В то время как на водочном рынке происходит ожесточенная борьба монополистов с нелегалами, российские виноделы сражаются за преимущественный доступ к отечественному потребителю. В конце мая Владимиру Путину было направлено письмо с жалобой на “широкомасштабное вытеснение с российского рынка отечественных натуральных вин и шампанского импортными аналогами”. Письмо подписали президент “Опоры России” С.Р. Борисов, руководители Аграрного союза России, Национального союза участников алкогольного рынка РФ, Союза виноградарей и виноделов, а также директора винных компаний.
Авторы письма, опубликованного в “Российской газете”, возмущены тем, что для российских и иностранных игроков рынка создаются неравные условия: импортеров пытаются освободить от проверки качества продукции на акцизных складах, мотивируя это тем, что введение такой системы приведет к дискриминации фирм-импортеров. “Во всех странах алкогольная продукция – особый вид товара, за которым ведется тщательный контроль, – заявляют авторы обращения. – Установление единых “правил игры” на отечественном рынке для российской и импортной алкогольной продукции абсолютно справедливо и не может быть препятствием для вступления нашей страны в ВТО”.
В поддержку российских виноделов выступил “Российский союз промышленников и предпринимателей”. Президент РСПП Аркадий Вольский подчеркнул, что предложение авторов письма “является абсолютно справедливым решением вопроса”.
Пока неизвестно, как отреагировал Владимир Путин на претензии виноделов. Зато известно другое: на юбилее Санкт-Петербурга высоких гостей президент потчевал элитными коньяками и винами отнюдь не российского происхождения. Официальным поставщиком вин для юбилейных торжеств стала компания “ДП-Трейд”, которая включила в винную карту около тридцати наименований вин из портфеля компании: Chateau Lafleur Petrus 1995 из Помероля, Chateau Batailley 1996 из Пойяка, тосканское Magari 2000 от Анджело Гайя и эльзасское Riesling Gran Cru 2000 от Zind-Humbrecht. VIP-гостям президента также было предложено шампанское Bollinger, коньяк Delaman, портвейн Taylors, арманьяк Darroze. Элитные напитки подаваться в бокалах Riedel с российским гербом.
Ну что тут скажешь? Для организаторов праздника вопросы престижа оказались важнее интересов отечественного производителя? Наверное, все-таки наоборот. Хорошее вино, как известно, располагает к доверительной беседе и укреплению отношений. Хочется надеяться, что России удалось убедить мировую общественность в том, что она способна быть солидным партнером и играть по “общим правилам”, в том числе и на внутреннем рынке.
Одним из “общих правил” цивилизованного рынка является создание союзов, объединений, профессиональных клубов и прочих “аксессуаров” развитого капитализма. В России наконец-таки появился “Винный пресс-клуб”, объединяющий российских журналистов, пишущих о вине. Организаторами ассоциации стали главный редактор “Винной карты” Игорь Сердюк, зам. главного редактора газеты “Ведомости” Александр Губский, “винные” журналисты Эркин Тузмухамедов и Александр Купцов, а также издатель журнала “Под Градусом” Андрей Григорьев. Цель создания клуба – выработка профессиональных этических принципов, поддержка начинающих авторов, сотрудничество с производителями, импортерами, продавцами вина и алкоголя, взаимодействие с иностранными журналистскими ассоциациями.
Первый шаг к формированию профессиональных этических принципов уже сделан: в “Президент-отеле” российские производители и продавцы алкогольной продукции подписали Этическую хартию, призывающую к умеренному потреблению алкоголя. Производители выразили обеспокоенность повышенным потреблением в России крепкого алкоголя и заключили своего рода пакт о корпоративной солидарности, чтобы организовать “правильную продажу” алкоголя: его не будут отпускать “несовершеннолетним, беременным женщинам, водителям, больным, пьяным и неадекватным людям”.
Очень хотелось бы посмотреть на бабушку из алкогольного ларька, которая лихо тестирует покупателей на неадекватность и отправляет бомжей “по домам”, “не солоно не хлебавши”. Обозреватель “Времени МН”, однако, построением таких гипотез себя не утруждает, лаконично замечая: “Во что это выльется на практике, покажет время”.
И все же – достаточно серьезные шаги по установке адекватных правил игры на алкогольном рынке уже осуществляются. Министерство по антипомонопольной политике наконец-таки добилось запрещения рекламы водки “Флагман” в метро. Да-да, именно водки. До некоторых пор производителю “Флагмана” “Русской винно-водочной компании” удавалось отбивать атаки МАПа, который пытался доказать, что надпись “слабоалкогольный коктейль” сливается с фоновым цветом рекламы и почти не различима с близкого расстояния”. По заявке МАП было проведено специальное исследование, результаты которого лишь подтвердили мнение экспертов: 74 процентов респондентов ассоциируют рекламу напитка “Флагман Mix” с водкой, реклама которой в метро запрещена. Однако справедливое решение было принято уже после того, как цель рекламистов была достигнута – хорошо узнаваемой бутылка стимулировала спрос на водку “Флагман”. “Метрореклама” заплатила штраф, который был изначально заложен в стоимость размещения, а “Русская винно-водочная компания” получила очень солидные дивиденды. Корреспонденты “Столичной вечерней газеты” выяснили, что большинство московских магазинов активно реализуют водку “Флагман”, в то время как слабоалкогольный коктейль “Флагман Mix” в продаже отсутствует.
