Интересные сведения сообщил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Оказывается, каждый гражданин России потребляет в среднем по 96 г водки в день. А общее количество спирта, выпиваемого на территории нашей страны, составляет 2 млрд. литров, что эквивалентно озеру диаметром 1129 м и глубиной 2 м. Путем некоторых статистических манипуляций организация ВОЗ подсчитала, что алкоголиком является каждый 55-й россиянин. “Таким образом, чтобы повстречаться с алкоголиком, достаточно отправиться в путешествие в плацкартном вагоне поезда, в котором размещается 54 пассажира и проводник”, – к такому выводу пришел обозреватель журнала “Коммерсантъ-Власть” Павел Черников.
Что касается представительниц прекрасной половины пьющего человечества, известно, что больше всего их сосредоточено в Мордовии. По данным “РосБизнесКонсалтинга”, почти каждая восьмая жительница республики состоит на соответствующем учете. Зав. отделением наркодиспансера Марина Макарова отметила, что ситуация на самом деле еще более удручающая: в действительности злоупотребляющих спиртным женщин гораздо больше.
Страна со столь сильными алкогольными традициями имеет все основания претендовать на статус водочной державы со своими национальными символами. Судьба символа уготована и знаменитому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву, который считается создателем водки. Подмосковная газета “Ежедневные новости” сообщила о назначенной на следующий год установке памятника Менделееву. Уже известно, что памятник будет установлен в привокзальном сквере.
Великодержавный дух также предполагает защиту национальных интересов и преумножение национального достояния. Роль флагмана в реализации имперских планов исторически отведена федеральному казенному предприятию “Союзплодоимпорт”. ФКП неоднократно обвиняли в том, что оно недостаточно эффективно занимается продвижением знаменитых водочных брэндов, однако сейчас оно пытается реабилитироваться. “Союзплодоимпорт” планирует создать широкую дистрибьюторскую сеть в России и за рубежом. В настоящее время ФКП ведет поиск партнеров для реализации данного проекта. Представитель ФКП Владимир Уватенко заявил корреспонденту “Крестьянских ведомостей”, что приоритетной задачей “Союзплодоимпорта” по прежнему остается защита прав РФ на традиционные российские марки водки. В этом году ФКП уже осуществило поставки “государственной” водки в ОАЭ, Азербайджан, Чили. В ближайшей перспективе начнутся поставки традиционных русских водок в Чехию, Словакию, Румынию и страны бывшей Югославии.
В то время как у российского водочного рынка своя национальная судьба, рынок вина по своей структуре и схемам потребительских интересов становится все более похожим на рынок общеевропейский. Во всяком случае, в этом пытается убедить своих читателей “Газета”, ссылаясь на результаты исследований, которые проводит компания “ГБ Холдинг Вин”.
Согласно этим исследованиям, сегодня в России даже те, кто раньше предпочитал водку и пиво или водку с пивом, все чаще переходят на вино. Все вина, исправно выпиваемые нашими соотечественниками в течение года, делятся на российские (в основном краснодарские) и импортные. Среди последних абсолютным лидером являются молдавские вина – свыше 60 процентов общего объема российского винного импорта. В структуре же молдавского экспорта на долю России приходится свыше 80 процентов поставляемого за рубеж вина. Как следствие подъем российской экономики самым благоприятным образом отразился на молдавском виноделии.
Из молдавских компаний “Газета особо выделяет GB&Co, АО “Витис Хынчешть”, АО “Басвинекс”, L.O.V. Produse и ПКФ “Аскони”. Как утверждает обозреватель, продукция этих компаний имеет высокий уровень качества и признана во многих странах Старого и Нового Света.
Мировой уровень качества продукции “Витис Хынчешть” эксперты объясняют участием компании в проекте Ecowine Moldova, который финансируется голландским агентством Senter и направлен на минимизацию вредного влияния винного производства на окружающую среду и выпуск экологически чистых вин. “Уникальное оборудование “Витис Хынчешть” позволяет очистить вино от любых механических примесей, сохранив его живым – со всеми полезными для здоровья витаминами, минералами и микроорганизмами”, – отмечает “Газета”.
Компании “Басвинекс” принадлежит одно из крупнейших винохранилищ Молдовы протяженностью более тысячи километров, которое расположено в селе Бранешты. Подчеркивается, что подобные хранилища редкость даже во Франции и Югославии. В подземных гротах при постоянной температуре 12-16°С хранятся свыше 10 тысяч тонн виноматериалов. Здесь же находится и оснащенный итальянцами цех розлива готовой продукции.
Существенным достоинством продукции “Аскони” обозреватель считает стабильно хорошее качество по доступной цене.
“Газета” любителям молдавских вин настоятельно советует обращать внимание на производителя и доверять крупнейшим импортерам с хорошей деловой репутацией, таким как “Дионис Клуб”, “Арома”, “ГБ Холдинг Вин” и “Империал Вин”. Покупать вино “Газета” рекомендует в специализированных магазинах, либо в супермаркетах, так как на рынке встречаются фальшивки. Особенно часто подделывают вина “Земфира”, “Изабелла”, “Лидия”, коньяк “Белый аист”.
