ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ: ПИВНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ЗАПАДУ

0:00
0

Последний день января с полным правом можно назвать Днем русской водки. Дело в том, что именно 31 января 1865 года Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию “О соединении спирта с водой”, в которой с блеском доказывалось, что составление водки должно происходить не путём простого слияния объёмов, а точным отмериванием определённой части спирта. Как отмечает “Версия”, именно на основании диссертации Менделеева государством был установлен единый эталон “беленькой”, а сам Дмитрий Иванович возглавил комиссию, под присмотром которой выпускались крепкие напитки.

Однако сегодня, как известно, значительная доля производимой в России водки менделеевскому эталону не соответствует, а отчеты о безуспешной борьбе с контрафактной продукцией стали “общим местом” газетных публикаций. Тем не менее, Министерство экономического развития, поняв, что ни карательными, ни административными, ни идеологическими методами теневой рынок победить пока не удается, предлагает новую методику борьбы с “нелегалами”.

По мнению чиновников экономического ведомства, ситуацию можно значительно улучшить, если государство откажется от регулирующей функции алкогольного рынка, ограничившись функцией контроля.

Как сообщает газета “Время новостей” МЭРТ предлагает исключить из закона “О госрегулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” статью, позволяющую вводить госмонополию на алкогольном рынке. Начальник управления регулирования рынка алкоголя Минэкономразвития Андрей Межонов назвал вышеназванную статью атавизмом, так как “мера эта – неработающая, но позволяющая создавать вокруг этой проблемы нездоровый ажиотаж, к тому же препятствующая вступлению России в ВТО”.

МЭРТ также считает целесообразным отменить обязательную аккредитацию оптовиков. Ведомство Германа Грефа, провозгласившее одной из главных задач административную реформу и борьбу с коррупцией, считает, что право выдачи аккредитаций создает поле для злоупотреблений представителями местных властей. “Если теневой рынок сократится хотя бы на 10 процентов в результате упрощения всех этих процедур, это будет наша победа”, – заявил г-н Межонов.

Любопытно, что “Известия” делают прямо противоположное заявление. В статье корреспондента газеты Марины Смовж утверждается, что Минэкономразвития предлагает ввести госмонополию на алкогольном рынке. Так интерпретируется предложение МЭРТ оставить государству контролирующие функции. Подчеркивается, что создание специального ведомства для контроля за оборотом спирта прямо противоречит принципам дебюрократизации экономики.

Как пишет Марина Смовж, министерства в преддверии административной реформы пытаются “застолбить” за собой хозяйственные функции и устраивают передел контроля за прибыльными отраслями.

“Известия” подчеркивают, что введение госмонополии на оборот спирта вряд ли приведет к желаемым результатам. В беседе с корреспондентом газеты участники рынка отметили, что инновации могут привести к тому, что водочные предприятия будут для статистики покупать спирт у будущего госучреждения, а остальное – напрямую у спиртзаводов. Из этого Марина Смовж делает выводы, что кризисная ситуация сохранится, хотя акценты в ней будут расставлены по-другому. Так эксперты “Известий” прогнозируют, что законотворческие нововведения приведут к наращиванию нелегального производства спирта.

Главной тенденцией этого года, согласно другой публикации в “Известиях”, может стать изменение конфигурации алкогольного рынка. После подведения итогов за прошлый год стало известно, что ликероводочный завод “Кристалл” может утратить позиции лидера: ЛВЗ произвел продукции на 26,6 процента меньше, чем в 2002 году, его рыночная доля сократилась с 9 до 4 процентов. На самом “Кристалле” спад производства объясняют общей тенденцией к сокращению объемов спиртного. Однако конкуренты “Кристалла” более беспощадны в своих оценках. По их мнению, лидера отрасли подводит слабое управление.

Большинство экспертов сходится в мнении, что ослабление позиций “Кристалла” произошло после продажи “золотой коровы” завода – брэнда “Гжелка”. Подчеркивается, что согласно отчету Счетной палаты, “Гжелка” занимала более 50 процентов в производстве “Кристалла” и доход от нее был основным.

“Известия” сообщают, что СП продолжает проверять эффективность управления госпакетом “Кристалла”. В ведомстве Степашина пока затрудняются назвать сроки завершения аудита.

“Коммерсантъ” в публикации, посвященной анализу кризисной ситуации на заводе, делает акцент на выпуске облигационного займа. Подчеркивается, что “Кристалл” – далеко не первый производитель водки, выходящий на долговой рынок. Так, на продажу выставлены акции группы ОСТ (Черноголовка) и новосибирского ВИНАПа. При этом экономические обозреватели “Коммерсанта” Дмитрий Добров и Роман Овчинников обращают внимание на то, что ни один из участников алкогольного рынка не выходил на рынок долговых обязательств на фоне столь серьезного снижения показателей производства.

