КАК СКАЖЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА НА РЫНКА АЛКОГОЛЯ?

0:00
0

Затяжная война Министерства по антимонопольной политике с рекламщиками близка к завершению. И не только потому, что в структуре нового правительства самому МАПу места не нашлось. В соответствии с новыми веяниями, поощряющими усиление роли саморегулируемых организаций, за соблюдением правил игры на рекламном рынке теперь будет следить общественная Комиссия по этике и добросовестности в рекламе, созданная в рамках Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ).

Как пишет “Коммерсантъ”, в состав Комиссии вошли представители практически всех участников рекламного рынка – Ассоциации коммуникационных агентств России, Ассоциации рекламодателей, содружества “Русбрэнд”, Национальной ассоциации телерадиовещателей, “Медиасоюза”, обществ потребителей и производителей товаров. Комиссия будет следить за соблюдением в рекламной деятельности норм российского Рекламного кодекса (принятого в 2003 году в дополнение федерального закона “О рекламе”). Как утверждают сами члены САМИ, вновь созданная организация должна помочь участникам рынка договориться между собой и выработать общие правила игры.

Но участники рынка не намерены останавливаться на достигнутом. Они добиваются еще большей рекламной свободы. 4 марта на конгрессе, организованном Национальной алкогольной ассоциацией, было принято решение направить в Госдуму письмо с требованием отменить положения, запрещающие рекламу алкоголя. Свои призывы производители аргументируют тем, что в России водка – легальный продукт, поэтому ее реклама должна быть разрешена хотя бы в печатных СМИ и на уличных щитах. “Участники рынка полагают, что законодатели должны пойти навстречу производителям крепкого алкоголя, так как в противном случае алкогольные брэнды и дальше будут рекламироваться с помощью других продуктов (воды, конфет и проч.)”, – подчеркивает корреспондент “Коммерсанта”.

При этом издание отмечает, что поправки к Закону о рекламе появятся не раньше осени. Во всяком случае, пресс-служба МАП, который разрабатывает документ совместно с Минэкономразвития и Минпечати, обещает завершить написание законопроекта в конце сентября. В законопроекте будут более четко, чем в действующем законе, определены особенности размещения рекламы в радио- и телепрограммах, уточнен порядок размещения наружной рекламы, а также определены способы распространения рекламы товаров, имеющих ограничения к рекламированию. Подчеркивается, что концепция и техническое задание на разработку проекта уже утверждены правительством.

В ситуации стремительного старта административной реформы ведомственный прогноз оказывается фиктивным, так что пока аналитики воздерживаются от комментариев. Тем не менее, ясно, что стратегически важную отрасль в ближайшем будущем ждут серьезные перемены.

Неудивительно, что игроки алкогольного рынка в ожидании часа “Х” укрепляют позиции. В целях повышения эффективности менеджмента сменился гендиректор компании “Русский алкоголь”, которая входит в группу компаний “Промышленные инвесторы”. Как сообщает “Коммерсантъ”, вместо Золтана Золотова, который возглавит новый крупный проект холдинга, управлять “Русским алкоголем” будет Сергей Сорокин. В компании отмечают, что смена топ-менеджеров вызвана завершением преобразования системы управления алкогольными активами. В частности, единоличным исполнительным органом ликероводочного завода “Топаз”, одного из крупнейших производителей водки в Москве и Московской области, стала компания “Русский алкоголь”.

Что касается компании “Исток”, то она сосредоточилась на проектах региональной экспансии. Для менеджмента компании приоритетными являются и задачи улучшения имиджа. В региональной прессе публикуются статьи, разъясняющие читателям следующее: во-первых, осетинская водка вовсе необязательно является некачественной, а во-вторых, “Исток” уже давно перерос границы республики Северная Осетия, а потому называть предприятие осетинским – неправильно. “Исток” – общенациональная торговая марка.

Так, воронежский “Берег” сообщает, что Северная Осетия была выбрана для строительства производственного комплекса “Исток” отнюдь не из-за того, что регион удобен для реализации полукриминальных схем: “Ставка делалась на качество, а Северный Кавказ – исключительный уголок природы с благоприятной экологической обстановкой. Причем, решающее значение имеет доступ к уникальному горному источнику чистейшей ледниковой воды (откуда и название – “исток”). К тому же данное место близко расположено к зерновым регионам Юга России и к портам Черного моря (виноматериалы “Исток” завозит из Франции)”.

Имиджевыми проблемами озабочена и московская алкогольная компания “Ковчег”. В ноябре компания выиграла дело в арбитражном суде в отношении “Новой газеты”, которая опубликовала статью, которая нанесла ущерб репутации ООО “Ковчег”.

