Одним из традиционных способов борьбы с летней жарой считается употребление холодного пива. Однако в этом году ситуацию на рынке пива благополучной назвать нельзя. Во всяком случае, эксперты журнала “Профиль” приходят к заключению, что в России кончился пивной бум. Прогнозы аналитиков, заявляющих, что к 2004 году потребление пива на душу населения составит 60 литров в год, не оправдались: средний россиянин выпивает 47 литров слабоалкогольного напитка, что в 4 раза меньше, чем, например, в Чехии.
Сообщается, что ситуация на рынке начала меняться к худшему еще в прошлому году, в дальнейшем неблагоприятные тенденции сохранились. Некоторые аналитики объясняют кризисную ситуацию тем, что россияне стали более требовательными к качеству пива. Есть и другая версия: повышение ставок акциза привело к вытеснению дешевых марок. “Профиль” подчеркивает, что невысокая цена – единственное конкурентное преимущество “регионалов”.
Директор по продажам компании “Тинькофф” Андрей Родионов считает, что пивовары искажают ситуацию и говорить о кризисе вообще не имеет смысла. Родионов считает, что не стоило делать далеко идущих выводов на основании феноменального роста, который демонстрировала развивающаяся отрасль на протяжении последних 4 лет. “Этот рост был связан с развитием в России принципиально новой технологии производства пива (увеличение срока хранения напитка), что послужило толчком к появлению национальных игроков и брендов. Сейчас же, происходит нормальное, обычное развитие отрасли, сопоставимое с тем, что происходит в любой другой подотрасли пищевой промышленности”, – отметил топ-менеджер компании “Тинькофф”.
Обзор в “Профиле”, правда, напоминает скрытую рекламу “Тинькофф”. “Крупные производители пива сейчас делают ставку на создание сильных брендов уровня “премиум”. Сейчас самым активным игроком на этом сегменте рынка является “Тинькофф”. Благодаря массированной рекламной кампании продажи этой марки за последние два месяца возросли в 25 раз”, – отмечают авторы статьи. Как правила, такие утверждения редко делаются на некоммерческой основе.
У “Московского комсомольца” другой протеже. Жизнерадостная статья в газете посвящена “самому оптимистичному напитку” “Ярпиво”. Симпатия МК к “Ярпиву” вполне объяснима: этот брэнд проспонсировал праздник “Московского комсомольца” в Лужниках. “Где вы еще видели, чтобы под проливным дождем тысячи самых разных людей пили пиво, танцевали, пели и были счастливы!” – восторгается участвующий в празднике корреспондент МК. – На конкурсных площадках “Ярпиво” царила атмосфера открытости и дружелюбия. Это помогало участникам конкурсов раскрыть все свои способности и таланты и получить в награду любимый напиток”.
Однако в скором будущем у пива, даже самого оптимистичного, может появиться серьезный конкурент: петрозаводская компания “Холод Славмо” выпустила мороженое “Братан” с добавлением натурального клюквенного ликера и водки. “Это будет принципиально другое мороженое”, – заявила “Столичной вечерней газете” менеджер по маркетингу Наталья Малышева. – В отличие от других производителей, которые используют ароматизаторы, мы будем добавлять в мороженое самые настоящие крепкие напитки ликероводочного завода “Петровский”. Процент содержания алкоголя в этом мороженном еще не утвержден. Он будет достаточным для того, чтобы писать на упаковке предупреждение, что детям до 18 лет и беременным женщинам его употреблять нежелательно”.
Исполнительный директор Союза мороженщиков Валерий Елхов считает, что алкогольное мороженое возникло из-за ставших очень популярными слабоалкогольных коктейлей: “Однако это специфический продукт, и его производителям нельзя рассчитывать на большие объемы продаж”.
Как пишет “Столичная вечерняя газета”, “Холод Славмо” – не первый отечественный производитель, решивший расширить свой ассортимент мороженым с градусами. В марте этого года компания “Альтервест” выпустила рюмочки и баночки мороженого с 1,5% содержанием спирта с ароматизаторами, которые дают привкус коньяка, рома, ликеров Amaretto, Irish Cream, вермута Martini, вина “Изабелла”. Такое мороженое стоит 10-11 руб. за порцию. “Его с удовольствием лопает молодежь. Оно не пьянит, а создает легкую эйфорию”, – рассказала “Столичной” менеджер по рекламе компании Александра Русакова.
Однако западные компании, продающие и производящие мороженое в России, следовать моде не спешат. Ассистент директора по внешним корпоративным вопросам компании Nestle Кристина Минина заверила “Столичную”, что такое мороженое производить не собираются. То же сказала PR-менеджер компании Uniliver Елена Цыганкова.
В то время как мороженщики переходят на водку, потребителям классического напитка, по всей вероятности, придется подумать о сокращении дозы приема крепкого алкоголя. Обусловлено это следующим: водка вскоре может подорожать. Источник “Московского комсомольца” в правительстве сообщил о возможном повышении цен на “беленькую”. “Что нового придумали чиновники, доподлинно неизвестно, – отмечает корреспондент МК Елена Зверева. – Но вице-премьер обмолвился, что это будет каким-то образом связано с акцизами и водочными складами”. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не понимает россиян, которые воспринимают в штыки намерение правительства установить минимальные цены на водку: “Как будто мы хотим поднять ее стоимость. Хотя речь идет всего лишь о недопущении на рынок тех предприятий, которые производят водку нелегальным способом”. Подчеркивается, что механизм госрегулирования цен на водку совершенствуется для того, чтобы теневые предприятия не могли сбывать свою низкокачественную продукцию, которая стоит копейки.
