На осенней сессии Госдума России готовится рассмотреть законопроект о борьбе с распитием алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива в общественных местах. По новому закону, “общественными местами” считается вся территория вне зон “пунктов общественного питания”. За нарушение соответствующих территориальных и этических границ предусмотрены штрафы и наказания. Кроме того, законопроектом предполагается также ответственность родителей за появление “подопечных” в состоянии опьянения. “Новые известия” сомневаются, что проблему можно разрешить исключительно репрессивно-законодательными методами. Стоит ли говорить, во что обычно у нас трансформируется очередная карательная “палка”, вручаемая в руки милиции. Но вопрос, конечно, еще и в законодателях. Действительно, весьма маловероятно, чтобы думцы поддержали такой непопулярный сразу в нескольких смысловых подтекстах законопроект.
В своем интервью “Российской газете” генеральный директор федерального казенного предприятия (ФКП) “Союзплодоимпорт” Владимир Логинов отметил, что ФКП было создано для осуществления от имени государства прав на товарные знаки, а доходы от использования товарных знаков станут поступать в федеральный бюджет. В настоящее время Минсельхоз и Минимущества рассматривают порядок пользования и распоряжения товарными знаками, заявки на использование которых подали “более 40 предприятий”. Всем потенциальным производителям, использующим торговые марки, при заключении договоров будут предъявляться одинаковые требования – наличие современного технологического оборудования, сертифицированной лаборатории по жесткому контролю за качеством, возможностей по надежной защите брендов, наличию положительной деловой репутации и др.
Арбитражный суд г. Москвы отказал в иске калининградскому ОАО СПИ-РВВК (группа SPI является владельцем акций этого ликероводочного завода) о признании недействительной телетайпограммы ГТК России, в которой ГТК уведомлял региональные таможни о том, что известные товарные знаки на алкогольную продукцию принадлежат Российской Федерации. В связи с чем партия водки “Столичная”, “Лимонная”, “Московская” и др., принадлежащая СПИ-РВВК, была арестована, сообщает “Коммерсант”.
Тем временем объявленный в розыск владелец “Союзплодимпорта” Юрий Шефлер не ударился в бега и собирается вернуться в Россию из Юрмалы, где он в качестве спонсора принял участие в открытии фестиваля “Новая волна”. Адвокаты Юрия Шефлера заявили “Независимой газете”, что уже готовят заявление в прокуратуру с целью привлечь Владимира Логинова к ответственности за заведомо ложный донос. Доказать это скорее всего не составит большого труда, и вполне возможно, что уже господину Логинову в недалеком будущем придется пуститься в бега. Но в любом случае нападки на товарные марки экспортной водки уже нанесли урон как “Союзплодимпорту”, так и государству. “Союзплодимпорт” не может производить экспортную водку в России и вынужден вывести производство за границу. Государство, в свою очередь, несет финансовые потери – более 100 миллионов долларов налогов. Из-за прекращения производства “Столичной” в Калининградской и Тамбовской областях бюджеты этих регионов резко сократились.
В Ереване прошел организованный Союзом армянских виноделов международный форум, посвященный проблемам рынка и права винодельческой продукции. В форуме приняли участие около 170 специалистов и экспертов из Армении, России, Бельгии, Грузии и других стран. По итогам форума принято решение с конкретными предложениями, направленными на гармонизацию внутреннего правового поля с международными нормами и сделано соответствующее обращение к правительствам и законодателям. Как считает “Russian Market Magazine”, форум должен помочь законодателям в относительно короткие сроки принять основополагающие законы в духе международного права, наладить порядок в правовом поле отрасли, правительствам – издать дополняющие решения, министерствам и ведомствам – разработать ведомственные и подведомственные акты, нормативную документацию, соответствующим субъектам – заключить необходимые международные договоры и т.д. Все это должно стать дополнительным импульсом к развитию отрасли и созданию структур общего свободного рынка.
Гендиректор “Объединенных машиностроительных заводов” Каха Бендукидзе ищет покупателя на ново-чебоксарский пивзавод. ЗАО “Булгар-Хмель” – новый пивзавод, целиком оснащенный германской фирмой Steinecker. Как сообщают “Ведомости”, сваренное на предприятии пиво “Золотой ковш” удостоено золотых медалей, а вся продукция “Булгар-Хмеля” занимает примерно 1 процента российского рынка пива. Завод, мощностью 8 млн. дал пива, построили на связанный кредит немецкого правительства (около 25 миллионов долларов), возврат которого был гарантирован федеральным правительством, а гарантию Минфину РФ дало правительство Чувашии. Хотя причин, по которым продается завод, Бендукидзе не называет, они лежат на поверхности. Рост российского пивного рынка понемногу замедляется, и конкурирующим на нем компаниям приходится тратить огромные деньги на рекламу и организацию продаж. По оценке UBS Brunswick Warburg, новое предприятие может стоить около 40 миллионов долларов.
Компания “Пикра” из Красноярска выпустила новый сорт пива – “Старый друг”. Новое пиво имеет 11-процентную плотностью, содержание алкоголя в нем не менее 4 процентов. Сваренный по классическому рецепту и традиционной технологии, новый напиток близок по вкусу самому популярному пиву прошлых лет – “Жигулевскому”. Как утверждает “Красноярский рабочий”, результаты проведенных исследований показали, что старшее поколение испытывает ностальгию по классическому вкусу “Жигулевского” пива. “Старый друг” выпускается в традиционной бутылке 0,5 л и ПЭТ-бутылке объемом один литр и будет продаваться в Красноярске и Красноярском крае.
Компания “Браво Интернешнл” начала производить новый сорт пива “Бочкарев Экспортное”. Крепость нового напитка составляет 5,2 процента. Как отмечает “Деловой Петербург”, пока пиво выпускается только в металлических банках емкостью 0,33 и 0,5 л. В проекте стоит выпуск пива в стеклянных и ПЭТ-бутылках.
Кроме России “Бочкарев Экспортное” будет продаваться и в других странах, в частности в Германии, Италии и Финляндии. Планируется, что доля нового сорта составит в будущем около 5 процентов от общего объема производимого компанией пива.
Российский холдинг “Пивоварни Ивана Таранова” проводит реконструкцию своего пивоваренного завода в Калининграде стоимостью 15 миллионов долларов. По данным “Russian Market Magazine”, в результате реконструкции завода производственные мощности предприятия увеличатся до 1,5 миллиона гектолитров в год. В рамках программы реконструкции ведется строительство нового варочного цеха с оборудованием германской Steinecker, устанавливаются бродильно-лагерные танки датской Holvrieka, линия розлива германской KHS и другое высокотехнологическое оборудование, а также заканчивается строительство склада готовой продукции.
Чешская Budweiser Budvar в 2001 году увеличила продажи пива в России. В прошлом году объем продаж составил почти 15 гектолитров. Наибольшими темпами – на 33,8 процента – возросли продажи пива класса “премиум”. Как считает “Russian Market Magazine”, Budweiser Budvar рассматривает Россию как один из своих приоритетных и традиционных рынков и намерена наращивать поставки пива в РФ. Импортом пива Budweiser занимаются три российские компании, в том числе North Winds Brewing (владелец торговой марки “Три медведя”).