Брэндовый алкосериал дорого обходится российской экономике

0:00
0

Ситуация на российском алкогольном рынке напоминает сериал: несколько сюжетных линий и не более десятка главных героев. Здесь есть и интрига (борьба налоговиков с производителями паленой водки, война рекламщиков с антимонопольнным ведомством), и вечные темы, которые можно эксплуатировать из сезона в сезон. К таковым, в частности, относятся брэндовые скандалы.

Особенно дороги отечественному зрителю мытарства иностранцев в России, наверное, именно этим обусловлен не угасающий интерес к вопросу о правообладании знаменитой маркой “Бехеровка”. Интригу этой истории придает отсутствие четкой дифференциации между антагонистом и протогонистом, что особенно пикантно на фоне войны с оборотнями. Сегодня статус положительного героя, ставшего жертвой злого умысла недобросовестного мошенника у французской фирмы по продаже элитного спиртного Pernod Ricard. Злодеями объявлена шайка мошенников, которая якобы действовала в интересах обнищавшего чешского аристократа Зденека Хоффмана, желающего вернуть незаконно присвоенную собственность. Дальше все далеко не так очевидно, что обеспечивает сериалу новый сюжетный поворот. Краснодарский краевой арбитражный суд вначале лишает Pernod Ricard право на торговлю знаменитым ликером, потом дело пересматривается, а действия судьи Татьяны Колгановой признаются ошибочными. Дело передается новому судье, восстанавливающим в правах французскую компанию.

На этом можно было бы сериал закончить: “Мошенникам дается пинок под зад – справедливость восстанавливается”. Во всяком случае так и собирался поступить обозреватель “Парламентской газеты” Анатолий Сидоров, решивший поставить жирную точку в истории “удивительных приключений чехов и французов в России”.

Однако всем любителям сериала известен трюк с хорошо спланированным режиссерским экспромтом. Именно этот трюк так любим работниками информационного фронта. В разгар праздника справедливости происходит оглашение ранее неизвестных фактов, что разрушает устойчивую конструкцию и инициирует новый этап журналистского расследования.

После того, как разоблачен злодей, маскирующийся под невинную жертву, начинается развенчание оборотней в судейских мантиях и с депутатскими мандатами. “Признаюсь, я был по-детски наивен, доказывая в публикации непредвзятость и искренние заблуждения российского правосудия. Мошенники признают законы только в той части, в которой они оправдывают все то, что они натворили”, – с обезоруживающий искренностью заявляет Сидоров.

Искренность заблуждения дает достаточно оснований на получение индульгенции. Вначале ошибается судья Колганова, затем очередь доходит до “бриллианта отечественной справедливости” Виктора Черепкова. “Наивнейший человек, привыкший защищать сирых и убогих, он немедленно шлет и.о. председателя Арбитражного суда Краснодарского края Чабану А.И. правительственную (!) телеграмму: “К нам поступило обращение от Зденека Хоффмана с жалобой на действия судьи Козубовой М.Г. Она действует не в интересах правосудия, а защищает имущественные интересы одной из сторон по делу – ЗАО “П.Р.Русь”. Учитывая сложившиеся отношения участников процесса и судьи Козубовой М.Г. и в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, просим вас рассмотреть вопрос о целесообразности участия Козубовой М.Г. в рассмотрении данного дела”.

Призыв депутата был услышан: судью Козубову отстраняют от дела, что позволяет отложить рассмотрение дела еще на месяц. В определении, подписанном краевым арбитражным судом сообщается, что “упомянутые бутылки с ликером будут способствовать наиболее полному установлению фактических обстоятельств по делу”. “Господи, где в России бутылки не “способствовали установлению фактических обстоятельств”? И нефактических тоже…” – восклицает автор.

Завершается статья уже в стиле политического памфлета, что, впрочем, тоже обусловлено законами жанра, правда, уже национальной трагикомедии: “За державу обидно!”. “Становится очевидным, что судебное беззаконие препятствует не только притоку инвестиций в российскую экономику, но и создает уже работающим компаниям неблагоприятные условия, что впоследствии ведет к колоссальным убыткам и банкротству, а также приводит к нарушению инвестиционного климата в России и оттоку иностранных капиталов”, – резюмирует автор.

Нужно отметить, что иностранцы тоже считают очень эффективным способом установления фактических обстоятельств по делу использование бутылок с алкоголем. Например, на выставке “World Wine Market” в Сан-Франциско со стенда воронежского ЛВЗ было похищено несколько бутылок водки поклонниками русского национального продукта. Однако топ-менеджер завода “Воронежский” Валерий Смирнов об этом рассказывают не без гордости: “Кому-то настолько понравилась наша продукция, что, несмотря на охрану, он рискнул совершить эту кражу”.

