Комитет Госдумы по законодательству выступил против законопроекта о незаконном производстве или обороте спиртсодержащей продукции. Как отмечает “Финансовая Россия”, реализация новой нормы в законодательном порядке привела бы к дублированию правоотношений, урегулированных другими статьями УК.
Другой комитет, по экономической политике, рекомендовал депутатам принять поправки в закон, регулирующий размер платы за лицензии на экспорт и импорт алкоголя. Импортеры сейчас платят за лицензию в 30 раз больше экспортеров, что никак не устраивает Евросоюз и служит одним из препятствий для вступления России в ВТО. В ходе переработки законопроект был видоизменен, однако в главном вопросе он остался неизменным – импортеры по-прежнему будут платить за свои лицензии больше. “Мы считаем, что российский производитель алкоголя нуждается в защите, – заявил в интервью “Ведомостям” советник комитета по экономической политике Владимир Ребриков. – Посмотрите на другие акцизные отрасли. Табачная принадлежит иностранцам на 80 процентов, пивная – примерно на 60. В алкогольной отрасли такого не должно случиться. Мы не против равноправия, но только после того, как наши производители достаточно окрепнут”.
Пострадавший от кризиса 1998 года рынок импортного коньяка набирает обороты: согласно данным “Бизнес-Аналитики”, его объемы в 2001 году выросли на 23 процента. Год назад аналитики прогнозировали значительный рост потребления виски – но в лидеры вопреки всем прогнозам вырвался коньяк. Сбыт виски вырос всего на 17 процентов. Как считает коммерческий директор компании “Руст, Инк.” Владимир Филипцев, росту популярности французского коньяка поспособствовали его менее дорогостоящие собратья – коньяки из Армении и Молдавии. “Потребители пробуют вначале армянский коньяк, а потом переходят на французский”, – полагает Филипцев. У виски же такого “локомотива” нет. “Ведомости” отмечают рост интереса к наиболее дорогостоящим напиткам – как среди любителей коньяка, так и среди поклонников виски. Например, продажи Hennessy выросли в основном за счет категории VSOP, а продажи Johnnie Walker – за счет дорогого варианта этого виски – black label.
Представители “Альфа-Эко” объявили о намерении приобрести около 30 ликероводочных заводов, прежде всего Урала и Западной Сибири. Это перспективно, полагает “Финансовая Россия”, если учесть, что в 2001 году в некоторых субъектах, например в Татарстане, правительство запретило реализацию алкогольной продукции, завезенной из Москвы.
Российская водка будет теперь разливаться в Канаде, а канадская водка поступит на российский рынок. Как стало известно “Газете”, в рамках недавнего визита в Москву канадской делегации, подписаны соглашения и контракты примерно на 340 млн. долларов. Компания Canadian Iceberg Vodka подписала соглашение о намерениях с российской фирмой, которая будет три года эксклюзивно торговать водкой этой фирмы. Одновременно канадские бизнесмены подписали соглашение с Новочеркасским ликероводочным заводом о поставках русской водки в Канаду. Водку будут везти в больших емкостях, а разливать в Канаде.
“Союзплодимпорт” лишился выхода на западные рынки. Глава Таможенного комитета Михаил Ванин своим письмом запретил выпускать на экспорт водку “Союзплодимпорта”. Это самый сильный удар по бизнесу СПИ за все время, пока государство пытается национализировать принадлежащие компании водочные товарные знаки, среди которых – “Столичная”, “Московская” и др. Если таможня не смилостивится, деятельность СПИ в России потеряет смысл, – пишут “Ведомости”.
Компания “Веда” собирается построить в Кингисеппе завод по производству спирта совместно с компанией “Росспиртпром”. Производительность спиртзавода составит 120 тысяч литров в сутки. Окончание строительства запланировано на конец 2003 года, – сообщает “Деловой Петербург”.
В Курской области будет построен завод по производству спирта. Уже решен вопрос о финансировании данного проекта: заключено соглашение между правительством Курганской области и правительством города Москвы, согласно которому Москва взяла на себя львиную долю финансирования – 74 процента. По сведениям курганского “Нового мира”, сейчас идут согласования по отдельным позициям. Общая стоимость проекта – 140 млн. рублей.
