“Ведомости” подводят итоги войны государства за контроль над водочной отраслью. Итак, сменив руководство госпредприятия “Росспиртпром”, Минсельхоз подготовил к акционированию гигантский алкогольный холдинг ФГУП “Росспиртпром”,а добившись передачи советских водочных брэндов казенному предприятию “Союзплодоиморт”, подготовился к затяжной войне за зарубежные алкогольные рынки. В свою очередь, Министерство по антимонопольной политике одержало победу над наружной рекламой крепкого алкоголя, запрещенной федеральным законом “О производстве и обороте алкогольной продукции”. Однако торжествовали чиновники недолго. Минувшей осенью, когда у производителей алкоголя наступил “высокий сезон”, рынок охватила мода на новую форму рекламы. Производители водки увлеклись производством минеральной воды и слабоалкогольных коктейлей. Как оказалось, эту продукцию, расфасованную в бутылки, похожие на водочные, можно совершенно легально рекламировать на городских улицах. Так, в частности, поступили Русская вино-водочная компания (водка и коктейли “Флагман”), запустившая кампанию под слоганом “Имеешь право!” и Diageo (виски и коктейль Johnie Walker). Способов борьбы с явлением, получившим название “замещающей рекламы”, в МАПе пока не придумали.
Самые высшие награды привезли из Москвы специалисты Мариинского спиртового комбината с первого российского дегустационного конкурса этилового ректификационного спирта. Золотой медалью был отмечен спирт “Альфа”. “Серебра” удостоился продукт марки “Экстра”, почетные дипломы были присуждены спиртам марки “Люкс” и “Спирту высшей очистки”. Мариинцы строго контролируют производство продукта, в качестве сырья используются только зерновые культуры, вода – из артезианских скважин. Выпускаемые на основе первоклассных спиртов “Сибирская губерния”, “Хозяин тайги”, “Кия” и другие сорта водок, что называется, вне конкуренции. По наблюдениям “Труда”, сам губернатор Кемеровской области Аман Тулеев отдает предпочтение продукции мариинских специалистов.
Каким был 2002 год для винного мира? Оказалось, что в тех регионах Европы, которые не котировались в традиционных винных иерархиях, можно производить замечательное вино. Самые консервативные виноделы сегодня пробуют себя в новом стиле и качестве. Владельцы престижных шато вдруг задумали выпускать “гаражные” вина и “вина-бульдозеры”, не без позерства примеряя к себе термины, которые еще недавно произносились лишь с ироническим выражением и по поводу американских коллег. Заокеанские же виноделы, забыв про ковбойский стиль своих первых опытов, прислушались к голосу европейских провозвестников и добились наконец утонченности лучших вин. Самые дорогие вина Австралии и ЮАР, Аргентины и Чили, Калифорнии и Уругвая сегодня гораздо ближе к самым дорогим винам Италии и Франции, чем к так называемому “стилю Нового Света”. Да и собственно “стиль Нового Света” отживает свое время как термин. Сейчас модно находить отличия одного вина от другого, а не искать между ними сходства (даже если они более чем очевидны). Престиж в среде виноделов вообще теперь понимается несколько иначе. Эпоха винного чванства прошла. Теперь “клево” производить не только Grand Cru, но и Vin de Pays, причем правило “аскетической этикетки” забыто. Этикетки стали экстравагантными и даже кричащими, но не потеряли достоинства. Самые чувственные сюжеты, украшая бутылки, напоминают о главном предназначении вина – возбуждать страсть.
Француз Пьер-Луис Тейсседр и его группа из Монпелье создали белое вино, обладающее такими же лечебными свойствами, какие приписывают красному. Новое вино получило название “Парадокс” (Paradoxe Blanc), что отражает парадоксальный образ жизни французов: несмотря на курение и богатую жирами пищу, они меньше, чем представители других наций, подвержены заболеваниям сердца и инсультам. Как пишет “Медицинская газета”, содержащиеся в красном вине полифенолы, антиоксиданты помогают артериям освободиться от жировых отложений. Полифенолы есть в кожуре винограда, и особые способы изготовления красного вина позволяют добиться их высокого содержания. Виноделы из Монпелье изменили процесс и из белого винограда изготовили вино с содержанием полифенолов в четыре раза большим, чем прежде.
