Повышение требований к качеству продукции ведет к ужесточению конкуренции производителей

0:00
0

На пути некачественного алкоголя вскоре будет установлен очередной барьер. Гознак начал печатать региональные марки нового образца, получить которые можно будет после поведения лабораторного контроля продукции. Как отметил на пресс-конференции исполняющий обязанности руководителя городского Департамента потребительского рынка Ефим Рыбалов, марки имеют более двадцати степеней защиты, поэтому подделать спецзнаки будет практически невозможно. Предполагается, что уже с 1 октября все бутылки с алкогольной продукцией будут промаркированы по-новому. Однако алкоголь со старыми знаками позволят продавать до нового года. “Московский комсомолец” подчеркивает, что столичный рынок нуждается в строгой защите: за первое полугодие этого года в Москве было обнаружено 17 подпольных производств по изготовлению и розливу фальсифицированной водки и одну типографию, где печатали поддельные марки.

Другой аспект борьбы с “нелегалами” обусловлен исключительно экономическими соображениями. Начальник оперативно-розыскной части-2 УБЭП Москвы Владимир Ефимов заявил “Известиям”, что контрафактный алкоголь не всегда некачественный. В качестве примера Ефимов привел подпольный цех, в котором качественную осетинскую водку переливали в бутылки завода “Кристалл” и продавали по кристалловским ценам в московские рестораны. “Доля “теневого” алкогольного рынка в Москве сейчас близка к 10 процентам. И купить по-настоящему нелегальные напитки достаточно сложно”, – отметил Владимир Ефимов.

Борьба за качество водки совпадает с борьбой за улучшение качества жизни, которая стала уже приносить свои плоды. Как отмечают “Ведомости”, в прошлом году россияне выпили значительно меньше крепких напитков, чем за последнюю пятилетку – всего 19,7 литра на душу населения. Этот рекорд аналитики объясняют тем, что жизнь стала лучше, народ больше не стремится забыться и все меньшую долю своих расходов направляет на выпивку. Обозреватель газеты Сергей Рыбак отмечает, что даже в сравнительно благополучном 1998 г. россияне пили больше крепкого алкоголя – 20,4 литра на человека. Потребление водки резко возросло после кризиса. Однако пережив финансовый шок, россияне стали переключаться на более легкие напитки. Глава аналитического отдела ОФГ Эрик Вигарс объясняет некоторое охлаждение соотечественников к крепким напиткам макроэкономическими факторами. “Чем лучше чувствует себя экономика страны, тем больше люди стремятся пить алкоголь не чтобы забыться, но наслаждаться вкусом, поэтому покупают больше вина или пива”, – говорит Вигарс.

Сходные мотивы в поведении потребителей приводит глава маркетингового агентства GfK Александр Демидов: “За последние год-два многие жители небольших городов узнали новые хобби – боулинг, фитнес, путешествия в другие страны – они начинают меняться”.

Одновременно независимые аналитики отмечают увеличение спроса на импортные дорогие напитки.

Однако изменения в структуре потребления алкоголя пока незначительны, а потому производители водки не опасаются сокращения доходов. Герман Климовский, вице-президент Русской винно-водочной компании, выпускающей водку “Флагман”, утверждает, что в последние год-два продажи его компании росли. По его словам, за последние два года сегмент, в котором продается “Флагман” или конкурирующий с ним брэнд “Гжелка”, увеличился почти в три раза – с 4 млн. до 15 млн. ящиков в год – и занял 15 процентов всех продаж водки. Если рынок водки и сокращается, то за счет дешевого и низкокачественного товара, утверждает Климовский.

Любопытно, что борьба за качество принимает и форму внутривидовой конкуренции, которая, как известно из теории эволюции, отличает наибольшей жесткостью. Так, “Московский комсомолец” увещевает своих читателей внимательно читать этикетки “Гжелки”. “Любителям известной российской водочной марки “Гжелка” отныне нужно быть внимательнее при покупке своего любимого алкогольного напитка. Дело в том, что с недавнего времени эту популярную водку производят не только на московском заводе “Кристалл”, где она, собственно, и “родилась” в середине девяностых, но и в соседней Калуге на заводе, который тоже называется “Кристалл”. Причем эти два “Кристалла” не имеют друг к другу никакого родственного отношения, поэтому и о родственности технологического процесса можно только догадываться. Качество московской “Гжелки” уже проверено временем, и ее смело можно отнести к одному из успехов легендарного ликероводочного завода. Проверять, какая из них лучше, россиянам, как всегда, придется на своем организме”.

Корреспондент газеты Игорь Васильев негодует, что такие инциденты происходят в стране, претендующей на вступление в Евросоюз.

Между тем, набирает силу и региональный протекционизм, призванный помочь местным производителям выиграть в конкурентной борьбе с варягами. Легко понять, что позиция участников регионального алкогольного рынка отличает от позиции импортеров. Последние делают акцент на том, что протекционистская политика противоречит принципам рыночной экономики. Гендиректору компании “Исток” Борис Борисов, поставляющий водку в Новосибирскую область, заявил “Континент-Сибири”, что “региональный протекционизм доказывает неспособность местных производителей конкурировать”. “Вся эта борьба отразится в первую очередь на потребителях, так как для них искусственным способом ограничивается доступ к качественным товарам по доступной цене, к конкурентоспособной продукции”, – отмечает Борисов.