Скандальная статья “Водка, сахар и небо в клетку” была опубликована в газете 23 июня прошлого года. В ней автор в частности утверждал, что компания стала монопольным дистрибьютором водки на внутреннем рынке, благодаря тому, что одним из ее учредителей стал бывший заместитель министра сельского хозяйства и глава ФКП “Союзплодимпорт” Владимир Логинов.

“Новая газета”, которая была вынуждена опубликовать опровержение, в то же время отметила, что иск ООО “Ковчег” был удовлетворен частично. Например, было отказано в опровержении следующих сведений, содержащихся в статье: “…Впрочем, эта частная компания не брезгует и другой деятельностью, далекой от торговли алкоголем и продуктами питания. В прессе были опубликованы данные из двухтомного дела оперативной разработки на бывшего заместителя министра сельского хозяйства г-на Логинова, согласно которым фирма “Ковчег”, сотрудничая с ливанским бизнесменом Дахером Джамалем, якобы занималась поставками противогазов и иных спецсредств на Ближний Восток. Если верить оперативным справкам, то снаряженный Логиновым и его партнерами по бизнесу грузовой самолет был задержан сотрудниками МВД. Под видом продуктов питания на борту обнаружились запрещенные к перевозке грузы – патроны и снаряды, которые готовились к отправке в Грозный”.

При таком раскладе довольно сложно оценить, получила ли дивиденды компания “Ковчег” при опубликовании опровержения, которое напомнило о нелицеприятных фактах, промелькнувших в прессе более восьми месяцев назад.

Что касается ситуации на рынке вина, то, если верить “Известиям”, здесь укрепляют позиции игристые итальянские вина. Время для публикации статьи, в которой “пиарятся” вина Асти, было выбрано как нельзя более удачное: за несколько дней до празднования 8-го марта. “Традиционно самым женским вином считается Шампанское, – пишет корреспондент газеты. – Но у него есть еще более женственный конкурент – итальянские игристые вина Асти. Асти точно так же, как и Шампанское, заманчиво играет пузырьками, но в отличие от него – менее крепкое и более сладкое. Весьма привлекателен для наших женщин и более сладкий, но совсем не приторный вкус Асти. Ведь у нас предпочитают полусладкое или сладкое “советское шампанское”, а сухость настоящего французского Шампанского (сладким оно не бывает) многими воспринимается без восторга”.

Автор отмечает, что конкуренция в России между производителями Асти растет и обеспечивает широкий выбор напитков: кроме Mondoro, в магазинах можно встретить Асти под брендами Gancia, Martini, Cinzano.

Достаточно агрессивно в этом сегменте рынка ведет себя и уже упомянутый “Исток”. Для продвижения марки шампанского “Золотая коллекция” копания провела конкурс для самых отчаянных любителей сладкой жизни, одним из атрибутов которого непременно должно быть шампанское производства “Исток”. Шесть победителей конкурса получили путевки в Париж.

Продолжается и акция по продвижению вина как исключительно полезного напитка. Так, “Комсомольская газета” публикует статью врача-диетолога Марины Бурцевой, где сообщается, что в одном бокале вина содержится более 20 микроэлементов, все витамины В1, В2, В6, B12, С, Н и D. Кроме того, красное сухое вино по-своему составу сходно с желудочным соком, так что прием вина во время еды облегчает пищеварение. В районах, где много виноградников и каждая семья регулярно пьет домашнее вино, редко болеют аппендицитом и туберкулезом. Подчеркивается, что французы потребляют вина в 17 раз больше, чем наши соотечественники.

“Родная газета” с энтузиазмом поддерживает эту тему, поместив на своих страницах интервью с руководителем отдела реабилитации и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Давидом Ароновым. Профессор Аронов подчеркивает, что хорошее красное вино снижает риск атеросклероза и рекомендует мужчинам выпивать 200 г вина в день, а женщинам вдвое меньше.

И, наконец, мы дождались официальной рекомендации ВОЗ о допустимой среднесуточной дозе алкоголя. В день мужчины могут выпивать без риска для здоровья 60 г водки или 0,33 г пива. Не густо, но лучше, чем ничего!

Правда, впечатление несколько подпортила г-жа Холмогорова из Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины. Она считает вредным регулярное употребление даже малых доз алкоголя, поскольку существует опасность привыкания, а так же риск возникновения рака толстой кишки.

На рынке пива тон сейчас задает холдинг SUN Interbrew, который начал широкомасштабную рекламную кампанию. В ведущих деловых изданиях появились публикации о значительном укреплении позиций компании. Так, “Ведомости” называют холдинг лидером роста по результатам прошлого года. Газета подчеркивает, что по размеру занимаемой рыночной доли SUN Interbrew вплотную приблизился к крупнейшей российской пивоварне – “Балтике”.

Еще газеты сообщают о возможном слиянии Interbrew с бразильская компанией AmBev, что изменит ситуацию на мировом рынке пива, где пока лидирует американский производитель Anheuser-Busch.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