Эксперты, которых “Коммерсантъ” попросил прокомментировать ситуацию, отметили, что заводу, несмотря на сложности, удастся разместить облигационный заем, однако удержать доходность в пределах планируемых 12 процентов годовых будет очень сложно. По словам аналитика финансовой компании “Олма” Ольги Беленькой, “хотя ликвидность рынка и высокая, облигации третьего эшелона с такой доходностью сейчас вряд ли расхватают”. А аналитик банка “Зенит” Анастасия Шамина считает, что “Кристалл” разместит свой заем с доходностью “от 13 процентов и выше”.

Что касается ситуации на пивном рынке, то, похоже, что Россия всерьез решила дать отпор пивной экспансии Запада. Так, в ресторане “Пятый океан” видные общественно-политические деятели и представители культурной элиты собрались для оказания “гуманитарной помощи” посольствам западных стран. Как сообщает “Русский курьер”, участники акции внесли посильный вклад в пропаганду российского “живого” пива, которое, по утверждениям отечественных пивоваров, содержит 125 витаминов и полезных веществ супротив совершенно бесполезного, химического и вредного иностранного. В качестве гуманитарной помощи загнивающий Запад получил четыре пятисотлитровых бочонка пива с надписями “Из России – с любовью”, “На Берлин!”, “Мы лучше!”.

Нужно отметить, что производителям “живительного напитка” приходится завоевывать любовь не только капризных западных любителей пива, но и местных чиновников. С последними любви пока не случается. Так, столичные законодатели готовят очередную атаку на пивоваров. Как сообщает газета “Учет. Налоги. Право”, депутаты Мосгордумы и Мособлдумы твердо намерены добиваться того, чтобы пиво было причислено к алкогольным напиткам. Городской и областной парламенты договорились о создании совместной рабочей группы, которая будет готовить соответствующий законопроект. Подчеркивается, что главная цель законодателей – ввести лицензирование розничной продажи пива на федеральном уровне.

При этом знаменитые западные компании увеличивают свое присутствие в России. Так, компания Scottish & Newcastle, ставшая владельцем пивного холдинга ВВН, намерена выпускать в России пиво Kronenbourg и Foster’s.

Как сообщил “Ведомостям” Джереми Блад, директор по корпоративным связям S&N, компания приняла решение начать производство пива под марками Foster’s на петербургском заводе “Балтика” и Kronenbourg 1664 на пивзаводе “Вена” в сентябре – октябре 2004 г. Производство планируется начать осенью. “Аналитики давно ожидали этого шага, ведь именно сегмент лицензионного пива относится в России к числу наиболее быстро растущих”, – отмечает обозреватель газеты Андрей Мусатов.

Г-н Блад подчеркнул, что компанию не смущает невысокая известность Foster’s и Kronenbourg 1664 в России, так как сегмент премиум продолжает расти, а поэтому новые брэнды класса премиум станут прибыльным дополнением к уже существующим маркам “Балтики” и “Вены”.

Аналитик ОФГ А. Кривошапко считает, что перспективы Foster’s и Kronenbourg в России будут “эквивалентны усилиям и затратам на их продвижение”. Ежегодные вложения $3-5 млн. в рекламу позволят продавать несколько тысяч декалитров в год, полагает Кривошапко. “Если вкус не испортится, известность этих марок станет вопросом времени, так как брэнды довольно сильные”, – полагает Марат Ибрагимов, аналитик инвестиционной компании “Проспект”. Эксперт считает, что с помощью новых брэндов “Балтика” и “Вена” заметно укрепят позиции в сегменте лицензионного пива, который оказался в прошедшем году наиболее динамичным.

Приступить к выпуску новой марки лицензионного пива намерена и группа компаний “Пивоварни Ивана Таранова”. “Коммерсантъ” сообщил о завершении переговоров группы ПИТ с компанией Bavaria N.V. Мы рассчитываем объявить о сделке максимум через два месяца”, – заявил член совета директоров компании Bavaria N.V. Хамм ван дер Вейн. Сообщить параметры предстоящего лицензионного соглашения в Bavaria N.V. отказались. В компании ПИТ информацию о сделке подтвердили, но от дальнейших комментариев тоже воздержались. По информации “Коммерсанта”, скорее всего, производство пива Bavaria будет размещено на калининградском предприятии “Пивоварен”, где уже варится Goesser.

Аналитик ОФГ А. Кривошапко заявил, что сделку можно было прогнозировать, так как Bavaria один из последних популярных брэндов, который до сих пор не начал разливаться в России. По оценке Кривошапко, местное производство поможет марке выйти с нынешнего уровня продаж в несколько десятков тысяч дал в год до 2 млн. дал и вновь войти в десятку самых продаваемых в России иностранных брэндов. Алексей Кривошапко считает, что цена пива Bavaria должна быть в районе 20-25 рублей за бутылку. В то же время аналитик “Ренессанс Капитал” Наталья Загвоздина считает, что для активного продвижения пива понадобятся большие затраты: “Потенциал Bavaria нельзя сравнить с такими марками, как Tuborg или Carlsberg. Конкурировать это пиво будет, например, с Holsten”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