Бутылка водки традиционно остается лучшим новогодним подарком, утверждает – “Столичная вечерняя газета”. Ну а не традиционностью к производству подарочного алкоголя отличился торговый дом “Времена года”. Он представил изумленной публике водочный набор “Чайковский”, включающий одноименную водку, стопки и диск c музыкой композитора. В общем, выпил – и внимай музыке сфер. Другой набор адресован любителям активного отдыха: бутылка водки, стопки и путеводитель по Москве. И правильно, какие могут быть прогулки по праздничному городу на трезвую голову! Но жемчужиной праздничной коллекции компании “Времена года” стала двухлитровая водочная бутыль в виде короны Российской империи. Фарфоровая корона расписана вручную и преподносится в коробке, обшитой красным бархатом. Создатели имперской водки утверждают, что застолье с такой бутылкой превратится в священнодействие.
Сувенирные наборы других компаний скромнее и прозаичнее. Так, московский винно-коньячный завод “КиН” предлагает водку “Матрешка”, компания “Столичный трестъ” – керамические штофы в виде Деда Мороза, Снегурочки или обезьянки.
Любой тамада, которому вменяется в обязанность заставить выпить даже непьющих гостей, обязательно обратит внимание на “говорящую водку” от торгового дома “Кристалл-Лефортово”. Бутылку держит на спине “напившийся вдрызг керамический морячок”. При каждом открытии бутылка произносит тост (всего их 14). Причем, во время застолья водка хохочет, булькает и периодически напоминает, что перерывчик между тостами затянулся. Называется водка такая – “Н-н-наливай!”.
Есть чем поразвлечься в новогоднюю ночь и любителям “высоких технологий”. “Московская газета” рассказала об изобретении устройства AWOL, аббревиатура которого расшифровывается как Alcohol without liquid (“Алкоголь без жидкости”). Устройство позволяет вдыхать смесь паров алкоголя и кислорода. По словам Доминика Симлера, придумавшего технологию, такая смесь мгновенно впитывается в кровь, а ее употребление не создает похмелья на следующий день. Изобретатель при этом утверждает, что в качестве источника алкоголя можно использовать любой напиток.
Любителям экзотики стоит в новогоднюю ночь отправиться в Удмуртию, где, по свидетельству “Независимой газеты”, сохранилась традиция приготовления древнего напитка – “кумышки”. Ученые полагают, что само слово произошло от тюркского слова “кумыс”, который варился таким же способом, только из кобыльего молока. Технология приготовления кумышки очень проста: на огонь ставят котел с забродившей пшеницей или картошкой, над котлом – деревянная бочка с холодной водой, а через нее проходит медная труба. Из нее сочится готовый напиток. Вначале – крепкий, потом – послабее.
Удмурты южных районов делали кумышку слабой, крепостью в два градуса. Северяне, наоборот, всегда уважали крепкий напиток, который горит, если его поджечь. Большой популярностью пользуется в Удмуртии “посятэм” – кумышка, подкрашенная ягодами – малиной, черемухой, с добавлением меда. Ее подогревают на огне и пьют горячей.
Кумышка с древности применялась удмуртами, марийцами и другими финно-угорскими племенами в религиозных обрядах. Как и другие галлюциногены, она позволяла войти в состояние эйфории, оторваться от реальности и соприкоснуться с богами. Обряды с питием кумышки до сих пор проходят в Алнашском районе Удмуртской Республики. Прежде чем выйти к участникам коллективного моления, жрец-восясь употребляет напиток и в состоянии легкого опьянения освящает приношения. Потом проводит моление, и в финале все пришедшие на священное место устраивают совместную трапезу.
Можно отправиться и в более дальнее путешествие, чтобы насладиться “муншайном” – именно так в Америке называют самогон, который стал популярен 70 лет назад, после введения сухого закона. “Самогоноварение не просто технологический процесс, – отмечает корреспондент “Новых известий” в Кентукки Виктор Родионов. – Это часть субкультуры целых регионов – “медвежьих углов” Америки. Производство муншайна здесь – традиция. Самогон гнали деды, и внуки занимаются тем же. Каждый “мастер” имеет свой почерк и гордится своей “маркой”.
“На самом деле ассортимент убогий и сводится к чистому кукурузному виски”, не без сарказма замечает Виктор Родионов, чье патриотическое чувство оказалось задетым за живое. И признается, что когда впервые услышал об американском самогоне, его изумлению не было предела: “Они что, с ума посходили! В пяти минутах от моего дома большой магазин – сотни видов вин, джина, водки, пива. Пей – не хочу! Кому нужен самопал?!” Однако оказалось , что этот бизнес дает фантастическую прибыль, а самогона объясняется тем, что он в несколько раз дешевле акцизных спиртных напитков.
Так что, говоря о нецивилизованном российском алкогольном рынке и засилии контрафакта, не мешает вспомнить о цивилизованной и преуспевающей Америке.
