Один из самых громких брэндовых скандалов, связанный с правом на использование марки “Смирновъ”, вступил в новую фазу. Суть конфликта в следующем: наследники знаменитого торгового дома обвинили в недобросовестной конкуренции производителей американской водки Smirnoff. В иске производители русской водки “Смирновъ” указывали на незаконность использования американцами этикеток, похожих на этикетки русской водки “Смирновъ”. Американский производитель водки пошел на уступки русскому торговому дому Смирновъ” и изменил этикетки своей продукции. Американцы убрали с нее надписи кириллицей, гербовую символику и другие элементы, копирующие оформление легендарной русской водки “Смирновъ”. Однако торговый дом “Смирновъ” будет продолжать судебные преследования американского клона, поскольку считает незаконным любое использование последним имени и репутации легендарной русской “смирновки”.
Как пишет “Торговая газета” история водки “Смирновъ” могла бы послужить основой для многосерийного детектива. Газета сообщает, что в 1920 году торговый дом был объявлен государственной собственностью и экспроприирован. Вскоре один из сыновей знаменитого “поставщика Его Величества” Владимир Смирнов эмигрировал из России. Его желание наладить в разное время водочное производство в Константинополе, Софии, Львове, Чехословакии, Франции и Америке не увенчалось успехом. Разорившись, Владимир в 1933 году решается поправить свои дела путем махинации. Он объявил себя потомком П.А. Смирнова и обладателем прав на использование марки, которые на самом деле к нему не имели никакого отношения, поскольку он продал все права, паи и привилегии своему брату Петру за 500 000 рублей еще в 1904 году. Несмотря на это, он повторно продает бизнес американскому бизнесмену Рудольфу Куннету. Так начинается история появления водки Smirnoff (нынешний владелец бренда – компания UDV), уже не имевшей ничего общего с Россией и самими Смирновыми.
Рудольф Куннет, не сумевший самостоятельно наладить бизнес, в 1938 году разделяет права на марку с корпорацией “Хьюблайн”. Однако в 1991 году Борис Алексеевич Смирнов объявляет себя единственным потомком П.А. Смирнова и регистрирует малое предприятие “П.А.Смирнов и потомки в Москве”.
Так началось изготовление водки “Смирновъ”, которая через 6 лет стала брендом №1 в России. Впоследствии из-за негибкого менеджмента совладелец предприятия Андрей Смирнов принял решение выйти из бизнеса и передал свой пакет акций торгового дома компании “Альфа-Эко”. Что касается Бориса Смирнова, то он передал 25 процентов своих акций торгового дома группе компаний “ОСТ”. В 2002 году акции “ОСТ также были выкуплены компанией “Альфа-Эко”. Но в наследство ей досталось не только громкое имя, но и ряд проблем юридического характера, так и не решенных прежним руководством.
В 2003 году, после основной подготовительной работы по восстановлению бренда, “Альфа-Эко” передала все права новому собственнику – компании 000 “Торговый дом по возрождению традиций П.А. Смирнова”. Команда управленцев, имеющая богатый опыт работы с ведущими алкогольными брендами на российском рынке, провела полный цикл работ по ребрендингу, подготовила продукт к запуску на производстве, построила эффективную систему дистрибуции. Компания предполагает, что 2004 год станет звездным для водки “Смирновъ” и в историю торговой марки войдет как год возрождения легендарной марки. Решение суда в Санкт-Петербурге – очень важный шаг к этому.
Тем временем решен и другой брэндовый спор: “Союзплодоимпорт” стал обладателем исключительных прав на товарный знак “Советское игристое”. В Федеральном казенном предприятии подчеркивают, что это решение позволит повысить контроль за качеством продукции. “Шампанские виноматериалы, – говорит руководитель департамента организации деятельности на российском рынке алкогольной продукции ФКП “Созплодоимпорт” Андрей Кобоян, – попадут под жесткий контроль. Например, “Советское” нельзя будет производить из очень дешевого сорта винограда Uniblan, что до сих пор делают некоторые производители”.
“Компания” отмечает, что если французы все-таки добьются запрета на использование слова “шампанское”, придется отказаться от марок “Российское шампанское”, и “Советское шампанское”. Зато останется “Советское игристое”.
На этом брэндовые скандалы не заканчиваются. Как стало известно “Коммерсанту”, водочная артель “Ять” заявила о намерении подать в арбитражный суд иск к компании “Экономаст”, производителю одноименной питьевой воды, за незаконное использование товарного знака.