Московские профессиональные винные дегустации стали ярким отражением мировой винной моды: в Москве представлены французские вина из Сент-Эмильона и Помроля. Сент-Эмильон и Помроль имеют перед другими винными регионами Бордо (Медок, Грав и прочие) ряд преимуществ: они раньше “округляются” во вкусе и оказываются готовы к потреблению. Это свойства сорта мерло, лучшим воплощением которого “Ведомости” считают вина правого берега. Большинство местных производителей используют в своих винах (включая супердорогие Petrus и Chateau Le Pin) мерло почти в чистом виде или с незначительным добавлением сорта каберне фран. А вина из мерло в последнее время становятся все более популярны, потому что их легко пить. Мерло обладает менее экспрессивным, более тонким и нежным ароматом по сравнению с другим сортом Бордо – каберне совиньон. Из фруктово-ягодных оттенков в звучании мерло можно различить чернику, сливу, иногда вишню или смородину. В хорошем мерло часто также различимы животные оттенки: тона кожи, свежего мяса.
В 2001 году крупнейший производитель пива и напитков на Украине – завод “Оболонь” (Киев) увеличил экспорт пива на 86,9 процента – до 20 млн. долларов. В 2001 году производство пива на заводе “Оболонь” и его дочерних предприятиях в регионах составило 35 млн. дал. Из 15 стран – импортеров украинского пива крупнейшим рынком для “Оболони” остается Россия, сообщает “Финансовая Россия”.
В Омске на пивоваренном заводе “Росар” начинается производство пива “Клинское” (шестой общеизвестный бренд в России, – “Русский фокус”). В подготовку линии к производству “Клинского” было инвестировано около 700 тыс. евро. По предварительным прогнозам, производство “Клинского” принесет Омску более 490 млн. рублей налоговых отчислений, – отмечает “Время новостей”. Новое производство позволит обеспечить “Клинским” всю Сибирь и Дальний Восток.
Олег Тиньков, владелец пивных ресторанов “Тинькофф” заявил, что продаст свой пивной бизнес за $100 млн. По данным “Делового Петербурга”, пивная компания “Тинькофф” через 2 года будет представлять собой сеть из 9 ресторанов в городах-миллионниках плюс завод по производству бутылочного премиального пива мощностью 250 тысяч гектолитров в год. Всего объем инвестиций в пивной проект в течение ближайших 2 лет достигнет $25 млн.
Пивоваренная компания “Балтика” подала иск в Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ против минского пивзавода “Крыница”. “Крынице” был выдан кредит в размере $10,5 млн. под гарантии правительства Белоруссии, уже истекли два срока погашения долга, а кредит не возвращен. “Это – обычная юридическая процедура, связанная с невыполнением партнером обязательств”, – сообщили “Деловому Петербургу” в юридическом отделе “Балтики”. Несмотря на поданный иск, “Балтика” надеется разрешить конфликт и продолжить сотрудничество с минским предприятием.
“Деловой Петербург” сообщает, что британская компания Scottish&Newcastle поглотила финляндскую пивоваренную группу Hartwall. Вместе с этим поглощением британцы приобретают половину акций Baltic Beverages Holding AB (BBH), владельца крупнейших пакетов акций ОАО “Пивоваренная компания “Балтика” и ОАО “Вена”. Объединенная пивоваренная группа занимает лидирующие позиции на рынке Великобритании, России, Франции, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы, а также значительную долю на рынке Бельгии, Португалии и Украины. В активе группы находятся три из десяти ведущих европейских пивных брендов: “Балтика”, Kronenbourg и Foster’s.
Екатеринбургские пивовары из ОАО “Патра” ошарашили уральцев новинкой – неведомым доселе напитком “Екстри”. Это первый в России безалкогольный коктейль на основе пива класса “Шанди”. “Екстри” лишь на четверть состоит из пива и на три четверти из газировки. “Уральский меридиан” не сомневается в том, что этот удивительный букет придется по вкусу россиянам, особенно молодым, а так же спортсменам и всем тем, кто вынужден воздерживаться от приема спиртного, например, водителям: “Екстри” можно пить и за рулем.
“Пивоварни Ивана Таранова” намерены вложить $3 миллиона в производство “Амур-пива”. По оценке “Приамурских ведомостей”, к концу года “Амур-пиво” прирастет объемами производства почти вдвое – до 7 миллионов декалитров. А в следующем, 2003 году – до 18 миллионов декалитров. При этом полюбившиеся дальневосточникам местные сорта пива будут сохранены.
Компания “Хлебное” остается единственным пока предприятием в России по производству сбитня – медового хмельного напитка. По мнению “Ведомостей”, хмельной мед может стать альтернативой пиву. Согласно исследованию петербургской компании “СНИЦ”, 70 процентов попробовавших медовуху хотели бы купить ее еще раз.