За неделю до Нового года принято подводить итоги. Главный редактор “Винной карты” Игорь Сердюк заявил газете “Ведомости”, что вино в России вернуло себе статус державного символа. “Этот факт еще многими не осознан, и едва ли можно сказать, что процесс возвращения вина к престолам государства Российского принял необратимый характер. Но лед тронулся”.
Г-н Сердюк искренне недоумевает, почему государство так долго не решалось приблизить к себе арсенал винных символов, потеряв на этом “несколько верных общественно-политических баллов”. “Нет продукта более близкого к идее государственности, чем вино, утверждает главный редактор “Винной карты”. – Великие державы нуждаются в красивых винах, которые подчеркивают их величие и вроде бы свидетельствуют об их благополучии. Вино прекрасно и дорого, как трон”.
Далее подчеркивается, что первым вклад в восстановление великодержавного статуса вина сделал Александр Починок в бытность министром по налогам и сборам. Починок всегда был открыт для контакта с представителями винных компаний и до сих пор является почетным гостем лучших дегустаций.
Свою лепту внес и депутат Госдумы Георгий Боос, который сегодня является Почетным магистром Командерии вин Бордо. Игорь Сердюк напоминает, что бордоская тема в околокремлевских кругах расцвела после нашумевшего президентского визита в Бордо, когда Владимиру Путину в Chateau Cheval Blanc подарили коллекцию редкого и дорогого вина. Именно тогда был дан “зеленый свет просвещенному винопитию”, – считает г-н Сердюк.
Повышение культуры потребления способствует выводу на рынок новых напитков. Например, французский коньяк “Prince Hubert de Polignac” за последние два года поднялся по объемам продаж в России с 13-го места на 6-е.
Polignac позиционируется как “честный коньяк для знатоков”. “Поклонники этой марки не стараются произвести на кого-либо впечатление, а просто доставляют себе удовольствие, наслаждаясь его изысканным вкусом”. – Так описал концепцию брэнда Александр Клочков, начальник группы маркетинговых коммуникаций ЗАО “Сварог”, эксклюзивного дистрибьютора марки Polignac. – “Потребление этого коньяка не терпит спешки и требует чувства меры, продолжает эксперт. – Этот напиток прекрасен в ограниченном количестве: 30-50 граммов тонизируют, 100 граммов – расслабляют, а все, что свыше – приносит тяжесть и недомогание”.
Правило трех “С” – “coffee-cognac-cigar” в интерпретации г-на Клочкова выглядит следующим образом: “Они должны дополнять друг друга, но ни в коем случае не перебивать. Гармония и сочетание вкуса – это главное. Поэтому чем выше категория коньяка, тем проще должен быть сорт кофе, с которым вы его пьете, и мягче – сигара. И наоборот”.
Тем временем, на рынке пива доминируют противоположные маркетинговые технологии: идеи продвижения брэнда должны быть оригинальны и утопичны, только тогда можно рассчитывать на серьезный успех. Это хорошо понимает Олег Тиньков, пригласвший к сотрудничеству скандально известного итальянского дизайнера Оливеро Тоскани.
“Компания” подчеркивает, что для эксцентричных художников типа Тоскани Россия – это прежде всего место обращения “шальных денег”, край “непуганых идиотов” и “страна свободных людей”. Последнее – особо важно для креативщика, который намерен реализовывать смелые концептуальные проекты. Однако, как правило, мечты о “свободе творчества” порождает слабая информированность, так как в России рекламой заправляют консервативные агентства и ультраконсервативные клиенты.
Компания “Тинькофф”, тем не менее, обещает стать исключением из правил. При этом подчеркивается, что Олега Тинькова и Оливеро Тоскани объединяет разве что любовь к эпатажу, во всем остальном их вкусы разнятся. Тоскани говорит, что он бы дал Нобелевскую премию рекламе пива “Тинькофф”, но оговаривается: дал бы лишь на фоне прочей русской рекламы. Для Тоскани, который любит лаконичные смачные образы, сюжеты Тинькова слишком затейливы, слишком похожи на горячо нелюбимую итальянцем американскую рекламу.
Обозреватель “Компании” Роман Фролов объясняет несхожесть предпочтений партнеров тем, что Тиньков – слишком американский предприниматель, зацикленный на прибыли, а Тоскани – европейский социалист, говорящий об ответственности бизнеса перед обществом, об этике и прочей неприбыльной чепухе. Кроме того, Тоскани, похоже, не любит пиво. На прямой вопрос об отношении к пенному напитку он ответил, что Кафка, дескать, написал свой роман “Америка”, даже не побывав в ней, а чтобы знать, что такое свобода, необязательно сидеть в тюрьме. “Сойдясь в темпераментах, Тиньков и Тоскани расходятся в идеологии”, – резюмирует Роман Фролов. Что ж, идеологический конфликт может стать мощным стимулом для рекламного креатива. Тоскани примется за работу в январе, первых рекламных плодов он с осторожностью предлагает ожидать в апреле, широкая публика увидит творение итальянского мастера только к середине ноября.