Пьющая Россия накануне "высокого сезона": есть ли основания для оптимизма?

0:00
0

Праздничная декада с плавным перетеканием Первомая в День победы требует расширения алкогольной географии. Как говорится, “веселие на Руси – есть питие”. Однако в каждом регионе необъятной Родины существует своя особенная разновидность праздничных напитков. Так, в Новосибирской области появился новый фаворит – торговая марка “Сибирь”, в которую входят крепкие и слабоалкогольные напитки. По сообщению газеты “Вечерний Новосибирск”, всего лишь за год присутствия на рынке продажи “Сибири” увеличились втрое.

В Красноярском крае лидером по объему производства алкогольной продукции является завод “Фортуна”. Сегодня “Фортуна” предлагает 10 фирменных сортов водки с уникальной рецептурой, не имеющей аналогов в Краснодарском крае, пишут “Кубанские новости”. А в Кировской области к столу подавали специальную дамскую водку. К сожалению, газета “Вятский край” ничего не сообщает о видовых особенностях оригинального продукта Уржумского завода, который, кстати, получил гран-при на международной выставке “Интерфуд”.

Производители алкогольной продукции Сахалинской области пребывают в достаточно жесткой ситуации: местная водка гораздо дороже завозной. Эта ситуация стимулирует сахалинских промышленников на поиск нестандартных маркетинговых решений. Результатом “мозгового штурма” менеджеров Чеховском пищекомбината стал выпуск водки “Горный воздух”, которая, по заявлению газеты “Советский Сахалин”, пользуется повышенным спросом жителей Сахалина и Курил. Южно-Сахалинский ликероводочном заводе готовит к производству “беспохмельную” водку.

Однако преподаватель кафедры клинической психологии Университета Российской академии образования Николай Подхватилин считает, что пора изменить расхожее представление о том, что водка – неизменный атрибут праздника. По мнению эксперта, роль алкоголя в российской жизни изменилась: сегодня пьют не для того, чтобы пребывать в хорошем настроении, а чтобы заглушить плохое. “Трезвый взгляд” на проблему позволяет сделать выводы, что алкоголизм развивается по той же схеме, что и приобретенная шизофрения: отчаяние, свойственное едва ли не каждому обладателю загадочной русской души принуждает к бегству от несовершенного мира с помощью наиболее доступного способа. Эксперт настаивает на том, что поводом для алкоголизма является западная модель цивилизации с преобладанием рационального подхода к жизни, требующего жесткого подавления эмоций. “Душевные устремления перестали учитываться в реальной экономической жизни и, соответственно, в обществе. Западный человек был вынужден учиться жить не так, как хочется его душе, а как “необходимо” – как выгодно. Но душа-то болит! Так возник конфликт между внутренними устремлениями и внешней данностью. Это породило внутренний дискомфорт и напряжение. А чем его снять?” – задает резонный вопрос Николай Подхватилин. По мнению эксперта, питие на Руси потому и получило такое распространение, что “народ пытается душу сохранить”.

Обозреватель “Коммерсанта” Игорь Мальцев предлагает другой ракурс для осмысления феномена пьющей России. “Силы природы нам натурально показали, что мы все-таки живем в очень холодной, почти спиртовой, стране. И надо вести себя соответственно. А то можно выйти голыми на мороз и долго удивляться”, – заявляет Мальцев. А потому следует ко всевозможным винным изыскам относиться с изрядной долей юмора: замученная в вечных морозах русская душа если и решится на небанальное решение проблемы, то в лучшем случае с помощью немецкого шнапса.

На фоне стабильно хороших позиций крепких алкогольных напитков обращает внимание резкий спад, который эксперты предсказывают пивной индустрии. По информации “Известий”, это лето обещает стать худшим за всю новейшую историю российской пивоваренной промышленности. Аналитики кризисную ситуацию объясняют спадом производства после введения новых ставов акциза. По данным пивоваров с начала этого года цены на продукцию повысились на 25%. В Союзе пивоваров считают, что для восстановления прежних позиций потребители будут снижать рентабельность и увеличивать доходы за счет увеличения объемов производства, чтобы не допустить повышения цен.

Однако далеко не все пивовары разделяют пессимистичные прогнозы на “высокий сезон”. Так, “Красный Восток” запланировал на лето раскрутку своей новой марки “Чешский стандарт”. Продвижением брэнда займется рекламное агентство NFQ, которое в прошлом году обеспечивало широкомасштабную рекламную кампанию пива “Руски”. Директор агентства Николай Васильев не считает, что кампания была неудачной: напомним, что в первых числах сентября акция была приостановлена из-за многочисленных жалоб потребителей, которые были возмущены неправильным написанием слова “по-русски”. Васильев подчеркнул, что пиво “Руски” изначально было рассчитано на регионы, где и сейчас продается. Новый продукт “Красного Востока” адресован уже непосредственно столице.

Вместе с тем исполняющий обязанности директора ТД “Красный Восток” Александр Острецов не питает иллюзий в отношении раскрутки пива “Чешский стандарт”. По мнению Острецова, москвичи в последнее время перешли на пиво класса премиум и могут просто не обратить внимания на дешевый напиток. (Предполагаемая стоимость пива “Чешский стандарт” около десяти рублей). Конкуренты “Красного Востока” считают, что все зависит от грамотного промоушена. “Если компания грамотно организует рекламу для своего пива и не пожалеет средств на ее реализацию, то москвичи заинтересуются новой маркой”, – заявила сотрудник пресс-службы компании Budweiser Budvar Оксана Баирова.

Сложности работы на внутреннем рынке для пивоваров дополняются экспортными проблемами. После изменений правил игры в Белоруссии российские компании вынуждены сократить или вовсе прекратить поставки пива в республику. “Коммерсантъ” сообщил о введении ограничительных мер на продажу пива с 1 апреля. Согласно правительственному постановлению оптовые поставки пива в Белоруссию фактически приравнялись к ввозу крепкого алкоголя. Отныне пиво из стран СНГ должно поставляться в Белоруссию только через специальные склады временного хранения, находящиеся под контролем местных налоговиков, кроме того стоимость лицензии на импорт в Белоруссию минимальной партии пива в размере 10 тыс. декалитров выросла на 25%. Изменение правил игры стало основанием для приостановления постановок компании “Балтика”, продукция которой занимает 13% пивного рынка республики.

Единственной хорошей новостью праздничной недели стало решение правительства снизить вдвое импортные пошлины на технологическое оборудование для пивоваренной промышленности по одной позиции – “оборудование для мойки и сушки бутылок”. Замруководителя Исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий заявил “Известиям”, что данный шаг правительства способен несколько увеличить инвестиционную привлекательность отрасли.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