Гендиректор “Экономаста” Сергей Быстряков претензии со стороны артели называет смешными и не заслуживающими внимания. “Мы имеем все законные права на свою продукцию и готовы к суду”, – заявил он “Коммерсанту”. Что касается конкурентов, то они отнеслись к брэндовму разбирательству прежде всего как к пиаракции, полагая, что в реальности оба производства контролируют одни и те же лица. Совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар к тому же отметил, что инициируя брэндовый скандал водочная артель “Ять” пытается избежать претензий антимонопольного ведомства. Сомнение в независимости “Экономаста” от артели “Ять” есть и у чиновников агентства ФАС. Источник в ФАС сообщил, что даже судебные иски к компании-производителю питьевой воды “Ять” не помогут водочной артели избежать штрафов за рекламу. “Мы выясняли, какое юридическое лицо производит воду, какое – водку. По документам, это разные компании, но их независимость друг от друга вызывает вопросы. Очень хотелось бы увидеть решение суда по этому поводу”, – заявили “Коммерсанту” в отделе контроля за соблюдением законодательства о рекламе ФАС.
Нужно сказать, что участников всех крупных брэндовых скандалов объединяет общая проблема – борьба с проявлением регионального сепаратизма. Так, Национальная алкогольная ассоциация, лоббирующая интересы крупных компаний, обратилась в МАП с заявлением о том, что руководители местных администраций и представили правоохранительных органов под предлогом поддержки местных товаропроизводителей и обеспечения занятости населения оказывают неправомерное давление на участников алкогольного рынка.
“Сложившаяся ситуация напоминает Европу периода феодализма, – отмечает первый заместитель директора ТД “Времена года” Александр Асланян, – каждый регион, словно мелкий князек, пишет свои законы и ставит свой мытный пункт”.
В МАП признают существование проблемы и то, что она носит перманентный характер. Но, как сообщили в пресс-службе министерства, решений по находящимся на рассмотрении обращениям до завершения реструктуризации ведомства в связи со сменой Кабинета министров вынесено не будет. Впрочем, в ряде компаний считают, что проблему можно решить и без помощи чиновников. “Как правило, в партнеры мы выбираем сильную компанию, которая не имеет этих проблем и выполняет все формальности, предписанные властными структурами. Не обходит, а выполняет”, – объясняет глава торгового дома “Времена года”. А в пресс-службе компании-дистрибьютора “Вестор” заявили, что на сегодняшний день ни один из регионов не оказывает настолько серьезного сопротивления, чтобы компания не смогла продвигать свою продукцию на их территории.
Как известно, сегодня на алкогольном рынке сохраняется тенденция к вытеснению водки слабыми напитками. Однако специалисты Минздрава относятся к этой тенденции не без опасения. Серьезную тревогу, в частности, вызывает рост популярности алкогольных коктейлей. Медики считают, что содержащиеся в коктейлях консерванты и ароматизаторы наносят серьезный вред здоровью потребительской аудитории, большинство которой составляют подростки.
Со ссылкой на данные компании “Бизнес-Аналитика”, “Известия” сообщают, что в прошлом году россияне выпили более 40 млн. дал слабоалкогольных коктейлей – продажи оказались примерно на 35-40 процентов больше, чем в 2002 году. Реальное производство этой продукции увеличилось еще больше, причем самый большой скачок эксперты зафиксировали именно в 2003 году. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2000 году было произведено 24,213 млн. дал коктейлей, в 2001-м – 26,697 млн. дал, в 2002-м – 33,009 млн. дал, а в 2003-м – сразу 45,903 млн. дал.
При этом наркологи неоднозначно оценивают последствия увлечения коктейлями. Так, директор НИИ наркологии Николай Иванец отмечает, что слабоалкогольные напитки являются “меньшим злом” и их потребление снижает риск возникновения наркозависимости. В то же время его коллеги, в частности руководитель наркологической клиники Яков Маршак считает, что потребление газированных коктейлей способствует развитию так называемого “баночного алкоголизма”.
Эксперты также развенчивают стереотипы о пользе “живительного пива”. Так, “Независимая газета” со ссылкой на результаты американских исследователей отмечает, что пиво доставляет удовольствие, однако не приносит пользы. Такие аргументы приводят сторонники ограничение рекламы пива. Однако ситуация на российском рынке пока не изменилась, а потому западные компании считают его весьма перспективным.
Как пишет “Коммерсантъ”, в начале апреля компания Heineken официально подтвердила информацию о строительстве в Екатеринбурге пивзавода стоимостью $40-50 млн. Ориентировочная мощность предприятия – 10 млн. дал в год. Крупнейшая в Европе и третья в мире пивоварня, компания последней пришла в Россию, купив в 2002 году петербургский завод “Браво Интернешнл” (ныне “Пивоварня ” Хейнекен””) за рекордные для рынка $330 млн. Сейчас компания занимает около 5 процентов российского рынка пива. Сообщается, что пивзавод Heineken в Екатеринбурге будет выпускать лишь российские сорта пива компании – “Бочкарев” и “Охота”.