Водочный рынок России: экспансию варягов облегчает отсутствие серьезной конкуренции

0:00
0

Юрий Шефлер намерен начать новую счастливую жизнь на берегах Балтики. Как отмечает “Эксперт”, в родном Отечестве водочному магнату фактически “перекрыли кислород”: мало того, что Шефлер лишился прав на популярные брэнды, он к тому же вынужден скрываться в Великобритании от преследования российских правоохранительных органов. Однако, судя по всему, жизнь опального олигарха вновь налаживается. Недавно Шефлер приобрел рижский завод Latvijas balzams, теперь глава компании S.P.I намерен присоединить к своей прибалтийской империи каунасский завод по производству спирта Stumbras. Судя по сообщению “Коммерсанта”, вопрос о покупке каунасского завода подконтрольной Шефлеру компании Latvijas balzams фактически решен. Еще в конце прошлой недели гендиректор Latvijas balzams Юрис Гулбис официально заявил, что LB готов заплатить за Stumbras $52,6 млн. Как пишет “Эксперт”, “самое крупное предложение от Latvijas balzams сделало его фаворитом приватизационного конкурса”. Юрис Гулбис подчеркнул, что в ходе конкурса ему пришлось столкнуться с “ярко выраженной лояльностью к литовским производителям и инвесторам”, из-за чего LB пришлось “переплатить”. О результатах продажи каунасского завода будет известно в конце месяца.

Эта неделя ознаменовалась и другой победой Шефлера, позволяющей ему укрепить позиции в балтийском регионе. Группа S.P.I. защитила свои права на знаки Stolichnaya и Pertsovka в Эстонии. По сообщению агентства “Интерфакс”, дистрибьютор питерской водки “Ладога” эстонская компания Labimex предприняла попытку ввезти в Эстонию партии настойки Pertsovochka и водки Ladoga. Этикетка водки Ladoga представляла собой имитацию знака водки Stolichnaya. Это стало основанием для задержки груза таллинскоой таможней. После этого инцидента фирма Labimex обязалась не использовать водочные брэнды группы SPI.

Однако на восточном направлении компания Шефлера чувствует себя не так уверенно. “Союзплодоимпорт”, российский владелец товарных знаков Stolichnaya и Moskovskaya, объявил о начале поставок водки в Объединенные Арабские Эмираты. По мнению обозревателя газеты “Коммерсантъ” Дмитрия Доброва, в ОАЭ группе SPI будет нелегко добиться защиты своих прав на водку. Если контрафактные поставки “Союзплодоимпорта” в Голландию удалось арестовать, что в случае с ОАЭ ограничить поставки будет значительно сложнее.

Тем не менее, SPI будет оспаривать легальность поставок водки в Эмираты. По словам топ-менеджера компании Андрея Скурихина, товарные знаки Stolichnaya и Moskovskaya в ОАЭ зарегистрированы на аффилированные с SPI структуры в “близких” классах – безалкогольные напитки, реклама и розничная продажа. Скурихин подверг сомнению заявление руководства ФКП о специальном разрешении властей ОАЭ на поставку водки. По словам топ-менедежара SPI, чиновник, выдавший подобное разрешение, нарушил закон. Дмитрий Добров, не оспаривая аргументов группы SPI, подчеркивает, что предпринять какие-либо действенные меры по ограничению поставок контрафактной продукции не удастся.

Добров к тому же обращает внимание, что начало реальных продаж ФКП за рубежом – тревожный симптом для компании Шефлера. Обозреватель “Коммерсанта” не исключает, что “Союзплодоимпорт” может инициировать очередной раунд судебных баталиях за права на товарные знаки за границей. Во всяком случае, об этом свидетельствует заявление руководства “Союзплодоимпорта” развернуть судебную компанию против SPI не только в Голландии, но и в Австрии.

Однако “Ведомости” считают, что по суммарному набору очков в борьбе с “Союзплодоимпортом” выигрывает группа SPI. По мнению обозревателя, приобретение компанией Шефлера права распоряжаться маркой “Столичная” на территории Украины нанесло ощутимый удар по конкуренту. Как пишут “Ведомости”, украинская экспансия не идет ни в какое сравнение с договором о поставках продукции “Союзплодоимпорта” в ОАО: “Если “Союзплодоимпорт” с гордостью отрапортовал о начале поставки водки в страну, где появление на улице в состоянии опьянения является уголовным преступлением, то SPI неспешно приступает к освоению рынка 50-миллионного государства с многовековой традицией потребления крепкого алкоголя”.

В то время как “Столичная” завоевывает место под украинским солнцем, компания Nemiroff укрепляет позиции на российском рынке. “Эксперт” подчеркивает, что на алкогольном рынке России, еще не пережившем эпохи дикого капитализма, у брэнда Nemiroff фактически нет серьезных конкурентов. “Локомотивом новой мировой водочной моды претендует стать не русская водка”, – с сожалением констатирует обозреватель журнала “Эксперт”. Автор отмечает, что кроме затрат на мировую рекламу и дистрибуцию российское алкогольное сообщество вынуждено оплачивать еще и неуклюжие телодвижения родного государства: “От позапрошлогодней истории с национализацией марок “Столичная” и “Московская”, ранее благополучно приватизированных и экспортируемых компанией “Союзплодимпорт”, говорят, до сих пор стынет кровь в жилах наших западных партнеров по водочному бизнесу. Говорят, что каждое подобное событие на рынке отодвигает светлое экспортное будущее русской водки на несколько лет”.

Как пишет еженедельник, на водочном рынке России до сих пор нет явного лидера: московский “Кристалл” хотя и остается самым крупным предприятием, но контролирует не более 6-7 процентов рынка. Автор анализирует успех украинской компании Nemiroff и задает резонные вопросы: почему регионы, враждебно настроенные к “чужим” российским производителям, не платящим у них налогов, с распростертыми объятиями встречают иностранца? Почему то, что доступно украинской компании, недоступно ни одному из отечественных игроков?

Ответ “Эксперта” категоричен: неконкурентоспособность российских производителей обусловлена низким качеством и беспорядочной сбытовой политикой. “При такой стратегии много денег точно не заработаешь, а финансовая немощь – это, как мы помним, главное объективное препятствие при продвижении нашей водки на мировой рынок”, – заключает автор.

Тем временем Nemiroff предлагает “неординарный продукт” высокого качества, используя грамотные маркетинговые стратегии. По сути, публикация в “Эксперте” представляет собой ничто иное, как апологию украинской водочной компании. Авторские статьи пестрят не то что рекламными слоганами, а тезисами из учебников для студентов-маркетологов. Например, “Повторяемость качества дает ту стабильность, которая делает брэнд не просто модным, а классическим”. Или еще один опус: “Намерение в ближайшие два года войти в число крупнейших водочных брэндов – это не просто желание менеджеров Nemiroff, но ответ на сегодняшние потребности мирового рынка алкоголя. Покупатель готов потреблять новые брэнды, но никто из производителей не готов их ему предоставить”.

Глава Немировского ЛВЗ Яков Грибов то ли дает мастер-класс для своих менее удачливых коллег, то ли убеждает скептиков в своей бизнес-состоятельности. Во всяком случае, пиар-повод публикации заявлен весьма отчетливо: Nemiroff пришел в Россию всерьез и надолго и намерен не играть по чужим правилам, а внедрять новые стратегии. Другой вопрос, окажется ли востребованным имидж “трудолюбивого отличника” в стране, не преодолевшей манию величия?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