В интервью “Новой газете” Валерий Смирнов подробно рассказал об экспансивных планах воронежцев. Он сообщил, что в ходе выставки в Сан-Франциско ряд фирм выразили готовность сотрудничать с американским партнером ЛВЗ в качестве агентов по реализации продукции “Воронежского” на Тихоокеанском побережье США. В настоящее время проводится регистрация товарных знаков в США и Канаде. “Надеемся начать поставки нашей продукции по уже подписанным контрактам на рынок Северной Америки в третьем квартале этого года”, – заявил Смирнов.

“Если до недавнего времени западному потребителю была известна в основном только “Столичная” и “Московская”, то теперь ситуация несколько изменилась. В ближайшее время на прилавках заграничных супермаркетов может появиться продукция ликероводочного завода “Воронежский”, – констатирует в пиар-статье обозреватель газеты Денис Пырков.

Валерий Смирнов признался, что после того, как продукцией ЛВЗ “Воронежский” будут покорены жители США и Канады, планируется начать выход на рынок Карибского бассейна.

В то время как на западном рынке обостряется конкуренция с “Союзплодоимпортом”, появляются новые серьезные игроки на российском пивоваренном рынке. Как стало известно “Ведомостям”, руководство Центрально-европейской пивоваренной компании (ЦЕПКО) сделало заявление о планах приобрести еще два пивоваренных завода. Благодаря этим покупкам компания может сравняться по количеству заводов с такими гигантами индустрии, как “Балтика” или “Очаково”. “Однако по объему производства ЦЕПКО еще очень далеко до грандов отечественного пивоварения”, – отмечает обозреватель газеты Сергей Рыбак.

Сегодня компания ЦЕПКО, основанная акционерами компании “Вимм-Билль-Данн” в 2001 г., контролирует четыре пивоваренных производства: Москворецкий пивзавод, башкирский “Шихан”, “Пивоиндустрию Приморья” и завод “Волга-Инвест” в Нижнем Новгороде. По информации из неофициальных источников, в планах менеджмента ЦЕПКО – приобрести компании в Новосибирской области и Краснодарском крае.

Однако финансовые аналитики оценивают политику ЦЕПКО весьма скептично. Эксперт ИК “Объединенная финансовая группа” Алексей Кривошапко подчеркивает, что ЦЕПКО выходит на очень конкурентный рынок. Он сомневается, что компании удастся приобрести крупные заводы. С Кривошапко согласна вице-президент Очаковского пивобезалкогольного комбината Инна Кочетова: “Они приходят в регионы, где их никто не ждет, ведь на всех региональных рынках уже развернулась жесткая конкуренция”.

Виноделов от жестокой конкуренции спасает общая задача: завоевание большей популярности благородного напитка. Как пишут “Краснодарские известия”, администрация края не заинтересована в том, чтобы экспорт вина осуществлялся по серым схемам. По мнению краевых властей, абсолютно недопустим вывоз виноматериалов за пределы Кубани. “Только в этом году 70 цистерн ушли в другие регионы, где их разлили в бутылки, продали, собрали акцизные сборы. Почему краевая казна должна терять деньги?” – заявил первый заместитель главы администрации Александр Ремезков на семинаре в Краснодарском центре стандартизации и метрологии. Ремезков сообщил, что по “экспортерам” уже возбуждено 10 уголовных дел, в ходе расследования которых выясняется много шокирующих подробностей, касающихся подлога товарно-транспортных накладных.

Александр Ремезков заявил, что готов пойти на протекционисткие меры, чтобы поддержать отечественного производителя, так как считает абсурдной ситуацию с засилием грузинских и молдавских вин в магазинах и ресторанах Кубани.

В Тольятти тем временем успешно реализуется “грузинский проект”: продукция Комбината праздничных вин, созданного при участии грузинских партнеров, получает престижные награды на международных конкурсах.

“Задача, которую мы поставили перед собой – найти своего потребителя не за счет агрессивной рекламы, а методом убеждения попробовать наше вино 1 раз: мы знаем, что, вкусив его, человек, как правило, переходит в разряд его постоянных почитателей. Всегда высокое качество при доступной цене и определяет выбор покупателя. Наше вино по качеству не уступает тем винам в магазинах, которые стоят в 2-3 раза дороже”, – заявил технолог комбината Мамука Пеикришвили. Вскоре на Комбинате праздничных вин будет выпускаться элитная серия марки “Киндзмараули”. “Поскольку по закону эта марка должна разливаться только в Грузии, готовиться это вино будет нашими партнерами полностью в Грузии, но сохранит единый фирменный стиль тольяттинского комбината”, – отметил технолог комбината.

Мамука Пеикрмшвили считает, что его личный контроль над продукцией, выпускаемой на комбинате в Тольятти, является гарантом качества. “Грузинское вино должен делать грузин, а французское – француз, – считает Мамука. – Ведь вино – это часть культуры народа, формируемая тысячелетиями. Помимо технологических параметров у вина есть еще и душа, и характер. Характер и душа у грузинского вина – грузинские. Его отличает мужественность, насыщенность, сложный букет ароматов и долгое послевкусие”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