На прошлой неделе “Российские вести” напомнили о том, что 500 лет назад в Чудовом монастыре Московского Кремля монахи открыли “жизненную воду” или “водоньку”. Впервые водку завезли в Россию итальянские купцы еще 1386 году, однако Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской и его бояре остались равнодушными к подаренной генуэзцами “огненной воде”. Автор юбилейной статьи объясняет это тем, что в почете у россиян были другие напитки вроде медовухи и бражки.
Во времена Ивана III отношение к водке радикально меняется. С ростом популярности крепкого напитка государство пытается установить монополию на производство алкоголя в целях интенсивного пополнения казны. Русская водка становится национальным достоянием и начинает экспортироваться в заморские страны.
По досадному недоразумению в статье, опубликованной в “Российских вестях” отсутствует важная заключительная часть, а именно призыв выпить за успехи российской водочной промышленности. Приходится восполнить этот пробел и поднять тост за здравие водочных королей, укрепляющих позиции России на мировом рынке.
Конечно же, надо выпить до дна за успехи ликероводочного завода “Топаз”, который получил международный сертификат качества National Quality Assurance”, подтверждающий конкурентоспособность предприятия и экологическую безопасность продукта. Свое отношение к развитию экспортного направления ликероводочной компании автор выразил в заголовке статьи: “Запад будет пить “Топаз”. Исполнительный директор “Топаза” Александр Вартанов не строит иллюзий и готов к жесткой конкурентной борьбе. “Надо помнить, что за границей нас никто не ждет”, – заметил Вартанов.
Следующий тост – за чуткое отношение питерского завода “Ливиз” к потребителям. “Коммерсантъ” в статье с обнадеживающим названием “Петербуржцы могут пить спокойно” пишет о программе страхования качества продукции завода “Ливиз”, которая реализуется при участии компании “РЕСО-Гарантия”. Отныне бутылки с продукцией “Ливиза” будут иметь на крышке надпись “Подлинность застрахована в СК ‘РЕСО-Гарантия'”. Пострадавшие от некачественной водки смогут получить компенсацию до 100 тыс. руб. В статье подчеркивается, что вероятность наступления страхового случая крайне мала, так как главные риски российских потребителей – подделки и неумеренность в питие – не страхуются.
Конкуренты питерского завода не сомневаются, что страховая программа ничто иное, как пиар-ход “Ливиза”. Совладелец ЛВЗ “Ладога” Вениамин Грабар подчеркнул, что перспектива доказать некачественность содержимого открытой бутылки с сорванной акцизной маркой практически равна нулю.
Что ж, скептичное отношение к инициативам конкурентов тоже способствует развитию алкогольного рынка России. А потому следующий тост – за ответственность и бдительность.
Немедленно выпив, нальем по новой и пожелаем процветания калужскому заводу “Кристалл”, на котором недавно сменился собственник. Успехи водочного предприятия впечатляют. В прошлом году “Кристалл” поднялся с 15-ого на 10-ое место в отраслевом рейтинге, увеличил объемы производства на 20%, получил почти на треть больше прибыли.
Обозреватель калужских “Вестей” подчеркивает, что смена собственника придает дополнительный импульс развитию “Кристалла”, так как заводом будет руководить “команда опытных управленцев”. Согласно бизнес-плану уже к осени появится калужская “Гжелка” со вкусом клюквы, брусники и лимона.
Чокнувшись с калужанами, переместимся в Ивановскую область, чтобы отпраздновать успехи “Шуйской водки”. За прошлый год предприятие на 15 % увеличило объем производства, на 16 %- объем сбыта, а также получило 11 наград на шести общероссийских выставках. Директор компании Сергей Виноградов в итоговом отчете за прошлый год сделал акцент на том, что стабильные экономические показатели работы позволили провести модернизацию производства: две из трех основных линий розлива полностью укомплектованы новым импортным оборудованием немецкой фирмы “KRONES” и итальянской компании “Вертолазо”.
В соответствии с рекомендациями маркетологов “Шуйская водка” начала производство сортов с фруктово-ягодными вкусами, которые сегодня наиболее востребованы отечественными потребителями. Кроме того, новая упаковка водки, отличающаяся стильным дизайном, решает и другую задачу: затрудняет изготовление подделок.
Следующий тост хочется поднять за директора ЛВЗ “Томский” Геннадия Полуэктова, который в региональной газете “Красное знамя” дал грамотный анализ положению дел на алкогольном рынке, рассматривая проблему защиты местных производителей сквозь призму необходимости соблюдения рыночных законов. Полуэктов вынужден согласиться, что в использовании административного ресурса в борьбе с демпинговыми поставками “логика безусловно есть”, хотя это “вряд ли вполне законно”. “Большинство населения все еще не вышло из шока после повышения коммунальных платежей. Вот и вынуждено покупать менее дорогую, но и менее качественную продукцию. Тем более что этому косвенно способствует и родное государство, которое периодически повышает акцизную планку, отчего испытывают трудности прежде всего предприятия с “прозрачной” бухгалтерией”, – отмечает директор томского ликероводочного завода.