Пивоварение – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей национальной пищевой промышленности. Маркетологи ожидают, что в 2003 году в стране будет продано пива примерно на 6,5 миллиарда долларов. Оборот же водочного рынка останется на нынешнем уровне – около 6,2 миллиардов долларов. Сегодня практически очевидно, что на самом деле “антипивная кампания” – следствие столкновения интересов двух “питейных” отраслей. Господствующая версия: борьбу с пивной рекламой в Думе развязали производители водки. Однако “война законодателей с пивом приведет лишь к росту смертности от алкоголя, – сказал в интервью газете “Совершенно секретно” сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. – Мы против агрессивной рекламы. Но не против самого пива. Нас беспокоит колоссальное количество отравленных некачественным алкоголем. Государство не способно бороться с фальшивой водкой и суррогатами: тот же Онищенко и его служба не в состоянии контролировать рынок. Они проводят регулярные рейды против “подпольщиков”, в то время как целые республики, чья экономика целиком держится на разбавлении некачественной водой контрабандного спирта, процветают. Прибавьте к тому же придумку с копеечными настойками боярышника или свободно продающимся за червонец чуть ли не в каждом аптечном пункте “раствором медицинским антисептическим”, который на самом деле является 95-процентным непищевым этиловым спиртом. Суррогаты спиртного уносят десятки тысяч жизней в год, а санэпидслужба и депутаты, бросив остальные дела, решили ударить по пиву…”
Повышение акциза на пиво “Красное знамя” рассматривает как финансовую помощь подпольным производителям водки – по оценке газеты, в структуре потребления алкоголя пиво вытесняет в первую очередь крепкий алкоголь, производимый теневым сектором. Казалось бы, государство должно поддерживать эту тенденцию и в первую очередь – экономическими методами. К сожалению, наблюдать такого не приходится. Растет цена на сахар, который используется в пивоварении, а также рассматривается вариант очередного повышения тарифов на электроэнергию. Тем не менее, на ОАО “Томское пиво” к грядущим изменениям относятся спокойно. Несмотря на предвидящиеся затраты, завод повышать цены пока не собирается. Компания намерена снижать себестоимость продукции путем оптимизации производственного процесса.
Питерская “Балтика” стремится к унификации и взаимозаменяемости своего высшего менеджерского звена и проводит ротации топ-менеджеров между пятью производственными площадками компании: в Санкт-Петербурге, Ростове, Туле, Самаре и Хабаровске. Так, “Город N” из Ростова-на-Дону не исключает, что скоро кресло директора ростовского филиала “Балтики” снова займет ростовчанин Сергей Скориков, командированный управлять “балтийским” заводом в Туле. Нынешний же выбор питерца Александра Дедегкаева, специалиста по технологическим аспектам бизнеса всей “Балтики”, в качестве директора ростовского завода питерской компании, возможно, был обусловлен тем, что в Ростове запускались в производство новые сорта пива, в том числе лицензионный датский Carlsberg.
PepsiCo проиграла тянущееся уже около четырех лет дело о газированных напитках. Компания не сумела заставить апелляционный суд возобновить рассмотрение ее иска против компании Coca-Cola, которая, по утверждению PepsiCo, монополизировала 90 процентов американского рынка разливных безалкогольных напитков. Иск был подан еще в 1998 году. Тогда PepsiCo в первый раз заявила, что Coca-Cola сплошь и рядом оказывает давление на независимых дистрибуторов, поставляющих разливные безалкогольные напитки сетям закусочных, кинотеатрам, ресторанам и прочим крупным клиентам, продавая им свою продукцию лишь в том случае, если они не будут иметь дела с Pepsi. Однако, по мнению суда, PepsiCo не сумела представить весомых доказательств нарушений антимонопольного законодательства со стороны конкурента, поскольку, говоря о “рынке”, PepsiCo на самом деле имела в виду только дистрибуторский канал. В 2000 году дело было закрыто. Для того чтобы добиться повторного рассмотрения дела, PepsiCo обратилась в апелляционный суд. Но и апелляционный суд заявил, что Coca-Cola контролирует лишь 64 процента рынка, а этого недостаточно, чтобы вести речь о монополизации целого рынка. Как сообщает “Коммерсант”, PepsiCo больше не намерена оспаривать решение суда.