Антимонопольное ведомство заявляет, что нашло действенный способ для борьбы с рекламой спиртного под видом других продуктов. Отныне для разоблачения алкогольных махинаций будут привлекаться социологи. “Ведомости” подчеркивают, что МАП довольно долго вел безуспешную войну с производителями “Флагмана”, “Немирова” и “Вальса Бостон”, однако сегодня для производителей дорогой водки настали не лучшие времена. Как выяснилось, разоблачить притворщиков довольно просто: достаточно задать вопрос потребителям, что они понимают под рекламируемым продуктом?
Прием “социологический опрос против рекламы водки” был с успехом апробирован в Нижнем Новгороде. Телезрителям Нижнего было предложено оценить рекламные ролики минеральной воды “Сормовская” с участием актера Булдакова с позиции Станиславского. То есть честно ответить: верят они или не верят актеру, когда он после рюмки “целебного напитка” довольно крякает и заявляет: “Хорошо пошла”. Станиславский, по-видимому, очень тонко понял особенности русской души: поклонники самого популярного в России напитка во имя торжество справедливости не поддержали производителей национального русского напитка. Они честно сказали, что не верят в минералку и тем самым “простодушно сдали фабрикантов”. Результаты социологического опроса стали основанием для запрета рекламы “Сормовской” на нижегородском телевидении.
Обозреватель “Ведомостей” предполагает, что следующим объектом атаки МАПа станет водка “Вальс Бостон”, которая рекламируется на щитах в Санкт-Петербурге. Согласно замыслу креаторов, вода питьевая столовая “Вальс Бостон” создает “праздничное настроение Петербурга”. Автор резонно предполагает, что жители театральной столицы вслед за Нижним Новгородом не станут поддерживать обманщиков: “Если в Нижнем от воды больше не крякают, чего же петербуржцам от нее веселеть?”
Сгущаются тучи и над украинским монополистом Nemiroff, который утверждает, что слоганом “Все дело в перце” потребителям предлагается попробовать не горилку, а некий маринованный овощ. Как пишет “Коммерсантъ”, согласно результатам социологического опроса, зрители признали рекламу бренда Nemiroff рекламой водки. В соответствии с этим МАП требует от первого канала и НТВ прекратить размещение рекламы товарного знака Nemiroff во время показов боксерских поединков.
Однако по информации “Столичной вечерней газеты”, Nemiroff готовит симметричный удар. В водочной компании считают, что усовершенствованный слоган “Все дело в маринованном перце” позволит снять обвинения в дезинформировании потребителя.
Подчеркивается, даже если реклама “перца” Nemiroff будет запрещена, нарушитель уже получил весьма солидные дивиденды. По данным компании “Бизнес-Аналитика”, в течение 2002 года доля рынка Nemiroff на водочном рынке России выросла в три раза.
Президент Российской ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев считает, что основанием для брэндовых конфликтов водочных монополистов является несовершенство рекламного законодательства, в котором ничего не говорится про рекламу торговых марок. Евстафьев также отмечает, что перед тем как запустить рекламный ролик, производители алкоголя сразу закладывают в рекламный бюджет деньги на штрафные санкции.
На “внутрикорпоративном” водочном рынке тоже не все спокойно. Позиции “Росспиртпрома”, лишившегося своих самых популярных брэндов, еще более ослабляются. На заседании правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка замминистра имущественных отношений Сергей Моложавый отметил, что у “Росспиртпрома” нет стратегии управления госпакетами акций. Моложавый предложил продать госпакеты акций предприятий, в которых государству принадлежит менее 25 процентов. Для предприятий, в которых госпакет превышает 50 процентов, Моложавый предложил ужесточить контроль со стороны государства. В частности, предлагается лишить “Росспиртпром” поводить перемены в высшем руководстве компаний без согласования решения с Минсельхозом и Минимущества. Автор не исключает, что правительство пошло на этот шаг после сомнительной сделки с продажей товарного знака “Гжелка”, который “до сих пор не вполне понятным образом перешел в руки частной компании”. Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов сообщил, что в адрес “Росспиртпрома” был направлен запрос о подробностях сделки по продаже “Гжелки”. “Трудно говорить что-то до завершения проверки, но думаю, в результате может возникнуть еще несколько уголовных дел”, – отметил Игнатов.
Обозреватель “Коммерсанта” Дмитрий Добров, комментируя ситуацию, заявил, что в алкогольной отрасли начинается новый этап войны за власть, который может закончиться фактическим расформированием “Росспиртпрома”. Обозреватель считает, что в процессе акционирования полномочия ФГУПа будут переданы обратно в Минсельхоз и Мингосимущество, которые до создания “Росспиртпрома” играли первую скрипку в алкогольной отрасли. Подчеркивается, что есть и другие претенденты на алкогольные активы, управляемые “Росспиртпромом”. Добров к ним относит региональные власти, всегда рассматривавшие “полугосударственные” ЛВЗ, как свои собственные, а также входящий в структуру Минсельхоза ФКП “Союзплодоимпорт”. В изменениях сложившейся ситуации заинтересованы и частные компании, интересы которых проигнорировало нынешнее или прежнее руководство ФГУПа.
“Коммерсанта” делает акцент на том, что “Росспиртпрому” следует готовиться к пессимистичному варианту развития событий, так как влиятельных покровителей у него практически не осталось.