВТО, плохо представляя себе негативные последствия: “Не принимается в расчет тот факт, что в законодательстве о внешнеторговой деятельности не учитываются особенности алкогольной отрасли в целом и отсутствуют реально работающие рычаги контроля над рынком импорта алкогольной продукции”.
Отечественные производители алкоголя и российские компании, закупающие спиртное за границей считают, что введение нового правила может повторить ситуацию начала 90-х годов, когда все киоски были завалены паленой водкой и поддельным вином, и даже магазинная покупка могла обернуться серьезным отравлением. “Если импорт практически никто не будет контролировать, то кто будет контролировать качество импорта? На этом фоне налоговые потери меркнут”, – констатирует обозреватель “МК”.
Политикой Минэкономразвития возмущена и “Московская правда”. Обозреватель газеты Сергей Дмитриев считает, что российские власти платят слишком высокую цену за либерализм. Дмитриев напоминает, что в большинстве стран ВТО и тех государств, которые, как и Россия, намереваются вступить в эту организацию, не только не спешат отменять лицензирование, но и вообще не планируют этого делать. “Получается, что либо мы снова стремимся показать себя правее правых, или же дело не в либерализме. А в тех самых сотнях миллионов долларов, которые кому-то во властных кабинетах не дают покоя”, – констатирует автор статьи.
При обсуждении проектов наведения порядка на российском алкогольном рынке эксперты постоянно обращаются к зарубежному опыту, чтобы дать возможность тем, кто принимает решения, поучиться на чужих ошибках. Один из самых животрепещущих вопросов – введение алкогольной “цензуры” для борьбы с пьянством и улучшения здоровья нации. Газета “Время новостей” рассказала, как эту проблему решают в Северной Европе.
Швеция – единственная страна Евросоюза, где сохраняется так называемый “полусухой закон”, согласно которому потребление водки снижается за счет высоких цены на спиртное. В Швеции самая дешевая водка – финская “Коскен корва” – стоит от 180 крон ($24), а “Столичная” – 230 крон ($31). В шведских продуктовых магазинах нельзя приобрести ничего крепче 3-градусного пива. Все остальное продается только через сеть специализированных государственных магазинов “Систембулагет”. На всю страну их всего четыреста. Работают они с десяти до шести, в субботу только до трех, воскресенье – выходной.
Как отмечает корреспондент газеты “Время новостей” Сергей Пакратов, жесткий алкогольный прессинг стимулирует охочих до выпивки шведов к поиску нестандартных путей решения проблемы. Например, шведы заказывают водку из Португалии через Интернет и отовариваются в соседней Дании. Сами шведы недовольны политикой своего заботливого правительства. По данным влиятельной шведской газеты “Свенска дагбладет”, 67 процентов опрошенных выступают за расширение продаж и снижение цен на алкоголь. Особенно активные граждане Швеции обращаются в Брюссельскую штаб-квартиру Евросоюза и указывают на несоответствие алкогольной политики Стокгольма правилам Единой Европы.
При этом сами шведы считают, что во многом преуспели в проведении антиалкогольной кампании и готовы помочь в наведении порядка своему менее успешному соседу. “Ведомости” со ссылкой на “Интерфакс” пишут о решении шведского консорциума “Скангари” помочь Карелии в борьбе с алкоголизмом и наркоманией на крупных промышленных предприятиях Петрозаводска. В качестве первого предприятия выбран Онежский тракторный завод (ОТЗ). В течение трех лет на борьбу с алкоголизмом в трудовом коллективе ОТЗ шведы собираются потратить 3 млн. крон. Проект “Стратегия по борьбе со злоупотреблениями наркотиками и алкоголем на рабочем месте” будет реализован в Карелии при поддержке Шведского агентства по развитию международного сотрудничества. Сообщается, что консорциум “Скангари”, уже около 150 лет занимается профилактикой алкоголизма и наркомании на предприятиях.
Не сладко живется и пивоварам, которые живут под домокловым мечом угроз приравнять ячменный напиток к алкоголю со всеми вытекающими из этого последствиями. Впрочем, антипивная политика вызывает неудовольствие не только у производителей, но и у московских властей. Как пишет “Московский комсомолец”, Юрию Лужкову вряд ли понравится, если депутаты Мосгордумы лишат его “сомнительных пивных праздников”, в которых московский мэр традиционно принимает активное участие.
В рамках начавшейся антипивной кампании в газетах появляются и публикации, повествующие о вреде употребления пива. Так “Медицинская газета” сообщает о результатах исследования ученых из Массачусетского госпиталя обнаружили, что “из всех алкогольных напитков пиво – самое опасное в смысле развития подагры”. Американский медики в ходе 12-летнего эксперимента установили, что ежедневное употребление пива на 50 процентов увеличивает риск развития подагры.
Однако аргументы о вреде пива пока не повлияли на позицию федеральных властей. Как пишут “Аргументы и Факты”, министр сельского хозяйства А. Гордеев на встрече с флагманом пивоваренной промышленности Теймуразом Боллоевым заявил о необходимости поддержки отрасли. “Если в отношении крепких напитков нужен жесткий подход – налоги, то пиво надо поддерживать”, – подчеркнул министр. Он напомнил, что отечественные пивовары поддерживают российскую экономику. Так, “Балтика” в прошлом году начислила в бюджет страны более 5 млрд. рублей налогов. “У этой компании, – заявил Гордеев, – правильный маркетинговый курс. Есть общегосударственная марка, которая выходит за рубеж, и бренды, отвечающие чаяниям местных потребителей”.
Обнадеживающим знаком для российских пивоваров является и награждение Боллоева орденом “За заслуги перед Отечеством”. Так что представители пивной индустрии пока могут “спать спокойно”. При этом, однако, придется принять во внимание, что российская политика – девушка капризная и ветреная.