По данным комитета здравоохранения Москвы, за первые три месяца нынешнего года количество больных, госпитализированных с отравлением недоброкачественным алкоголем, возросло на 30 процентов. Не лучше ситуация и во всей центральной части России. Как сообщил “Веку” полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, ежегодно от паленой водки умирают 50 тысяч человек. По оценкам независимых экспертов, от фальшивой водки страдают не только граждане – государство так же несет убытки, составляющие четвертую часть от всего оборота водки. А контроль за оборотом алкогольной продукции хоть и усиливается, но весомых результатов не приносит.
Приморская компания “Арго-1” приступила к выпуску сливочных ликеров “Кокос в шоколаде” и “Кофе со сливками”. Как отмечают “Еженедельные Новости” из Владивостока, состоявшаяся презентация этих напитков стала настоящим событием для приморского и дальневосточного рынков алкогольной продукции. В составе новых ликеров – исключительно натуральные компоненты. Главной составляющей напитков является экологически чистый молочный продукт-концентрат “Сливочный”, произведенный именитой голландской фирмой Creamy Creation MBV. Как уже ясно из названия, “Сливочный” приготовлен из натуральных пастеризованных сливок, в составе отсутствуют консерванты, кислоты, стабилизаторы и красители. Крепость же у сливочных ликеров от “Арго-1” -классическая: 18 процентов.
Петербургский завод “Игристые вина” запускает новую итальянскую линию по розливу шампанского, вина и коньяка стоимостью более 2 миллионов долларов и мощностью более 20 миллионов бутылок в год. Как отмечает “Деловой Петербург”, новое оборудование позволит расширить ассортимент продукции: к уже сейчас производимым четырем видам коньяка, 18 маркам шампанского и шести видам вина добавят еще четыре вида итальянского вермута. Партнером “Игристых вин” в этом проекте стала итальянская компания Garrone. На новой линии будут использованы итальянская технология и ингредиенты. Итальянское вино российского разлива будет иметь марочную упаковку Garrone. Торговую марку “Игристые вина” получат на основе лицензионного соглашения.
На ростовском заводе “Самтрест” сменился собственник, и пришла команда опытных менеджеров. По данным “Города N”, уже готова к поставке в розничную сеть первая пробная партия: сухое белое “Алиготе”, сухие красные вина “Степная ночь” и “Южное красное”, десертное “Черный жемчуг”. Все это – натуральные вина, сырьем для них теперь служит виноград, выращенный на Дону, Кубани и в Ставрополье. Предприятие готовится расширить ассортимент: запланирован выпуск выдержанных и марочных вин, коньяков, водки и винных напитков. Восстановлено сотрудничество с грузинскими виноделами – завод собирается возродить старые марки вин, которые в свое время принесли ему известность и славу. Уже подписано соглашение с правительством Грузии о поставке элитных виноматериалов.
Рост потребления пива в крупных городах России за первое полугодие 2002 года составил 16 процентов, производство пива за тот же период увеличилось на 18 процентов и составило 352 миллионов декалитров, отмечают “Ведомости”. То, что рост уровня потребления отстает от уровня производства пива, не смущает аналитиков – перед наступлением жары пивовары варят обычно несколько больше пива, чем нужно рынку, – чтобы избежать дефицита в жаркие дни.
Согласно статистике, по физическим объемам продукции водка сегодня занимает 19,2 процента российского рынка спиртных напитков, а пиво – 70,3 процента. Это тем более удивительно, что по потреблению пива на душу населения Россия никогда не ходила в мировых лидерах. На первом месте стояла и стоит Чехия – 162 литра в год, далее Ирландия – 152 литра, Германия – уже 129 литров, Австрия – 109 литров, Дания – 104, Великобритания – 100. Мы же пока находимся в третьем десятке – вместе с малопьющей Латвией и традиционно винной Францией, – где-то на 28-29-м месте с 38 литрами в год. Пивного культа, такого, как в Германии или Чехии, в России нет. Тем не менее, в последние годы потреблять этот напиток россияне стали не только больше, но и “лучше”. “Итоги” проследили несколько тенденций пивных пристрастий россиян: во-первых, дешевые сорта пива постепенно вымываются – их доля сократилась до 9,9 процента по сравнению с 11,5 процента в 2001 году. А вот пива класса “премиум” стали пить больше – 18,3 процента против 15,3 в 2001 году. Впрочем, наиболее популярными остаются сорта в среднем ценовом диапазоне (от 10 до 20 рублей) – 69,7 процента (2002 год) против 71,6 процента (2001 год). Во-вторых, потребление крепких сортов (с содержанием алкоголя более 6 процентов) неуклонно сокращается. Хотя крепкого пива по-прежнему пьют много – в настоящий момент его доля на рынке составляет 21,2 процента. С другой стороны, постепенно завоевывает позиции безалкогольное пиво, которое занимает сейчас 1,6 процента рынка.
Вскоре космонавты в часы досуга смогут скоротать время за кружкой специального орбитального безалкогольного пива, разработка которого на Хамовническом пивоваренном заводе уже подходит к завершению. “Собеседник” раскрывает секрет приготовления новинки: орбитальное пиво настаивается на лекарственной траве солянка холмовая, потом обогащается всевозможными биологически активными веществами, минералами и витаминами. Как утверждают разработчики, новое пиво повышает общий тонус организма, бодрит, успокаивает нервы, снимает усталость и стресс. Ожидается, что орбитальное пиво войдет в космический быт в течение ближайшего года. Первая партия отправится, само собой, на МКС. Космонавты на Земле уже дегустировали – и остались довольны.
Пивоваренная компания “Шихан” осталась последним крупным пивоваренным заводом, которое контролируется государством. Однако явных претендентов на его акции пока нет. Правительству Башкирии принадлежит 71 процент акций предприятия, остальное – менеджерам и сотрудникам завода. На аукцион, итоги которого будут подводиться в середине августа, выставлено 46 процентов акций ОАО “Шихан”. Правительство Башкирии планирует оставить себе блокирующий пакет акций предприятия – 25 процентов плюс одна акция. Вероятные претенденты на акции завода пока неизвестны. Переговоры о покупке большого пакета акций “Шихана” велись с компанией “Балтика” и Центрально-европейской пивоваренной компанией (ЦЕПКО), которую контролируют основные акционеры “Вимм-Билль-Данна”. Однако названные компании пока отрицают свою заинтересованность в сделке. Аналитик инвестиционной компании “Объединенная финансовая группа” Алексей Кривошапко полагает, что башкирское правительство сможет найти хороших покупателей на госпакет пивоваренного завода. “У него достаточно удачное местоположение, кроме того, быстрый рост производства”, – говорит Кривошапко. В 2002 году уральское пивоваренное предприятие выпустит около 13 млн. декалитров пива. По данным “Ведомостей”, завод контролирует около 1 процента отечественного рынка пива – примерно столько же, сколько екатеринбургская “Патра” или тверской “Афанасий”. “Шихан” производит такие сорта пива, как “Стерлитамакское”, “Президентское”, “Седой Урал”, “Шихан”, “Соляная пристань”.