Геннадий Полуэктов считает своей главной задачей – выпуск качественной продукции, изготовленной только из натуральных компонентов. Директор ЛВЗ “Томский” с сожалением констатирует, что последние правительственные инициативы не способствуют реализации новых проектов. Так, новый закон о ФГУПах ограничивает его как руководителя предприятия, заставляя вопросы кредитования и привлечения инвестиций согласовывать с Минсельхозпродоми Мингосимущества. В результате инвесторы не торопятся финансировать проекты, так как не уверены в том, что смогут вернуть деньги, полученные госпредприятием, если федеральный центр признает сделку недействительной.
И последний тост – за доблестных сотрудников правоохранительных органов, которые ведут героическую борьбу со всевозможными нелегалами и растратчиками, фальсификаторами и мошенниками, охраняя государственную казну от хищений, а любителей обильных излияний от летального исхода и отравлений разной степени тяжести.
Пожелаем успехов сотрудникам управления “Алкогольконтроль” при Госкомитете Якутии, которое “взяло на мушку” взяточников из управления потребрынка администрации, наладивших эффективный бизнес по выдаче лицензий с нарушениями федерального и республиканского законодательства.
Впрочем, в отношениях водочных королей с милиционерами и налоговиками все так запутано, что любой тост может выглядеть как провокация. Без ста граммов невозможно что-либо понять в деле директора петрозаводского ЛВЗ “Петровский” Валерия Измайлова, который обвиняется в растрате бюджетных в особо крупных размерах. Как пишет карельская газета “Губернiя”, правоохранительные органы республики заинтересовались сделкой между ЛВЗ “Петровский” и питерской фирмой “Эльбрус”. В результате этой сделки несколько миллионов рублей, перечисленные заводом за рекламные услуги, якобы растворились в пространстве вместе с подставной фирмой. Измайлов, комментариев которого с нетерпением ждет следствие, после командировки уходит в отпуск на длительное санаторно-курортное лечение. Появляются слухи, что директор ЛВЗ с правоохранительными органами сознательно предпочитает дела не иметь.
Однако в пресс-службе ЛВЗ заявили, что после совершенной сделки с питерской фирмой “Петровский” открыл свой магазин прямо на Невском, около Дворцовой площади, а также завез водку в другие питерские магазины и торговые точки в Ленобласти. Подчеркивается, что так как у ЛВЗ “Петровский” нет собственного бухгалтерского баланса и расчетного счета, сделка проводилась с ведома “Росспиртпрома”, филиалом которого является карельский завод.
Глава “Росспиртпрома” Петр Мясоедов поддерживает Валерия Измайлова. Правовой департамент “Росспиртпрома” подготовил запрос в Генпрокуратуру с просьбой дать оценку действиям карельских правоохранительных органов и подтвердить их правомочность.
Менеджмент ЛВЗ “Петровский” считает, что дело в отношении Измайлова заведено с целью его дискредитации и последующего увольнения. “Поговаривают о том, что Валерий Измайлов как директор перестал устраивать республиканскую власть, которая на посту регулятора водочных и денежных потоков хотела бы видеть бывшего руководителя “Прионежского” ЛВЗ Юрия Цунского”, – сообщает автор. Так как руководство “Росспиртпрома” инициативу губернского руководства не поддержало, пришлось воспользоваться крайней мерой – возбуждением уголовного дела.
Обозреватель “Губернiи” напоминает о том, что у директоров ЛВЗ “Петровский” всегда была нелегкая судьба: один директор завода был убит, на второго заводили уголовное дело, третьего директора “ушли” после скандала с правительством республики.
Вскоре после того, как на Измайлова завели уголовное дело, карельская налоговая инспекция отказалось выдать ЛВЗ “Петровский” новую партию акцизных марок. Обозреватель “Губернiи” Наталья Пчелкина подчеркивает, что причин отказа налоговая не сообщила, сославшись на “сложную ситуацию с выдачей”. Поскольку выпускать водку без марки нельзя, ЛВЗ может остановить работу на неопределенный срок. “Завод хотят остановить любой ценой. И делается все для того, чтобы постфактум обвинить руководство, которое якобы довело ЛВЗ до гибели”, – заявили в пресс-службе ЛВЗ “Петровский”.
Ничего не поняв в этой детективной истории, хочется выпить еще сто грамм. Хотя дело Измайлова после этого не проясняется, начинаешь понимать основную причину пития на Руси: а как иначе можно понять абсурдность всего происходящего и успокоить себя от того, что понять ее невозможно?