В целях борьбы с водкой сомнительного качества Госдума собирается ограничить количество лицензий. Предложенный ко второму чтению законопроект предполагает, что предприятие не получит лицензию, если у него нет современного технологического оборудования, сотрудников с профильным высшим образованием, а уставный капитал его менее 5 млн. руб. Обозреватель “Столичной вечерней газеты” Оксана Смирнова, однако, считает, что благие намерения депутатов будут способствовать росту нелегальной продукции. Сами производители к инициативе парламентариев относятся по-разному. Позицию автора статьи разделяет замдиректора 000 “Времена года” Александр Асланян. По его мнению, в России есть много мелких заводов, выпускающих недорогую водку довольно приличного качества, а потому закрытие этих предприятий даст зеленый свет нелегалам. “У нас и так около 40 процентов от всей производимой в стране водки является контрафактной”, – подчеркивает Александр Асланян.
В то же время сотрудница Московского вино-коньячного завода КиН, которая пожелала остаться неизвестной, заявила, что “таким способом правительство стремится повысить качество водки”: “По сегодняшним законам выпускать водку могут все кому не лень. Отсюда и возникает ситуация, когда нормальные напитки просто не заметны на фоне огромного количества алкоголя сомнительного качества, которым завалены магазинные полки”.
В то время как на федеральном уровне ведется борьба за качество водки, власти Якутии решили поставить крест на благополучной жизни пивоваров. Государственное собрание Республики Якутия внесло на рассмотрение в Думу законопроект, предусматривающий отнесение пива к алкогольным напиткам. Обозреватель газеты “Российские вести” подчеркивает, что в случае принятия законопроекта России придется войти в противоречие с мировым сообществом из-за отношения к пиву, так как согласно заключенному в Ницце соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков алкогольные напитки и пиво относятся к разным классам товаров.
Автор понимает, что инициатива якутских депутатов обусловлена ростом пивного алкоголизма: “Бурное развитие российского пивного рынка уже вызвало серьезные тревоги медицинских и других экспертов”. Вместе с тем, корреспондент газеты против принятия скоропалительных решений: “Дело хорошее, но не приведет ли оно к заметному повышению себестоимости отечественного пива и заполнению прилавков импортным? За что, как говорится, боролись? Очевидно, предлагаемое изменение правового статуса хмельного напитка требует широкого и всестороннего обсуждения специалистами и общественностью”.
Если любители пива и водки могут пострадать от сомнительных законодательных инициатив, то поклонники текилы пострадают из-за резкого снижения производства кактусового напитка. Как пишет “Столичная вечерняя газета”, производство мексиканской текилы в этом году окажется самим низким за последние восемь лет. Московские поставщики текилы уже подсчитали, что падение производства приведет к удорожанию напитка для конечных потребителей на 200-300 рублей за бутылку. В то же время менеджер по закупкам компании “Дейрос” Игорь Борисов считает, что дефицита крепкого кактусового напитка не будет: “Церемония употребления текилы с солью и лимоном на какое-то время увлекла весь мировой бомонд, в том числе и русских. Но, наигравшись, наши соотечественники опять перешли на водку. Сейчас продажи текилы сравнительно невелики, так что нам ее, несмотря на падение производства, хватит”.
Если России вполне хватает текила, то странам Балтии вполне хватает Юрия Шефлера. 23 сентября литовская комиссия по приватизации признала победителем конкурса на ликероводочный завод Stumbras местную компанию Mineraliniai vandenys. Таким образом, завод Latvijas Balzams, который входит в группу SPI Юрия Шефлера, не смог осуществить экспансию на рынок Литвы. Правда, как отмечает “Коммерсантъ” Шефлер с поражением мириться не намерен и уже заявил, что обжалует результаты приватизационного конкурса в суде. Топ-менеджер SPI Андрей Скурихин подчеркнул, что приватизация завода Stumbras стала актом открытого лоббирования интересов местного производителя. “Наша заявка соответствовала всем требованиям и была куда более выгодна экономике Литвы”, – отметил Скурихин.
Динамичной оказалась неделя и для российского алкогольного бизнеса. Как пишет “Компания”, на подмосковном водочном заводе “Топаз”, входящем в пятерку крупнейших производителей водки, сменилось руководство. Дмитрий Симарев, более года занимавший пост гендиректора компании, ушел в отставку. Управление “Топазом” перешло в руки директора по маркетингу Золтана Золотова. Обозреватель делового еженедельника подчеркивает, что кадровые перестановки совпали с реорганизацией структуры управления предприятием: “Контрольный пакет “Топаза” летом 2002 года выкупила группа “Промышленные инвесторы”, подконтрольная депутату Госдумы Сергею Генералову. Генералов создал управляющую компанию “Русский алкоголь”, которая будет распоряжаться имуществом завода и его интеллектуальной собственностью. Назначение на должность гендиректора “Русского алкоголя” Золотова говорит о том, что “Топазу” предстоит развиваться скорее в маркетинговом, чем в производственном отношении”.
