Брэндовые скандалы: Stolichnaya снова в центре внимания

0:00
0

На прошлой неделе группа SPI вновь оказалась в эпицентре водочных скандалов. Борьба между государственным предприятием “Союзплодоимпорт” и империей Юрия Шефлера ведется уже давно с переменным успехом для обоих участников. В прошлом году “Союзплодоимпорт” сумел отобрать у SPI пакет водочных брэндов. Российские суды отклоняют все попытки SPI оспорить права госкомпании на советские водочные марки, однако на зарубежных рынках SPI не оставляет противнику ни малейшего шанса. На этот раз компания Шефлера инициировала задержание в Германии трех контейнеров водки Stolichnaya и Moskovskaya, отправляемых в Объединенные Арабские Эмираты.

“Ведомости” подчеркивают, что SPI контролирует по наиболее доходные рынки Европы и США, и в то время когда “Союзплодоимпорт” распространил победное сообщение о заключении соглашения о поставке водки в ОАЭ, SPI удалось получить права на марку Stolichnaya на 50-миллионной Украине. Обозреватель деловой газеты отмечает, что на этом фоне эмиратский контракт “Союзплодоимпорта” выглядел весьма бледно, тем более если принять во внимание сложности с реализацией водки в ОАЭ (В Эмиратах алкоголь можно продавать только в гостиничных барах и в duty free). Тем не менее, SPI противодействует “Союзплодоимпорту” даже на более чем скромном эмиратском направлении. “Глава SPI продемонстрировал, что за пределами России будет защищать от обидчика, отобравшего у него “Столичную”, любой рынок – даже самый микроскопический”, – так комментируют “Ведомости” позицию Юрия Шефлера.

Вокруг знаменитого брэнда разгорелся и другой скандал. Ставропольское территориальное управление МАП по заявлению “Союзплодоимпорта” предписало ставропольскому винзаводу “Георгиевский” прекратить с 31 августа 2003 г. использование этикетки водки Stolichnaya. Агентство AK&M, на которое ссылаются “Ведомости” отмечает, что винзавод “Георгиевский” выпускает водку Stolichnaya с 1998 г.

Помимо брэндовых скандалов в центре внимания прессы остается борьба за совершенствование качества продукции. Похоже, что для деловых изданий эта тема-лейтмотив то же самое, что реляции из службы протокола президента для общественно-политической прессы. На этот раз, однако, вместо официоза появилось весьма любопытное сообщение. Газета “Ежедневные новости. Подмосковье” познакомила читателей с коломенским опытом выявления самопальной водки. По сообщению газеты, в лаборатории Коломенского центра стандартизации, метрологии и сертификации установлен изготовленный в США компьютерный газовый хроматограф “Varian-3800”, способный анализировать качество любой жидкости. На обработку одной пробы хроматограф затрачивает около 20 минут. Газета отмечает, что действуя по старинке, лаборантом понадобился бы на проведение анализа весь рабочий день. С помощью хроматограф выяснилось, что в Коломне найти качественную водку – задача не из легких: более половины исследованных образцов имеют различные отклонения от стандартов.

Не менее изощренно борются с самопалом власти Ростова-на-Дону. Как отмечает областная газета “Город N” администрация предлагает создать при МВД дегустационную комиссию. Однако автор статьи Татьяна Дудник подчеркивает, что политика областных властей обусловлена протекционистскими соображениями, поэтому в центре внимания дегустаторов в погонах окажутся разве что производители из кавказских республик. “Местным производителям рановато представлять страшилки с милиционерами-дегустаторами, стоящими на боевом посту, – отмечает корреспондент. – Уж слишком решительно областные власти намерены помочь донским предприятиям”.

Если для водочных компаний наибольшую опасность представляет репрессивная политика властей, то производители коньяка зависят еще и от капризов погоды. По сообщению “Газеты” это лето оказалось неудачным для Ереванского коньячного завода. Из-за сильных заморозков зимой резко сократился урожай винограда в Араратской долине: пострадало до 70% виноградников. В результате закупочные цены на армянские сорта винограда оказались выше прошлогодних на 15%.

Несмотря на то что минимальная выдержка армянского коньяка 3 года, конечная стоимость напитка вырастет уже в этом году. Это объясняется тем, что виноделы сразу закладывают дополнительные издержки в цену той продукции, которую сбывают сейчас. Вадим Григорян, директор по маркетингу корпорации “Перно Рикар”, владеющей Ереванским коньячным заводом, считает, что в этом году розничные цены на армянский коньяк повысятся на 10-20% в зависимости от марки. “Наибольшего подорожания мы ожидаем в дешевом сегменте, то есть “Арарат” подорожает процентов на 20%, цены на более дорогие сорта, такие как “Ахтаран”, “Наири”, поднимутся примерно на 10-15%”, – сообщил Вадим Григорян. Это повышение, по мнению экспертов, будет не последним: как минимум до 2006 года на рынке будет не хватать армянского коньяка.