Однако “Русская вино-водочная компания” считает себя жертвой чиновничьего произвола и собирается опротестовать решение МАПа. “Флагман MIX” – это наш новый продукт, в его разработку и рекламу вложено много средств. Он реально существует, производится и продается в магазинах”, – заявляют представители компании.
МАП, в свою очередь, тоже декларирует готовность к дальнейшей борьбе. Как заявил газете “Ведомости” заместитель начальника управления контроля рекламной деятельности МАП Сергей Пузыревский, следующим шагом антимонопольного ведомства станет борьба с недобросовестной наружной рекламой.
Однако эксперты, опрошенные газетой “Коммерсантъ”, высказали уверенность, что у “Флагмана” практически нет шансов на победу. “Решение МАПа принято в полном соответствии с законом, – заявил председатель правления Конфедерации Обществ Потребителей Дмитрий Янин. – По поводу подобной скрытой рекламы алкоголя есть даже рекомендации президиума Высшего арбитражного суда, трактующие дело в пользу министерства”.
Вслед за “Флагманом” к выпуску слабоалкогольных напитков приступили и другие водочные компании. Недавно в петербургском и московском метрополитене появилась реклама коктейлей “Русский размер”, оформление которых схоже с одноименной водкой. Однако к компании “Веда”, которая владеет брэндом “Русский размер” никаких претензий от МАПа пока не поступало.
Другая долгоиграющая интрига, который на протяжении нескольких недель остается в центре внимания – “уход” водки “Гжелка” с московского завода “Кристалл”. Во всяком случае, в наличии подобной интриги уверены пиар-менежеры, проводящие раскрутку брэнда “Гжелка”. По их версии, алкогольное бизнес-сообщество ломает голову над вопросом: сможет ли калужский “Кристалл” сохранить качество популярной “Гжелки”? “Московский комсомолец” подчеркивает, что качество знаменитой марки при переводе в Калугу значительно улучшится. Автор статьи подробно перечисляет технологические достоинства калужского завода, обращает внимание на исключительную мягкость местной воды, высокий профессиональный уровень команды технологов.
В интервью газете “Труд” гендиректор дистрибьютерской компании “Гросс”, которая входит в ТПГ “Кристалл” Виктор Самойлов, также подробно перечисляет достоинства калужского завода, а также информирует о новинках, которые появятся в продаже осенью – “Гжелка-клюква”, “Гжелка-лимон” и “Гжелка-ваниль”. Самойлов сделал акцент на том, что выпуск водки в Калуге мотивирован предельной загруженностью московского завода и намерением улучшить качество продукции.
Водочные короли, как и виноделы, тоже обеспокоены нарушением равных правил игры. Защитником их интересов становится все та же “Российская газета”. “Многие из предприятий отрасли находятся на грани банкротства, а алкогольный рынок страны, – у черты дестабилизации”, – бьет в набат обозреватель газеты. Подчеркивается, что наиболее тяжелое положение у компании “Росспиртпром”, которому наносит значительный ущерб “Союзплодоимпорт”, владеющей лицензией на реализацию за рубежом популярных водочных брэндов. “Не может похвастаться “Союзплодоимпорт” успехами за рубежом. Сплошь – скандалы да аресты продукции при попытках ее экспорта, – заявляет автор. – А ведь возобновление экспорта водки под государственными товарными знаками и пополнение за счет этого государственной казны было также одной из главных задач при создании ФКП”. Обозреватель газеты также высказывает недоумение, что деятельность “Союзплодоимпорта” является “настолько закрытой для общественного контроля, словно речь идет о каком-то сверхсекретном учреждении”. Автор убежден, что “Союзплодоимпорт” работает не в интересах государства. По мнению обозревателя, происходит это потому, что “сам глава казенного предприятия, главными задачами которого являются защита государственных водочных знаков и управление ими, владеет еще и частной фирмой, по странному стечению обстоятельств торгующей водкой!” “Такие вещи называются “конфликтом интересов”, и это – мягко говоря, – пишет обозреватель. – В правовых демократических государствах подобные выходки стоят госчиновнику как минимум его служебного кресла”.
Итак, государство надо защищать от деятельности сросшегося с бюрократией олигархического капитала. Эта тема уже была озвучена на прошлой неделе в программе “Есть мнение” на ТВС. Правда, в центре внимания Юлии Латыниной был не “Союзплодоимпорт” (к которому, кстати, обозреватель относится весьма благожелательно), а “Росспиртпром”. По утверждению Латыниной, новая правящая элита, которой принадлежит в том числе и “Росспиртпром”, накануне выборов вовсю занимается перераспределением финансовых потоков.
Имена и явки зарвавшихся капиталистов у каждого свои. Такие вещи и называются “конфликтом интересов”.