Виноделы, пытающиеся укрепить свои позиции на российском рынке, даже в самых смелых прогнозах не стремятся отобрать пальму первенства у водочных компаний. Пивовары настроены более амбициозно. Во всяком случае, нередки утверждения, что россияне полюбили пиво больше водки. Так, “Родная газета” сообщила, что только за прошедшие пять лет его потребление выросло в несколько раз и достигло 47 литров на душу населения. Ситуация, однако, складывается довольно парадоксальная. Пивной рынок растет, производство расширяется, инвестиции увеличиваются, а пивовары начинают терять высокие прибыли. Как отмечает обозреватель “Родной газеты”, в этой ситуации пивовары могут либо поднять цены на пиво (и потерять покупателя), либо добиться налоговых преференций. Конечно же, пивовары выбрали второй вариант стратегии.
Обосновывая инициативу по снижению акцизов, российские пивовары особенно упирают на то, что отрасль исправно платит все налоги. По словам гендиректора МПБК “Очаково” Владимира Антонова, сегодня по размеру платежей в бюджет пивовары идут вслед за нефтяными компаниями. Автор, однако, считает подобные аргументы нелогичными, так как в столь благоприятной ситуации можно смело пустить оставшейся прибыли на развитие производства. Обозреватель подчеркивает, что иностранные производители признали, что по норме прибыли и административному регулированию в России условия одни из наиболее благоприятных во всем мире.
Аналитик ИГ “Атон” Тимоти МакКатчен считает, что налоги не душат производство в пивном секторе. Другие аналитики также считают, что норма прибыли высока. Оценивая ситуацию, эксперты приходят к выводу, что снижение прибыли обусловлено агрессивной скупкой и строительством новых заводов российскими пивоварами. Именно большими издержками аналитики объясняют тот факт, что из крупнейших в России пивных холдингов SUN Interbrew закончил 2002 год с убытками. Повышение цен в ситуации жесткой конкуренции неэффективно. Кроме того, компании продолжают снижать цены на пиво. Так, “Балтика” в прошлом году снизила цены на 13 процентов. Остается другой способ – интенсивное привлечение кредитов, однако в условиях снижения роста возникают трудности с обслуживанием долга.
Тем не менее, большинство экспертов сходится на том, что это временные трудности, и компании вполне смогут справиться с долговой проблемой. Один из способов ее решения – укрупнение бизнеса, которое приведет к появлению 4-5 крупных игроков.
Деловой еженедельник “Финанс”, анализируя ситуацию на пивном рынке, также приходит к выводу, что неизбежна консолидация компаний. Аналитик ИК “Энергокапитал Полина Ефимовых не сомневается, что мелкие и средние заводы для выживания будут вынуждены объединяться, а более крупные и мощные “пивные гиганты”, такие как “Балтика”, Sun Interbrew, Heineken, “Очаково” для поддержания и увеличения уже существующей доли рынка – поглощать маленькие и средние предприятия.
Комментируя кризисную ситуацию на рынке пива, эксперты отметили, что даже флагману отрасли “Балтике” уже сложнее поддерживать былой темп роста производства из-за больших объемов бизнеса. Кроме того, компания пострадала от нескоординированности действий предприятий, принадлежащих международному концерну Baltic Beverages Holding (BBH). “Балтика” – успешная компания, ее руководители хорошо управляют, но не их вина, что нет общей стратегии внутри BBH”, – отмечает старший аналитик ИГ “Атон” Тимоти Макатчен. – В результате компания конкурирует с другими предприятиями, принадлежащими BBH, например с “Ярпивом”, а этого по идее не должно быть”.
Однако несмотря на тенденцию к еще более тесной консолидации, небольшие предприятия вряд ли “исчезнут как класс”. По мнению Алексея Кривошапко из ОФГ, примеры таких компаний, как ПИТ или “Тинькофф” показывают, что пока еще возможно создать успешный национальный брэнд и совсем не обязательно покупать его. Эту позицию также разделяет Александр Свинов из Альфа-банка. По его мнению, могут сохраниться точечные пивоварни, которые будут хорошо покрывать свой собственный регион и будут в нем известны. Например, “Трансмарк”, представляющая на российском рынке SABMiller, может остаться за счет того, что у нее очень сильны позиции в Москве, но реально эта компания не будет серьезным игроком, если не займется существенным наращиванием объемов производства.
Полина Ефимовых уверена, что, несмотря на то, что времена “взрывного” роста потребления пива в России уже прошли, отечественный рынок еще далек от насыщения. По уровню потребления на душу населения он будет стремиться к западноевропейским показателям, а неудачный первый квартал 2003 года – это скорей исключение, а не правило, характеризующее текущее состояние отрасли.