В интервью газете гендиректор “Истока” попытался развенчать стереотипное мнение, что дешевая цена свидетельствует о низком качестве продукции. “Тем, кто так говорит, неизвестны другие методы удешевления продукции, – заявил Борис Борисов. – Весь производственный комплекс “Исток” находится в Северной Осетии. Такая концентрация производственных мощностей позволяет минимизировать транспортные издержки. Не менее важен факт близости этого региона к зерновым “житницам” России”. Необоснованными Борисов назвал и утверждения о том, что большинство паленой водки поступает из Осетии: “Это своеобразный миф, который распространился в начале 90-х, в период бесконтрольного состояния алкогольного рынка. В ту пору основным нелегальным производителям, сосредоточенным совсем в других регионах страны, требовалось отвести от себя подозрения как можно дальше. Удобным с этой точки зрения регионом стал Северный Кавказ. А теперь давайте обратимся к официальной статистике. Как показывают официальные данные МНС и МВД РФ, за 2002 год нарушений в области производства и оборота алкогольной продукции в Северной Осетии было в десятки раз меньше, чем во многих других регионах, например, в той же Московской или соседней Ростовской областях”.

Нововведения, связанные с ужесточением требования к качеству продукции, ждут и рынок вина. Согласно законопроекту, который возможно будет принят в новом сезоне, может быть запрещена продажа вина в картонной или пластиковой упаковке. Как отмечает “Московский комсомолец”, эксперты не исключают, что могут появиться и другие ограничения: например, вне закона окажутся нестандартные сувенирные бутылки. “Сразу вспоминается советское прошлое: если водка, то обязательно поллитровка, если портвейн, то 0,75”, – отмечает корреспондент МК Елена Зверева.

Однако, как признался глава профильного комитета Госдумы по экономической политике Григорий Томчин газете “Время новостей”, вопрос с вином в коробках до конца еще не решен. Инициатором внесения поправки, по его словам, выступил Минсельхоз, и на заседании комитета аграрному ведомству еще предстоит убедить депутатов в необходимости введения ограничений. Сам Томчин, однако, согласен с тем, что эта норма как-то должна способствовать борьбе с подделками.

Юрий Райхлин, замгендиректора компании “Дионн”, которая импортирует французские вина, подчеркнул, что для торговых компаний подобный запрет катастрофой не станет, однако вынудит граждан покупать по более дорогой цене вино, гораздо более низкое по качеству. Пострадают и посетители ресторанов, так как вино, которое продается по бокалам, в основном разливается из картонных коробок.

Депутат Томчин, учитывая щепетильность законодательного запрета, считает, что подобная мера может быть принята только одновременно с введением европейской классификации вин: регулированию не будут подлежать исключительно натуральные вина, полученные естественным процессом брожения, А вина, крепленные спиртом, будут разливаться только в стекло.

Гендиректор ростовского завода “Цимлянские вина” Игорь Кевхиев в региональной газете “Город N” считает, что главной тенденцией развития рынка вина станет приведение отечественной продукции в соответствие с европейскими и мировыми канонами виноделия. “Поэтому мы, скорее всего, будем вынуждены отказаться от слова “шампанское” в наименовании игристых вин. Вино будет называться “Советское игристое вино”, “Российское игристое вино” или еще как-то. Даже знаменитый армянский коньяк, наверное, станет в конце концов армянским бренди – таковы требования мирового рынка”, – отмечает Кевхиев. Директор винного завода счел нужным подчеркнуть, что “Цимлянское игристое, приготовленное старым казачьим способом” – единственный российский брэнд красных игристых вин, который соответствует мировым требованиям.

Игорь Кевхиев считает, что отечественный рынок вина стремительно набирает обороты: Постепенно формируется культура потребления. Люди сейчас готовы платить хорошие деньги за хорошее вино”. По его мнению, рынок дорогого отечественного шампанского будет все время расширяться. “Цимлянские вина” в связи с этим готовятся к экспансии. “У нас есть для этого все, кроме производственных площадей”, – отметил Кевхиев.

Российские виноделы осваивают и зарубежный рынок. “Деловой Петербург” сообщил о начале поставок завода “Вилаш” в Германию. В настоящее время завод заключил контракт с немецкой торговой компанией на сумму $1 млн. сроком на год. Однако директор по маркетингу ЗАО “Вилаш” Максим Черниговский отметил, что в течение года стоимость контракта будет увеличена на сумму до $350 тыс. ежемесячно. “Было очень важно наладить экспорт наших вин в страны Европейского Союза. Мы в очередной раз доказали, что вина петербургских производителей ни в чем не уступают зарубежным аналогам”, – заявил председатель совета директоров ЗАО “Вилаш” Машкюр Гасымов.

В сегменте пивоварения жертвой акции за лучшее качество продукции стала компания “Очаково”. Государственная торговая инспекция отстояла в арбитражном суде Москвы право публично заявлять о том, что в пиве “Очаково” содержится консервант бензоат натрия. До сих пор пивокомбинат “Очаково”, рекламная кампания которого строилась на “живительных” свойствах напитка, одерживал верх в спорах с чиновниками.

“Информация о плохом качестве пива обычно приводит к существенному падению продаж его производителей”, – отмечают “Ведомости”. Представитель конкурирующей пивоваренной компании, пожелавший остаться неизвестным, считает, что тяжба с Госторгинспекцией может осложнить отношения “Очаково” с торговлей. “За год конфликта их продажи не сократились, но теперь, видимо, придется представлять дополнительные льготы дилерам, чтобы пиво охотнее брали”, – предположил пивовар.

Заместитель директора российского Союза пивоваров Александр Троицкий уверен в правоте “Очаково”, поскольку современные технологии не предусматривают использование бензоата натрия при варке пива. Эксперт утверждает, что обычно этот консервант содержится в безалкогольных напитках.

Что касается, последних, то в них, по всей вероятности, присутствие консервантов не возбраняется.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