Елена Зверева отмечает, что инициативы правительства, направленные на борьбу с теневиками, на самом деле приведут лишь к повышению цен на водку, причем как легальной, так и “паленой”.
После повышения цен на водку лицам особо пьющим придется либо изыскивать дополнительные финансовые возможности, либо пытаться уменьшить тягу к алкоголю. Тем, кому по душе второй вариант, стоит подождать завершения экспериментов в Институте фармакологии имени А.В. Вальдмана при Санкт-Петербургском медицинском университете. Исследователи обнаружили, что в организме человека содержится маринобуфогенин, который подавляет привыкание к алкоголю. Это вещество, как и алкоголь, влияет на натрий-калиевый обмен и через него на самочувствие и настроение. “Российская газета” отмечает, что пока, к сожалению, эксперименты были проведены только на мышах.
Сторонники экзотического способа решения проблемы финансирования своей пагубной привычки к спиртному могут попытаться получить солидную денежную компенсацию от алкогольных компаний. Во всяком случае, алкоголики Шотландии направили многомиллионный иск в адрес производителей спиртного, которые не предупредили их о негативных последствиях. Юрист Стивен Тиллери, который взялся вести дело шотландских алкоголиков, не сомневается в успехе процесса. По его мнению, тот факт, что в ряде стран Европы, включая Великобританию и Францию, на бутылках со спиртным нет информации о действии алкоголя на организм, создает условия для выигрыша истцами судебного разбирательства. Газета “Время МН” подчеркивает, что Стивен Тиллери сумел отсудить 10 млрд. долларов компенсации в суде с табачной компанией “Филип Моррис”.
Нужно отметить, что иски российских возмущенных алкоголиков для отечественных производителей алкоголя скорее сюжет сюрреалистического романа, чем реальная опасность. Другим образом обстоит ситуация с аудиторами Счетной палаты, которые могут оказать серьезное влияние на бизнес-процесс. На прошлой неделе внимание СП было привлечено к деятельности “Кристалла”. Формальный повод для проверки Счетной палаты – ухудшающиеся экономические показатели предприятия. Однако обозреватель “Коммерсанта” Дмитрий Добров со ссылкой на экспертов отмечает, что интерес аудиторов к крупнейшему ЛВЗ страны обусловлен происходящим в алкогольной отрасли переделом сфер влияния.
Сообщается, что в этом году аудиторы СП уже проверяли “Кристалл”. По информации из неофициальных источников “Коммерсанта”, в ходе апрельской проверки были установлены нарушения законности при продаже “Гжелки”. Однако на этот раз Счетная палата готовится нанести массированный удар по ЛВЗ. “Если первую проверку можно считать ударом по Сергею Зивенко, то вторая ревизия затронет гораздо больший круг лиц. Например, гендиректора “Кристалла” Александра Романова и нынешнего главу ФГУПа в лице Петра Мясоедова, – сообщает Добров. – Не исключено, что новая проверка станет завершающим ударом по “Росспиртпрому”. И вслед за частью полномочий по управлению предприятиями, отобранных у ФГУПа в пользу Минсельхоза и Минимущества, в “алкогольном министерстве” сменится руководство”.
Однако для “Союзплодоимпорта”, другого крупного игрока алкогольного рынка, пока все складывается как нельзя более благоприятно. Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) признало предприятие законным владельцем международной регистрации товарных знаков на водку Stolichnaya, Moskovskaya, “Лимонная”, Zubrovka, Sibirskaya, “Русская”, а также шампанское, известное за рубежом под маркой Soviet Sparkling. Ранее эти знаки принадлежали компании Spirits International N.V., зарегистрированной на острове Кюрасао. Spirits International входит в группу SPI.
Заместитель гендиректора ФКП Сергей Косырев признался корреспонденту “Ведомостей”, что не рассматривает вердикт ВОИС как революцию, так как в результате “Союзплодоимпорт” получил права на товарные знаки в тех странах, в которых у структур SPI не было регистрации на основе местного законодательства. В это страны не входят крупнейшие рынки сбыта русской водки в Европе – Испания, Италия, Греция, Германия, а также США.
Вместе с тем, Косырев считает решение ВОИС важным результатом: “Мы уже поставляем свою “Столичную” в ОАЭ, теперь добавятся еще несколько стран. Так мы постепенно продвигаемся в нужном направлении”.
Компания SPI, однако, сдаваться не намерена. Как заявил топ-менеджер SPI Андрей Скурихин, компания будет требовать ареста водки, поставляемой “Союзплодоимпортом” в любую страну. Кроме того, SPI оспорит запрос “Роспатента”, по которому осуществлена перерегистрация товарных знаков.
По законам жанра, “Коммерсантъ” обещает следить за развитием событий. Продолжение следует.