Однако настоящих гурманов высокая цена на любимый напиток не остановит. Так, поклонники хорошего вина готовы совершать покупки в специализированный винных бутиках, которые начали появляться в Москве. Как отмечают опрошенный “Профилем” эксперты, столичные бутики ничем не уступают французским. Как отмечает обозреватель еженедельника Елена Давыдова, создание бутиков было обусловлено возросшей конкуренцией на рынке импортного алкоголя к концу 1990-х годов. “Особенно тяжело пришлось компаниям, сделавшим ставку на элитные и коллекционные вина, – пишет автор. – Борьба за известные бренды и состоятельную клиентуру, которой они по карману, разгорелась нешуточная. В качестве одного из маркетинговых инструментов для привлечения внимания покупателей и выступает винный бутик, ассортимент которого большей частью составлен из портфеля винной фирмы (товар конкурентов представлен приблизительно 20% ассортимента – для демократии)”.

Вместе с тем, Елена Давыдова отмечает, что постоянные клиенты винных магазинчиков – это скорее любители, чем коллекционеры вин: “Настоящие знатоки предпочитают приобретать вино за границей или у поставщика напрямую. Для заполнения столь популярных в последнее время частных винных погребов бутиковые цены слишком высоки. На этот случай практически в каждой импортирующей компании существует менеджер по работе с частными клиентами. В зависимости от объема закупок и значимости клиента для фирмы вполне реально отовариться на 15-20% дешевле, чем в винном бутике”.

Крупные импортеры, такие как “Мозель”, “Русьимпорт”, МБГ считают “бутиковые игры” пустяковым делом, поскольку сомневаются в их рентабельности, так как сами по себе винные демонстрационные залы дохода фактически не приносят: расходы компенсируются за счет ресторанов (более 50% доходов экспортеров элитного вина) и частных заказчиков.

Вместе с тем, появление бутиков можно воспринять как знак развитой культуры потребления вина. “Бутик является не самостоятельным бизнесом, а его этакой декоративной частью, – чтобы быть “в игре”, – пишет “Профиль”. – Компания вынуждена открывать бутик и собирать вокруг него элитных алкоголиков. Своего рода клуб по интересам”.

Хорошо обстоит дело и с культурой пивоварения. Во всяком случае, в Германии, в которая по праву именуется пивной империей, российская марка “Золотая бочка” получила серебряную медаль немецкой ассоциации DLG, став единственным российским пивом, отмеченным столь престижной наградой. Как пишет “Вечерняя Москва” В этом году за право называться лучшим соревновались 500 сортов пива 165 пивоваренных компаний.

Заканчивается рекламная статья весьма характерно. Автор напоминает, что с 1 июля вступил в силу закон “Об основах технического регулирования в РФ”, согласно которому государство берет на себя лишь функцию контролера за безопасностью продуктов, а вопросы качества призван решать рынок. “Так давайте сделаем правильный выбор”, – призывает корреспондент газеты, недвусмысленно намекая на “Золотую бочку”.

Получение награды менеджеры пивной компании использовали как повод для очередной пиар-компании. Вслед за “Вечеркой” к дифирамбам в адрес “золотого пива” присоединилась “Красная звезда”. Газета Минобороны сообщает, что благодаря спонсорской поддержке “Золотой бочки” удалось возобновить спартакиаду СМИ. “Красная звезда” отметила, что пивоваренная компания также стала первым российским пивным спонсором олимпийской сборной России.

Напомнить о себе на прошлой неделе решила и компания “Ярпиво”. В опубликованной в “Российской газете” статье, замаскированной под обзор рынка пивной промышленности, сообщается об успехах ярославского пивзавода. Автор счел нужным сделать акцент на том, что пивоваренные предприятия являются существенным звеном социально-экономической структуры государства: “Не секрет, что пивовары зачастую формируют местные бюджеты, наиболее уязвимые с точки зрения социальной обеспечиваемости. Так, сумма налоговых отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды компании “Ярпиво” уже с начала года составила 850 миллионов рублей”. Лоббируя интересы пивоваров, газета подчеркивает, что часть прибыли компаний идет на благотворительность. Не является исключением и “Ярпиво”, которое принимает активное участие в жизни города, ежегодно организуя для горожан и гостей Ярославля праздник пива, а также вкладывает много средств в развитие современной инфраструктуры города и области.

Укрепляет позиции и холдинг SUN Interbrew. “Компания” сообщила о покупке компанией пивоваренного предприятия в Новочебоксарске, которое входит в “Комбинат напитков” Кахи Бендукидзе. Обозреватель журнала отмечает, что нового владельца могут ждать судебные разбирательства, так как непонятно, каким образом производственные активы ЗАО “Булгар-Хмель” оказались в собственности Бендукидзе. Главный исполнительный директор SUN Interbrew Джозеф Стрелла надеется, что с покупкой завода компания не только укрепит позиции в Приволжском округе, но и увеличит мощности в России в целом.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