Помощник гендиректора “Топаза” Олег Румянцев, комментируя ситуацию на заводе, отметил, что заслугой Дмитрия Симарева стало налаживание эффективной системы управления активами, однако “сейчас, когда ситуация стабилизировалась, требуется менеджер с иным стилем руководства”. По словам Олега Румянцева, руководство “Топаза” собирается предложить Симареву новый, более масштабный проект.
Помимо официальной версии есть и кулуарная, которую “Компании” на условиях анонимности сообщил “один из игроков алкогольного рынка”. “Жаль, что Симарева сняли, – отметил неназванный эксперт. – Он ведь был “генераловским” человеком. Не исключено, что все это интриги внутри команды Генералова”.
Под знаком борьбы за качество прошла и винная неделя. Госторгинспекция всерьез взялась за контроль молдавских вин, которые являются самыми покупаемыми в России. Как пишут “Известия”, из вина, которое забраковывает Госторгинспекция в ходе инспекторских проверок, каждая третья бутылка – из Молдавии. Вот что сообщает газета о результатах инспекторской проверки с участием ведущих специалистов Минсельхоза, Московской лиги виноделов, ВНИИ пивобезалкогольной и винодельческой промышленности: “Страна должна знать этих “героев”: в красной полусладкой “Изабелле молдавской” производства Vinaria Vining SRL обнаружен синтетический краситель азорубин, а в белых полусладких напитках “За милых дам – мускатное” и в “Монашеской келье”, сделанных в ООО “Эсмеральда”, нашли синтетические ароматизаторы”.
Начальник отдела по контролю за качеством Госторгинспекции Галина Чубарова подчеркивает, что проблемы с качеством не только у молдавских вин. Чубарова в качестве примера привела следующие примеры из “черного списка”: “В Курской области в десертном вине “Улыбка” производства ООО “Рубин-4” специалисты Госторгинспекции обнаружили насекомых, а фальсификат с гордым названием “Королевский каприз”, сделанный фирмой “Винтрест-7” в Республике Северная Осетия-Алания, был подкрашен синтетическим красителем. В Брянской области Госторгинспекция выявила шесть вин от разных производителей – “Изабелла”, “Бычья сила”, “Лидия”, “Любимые глаза”, “Вермут красный” и “Мускат”, в которых отсутствовали органические кислоты, типичные для натурального виноградного вина. То есть эта продукция вином не является”.
Для выявления фальшивок эксперты советуют обращать внимание на послевкусие вин, так как “создать вкус, типичный для вина, “химикатам” не под силу”.
Сами же виноделы в неблагополучной сфере на рынке благородных напиток винят правительство. “Московский комсомолец” пишет о дискриминации отечественных производителей, которым приходит сдавать свое вино на специальные акцизные склады, в то время как импортеры платят весь акциз на таможне, и их продукция сразу попадает на прилавки.
“Россияне не требуют от собственного правительства ничего особенного, а всего лишь просят уравнять их в правах с импортерами. И почему этот, по сути, обычный “рабочий” вопрос решается властями с таким трудом – большая загадка”, – отмечает обозреватель “МК”.
“Мы фактически спонсируем экономику соседних стран за счет российских виноделов, – признался газете коммерческий директор ММВЗ Сергей Никитин. – Винный рынок России оценивается почти в 1 миллиард долларов, поэтому даже незначительное падение объемов отечественного производства приводит к потере экономикой страны огромных денег”.
Нужно, впрочем, отметить, что задачей автора было отнюдь не привлечение внимания к проблемам винодельческого рынка. Под аналитическую статью замаскирована реклама Московского межреспубликанского винодельческого завода (ММВЗ). “Несмотря на проблемы отрасли, крупнейший российский винодельческий завод пока сохраняет лидирующие позиции на рынке. Главным образом за счет признанных марок и очень привлекательного для россиян соотношения цена-качество, – пишет “МК”. Газета сообщает, что вскоре ММВЗ выводит на рынок “Арбатское сухое”, которое “будет приятным сюрпризом для истинных ценителей древнего напитка”: “Изготовленное из винограда лучших чилийских, испанских, грузинских и болгарских сортов, вино удовлетворит самый изысканный вкус”.