Недавно “Карьера” буквально ошеломила любителей и почитателей спиртного. Мы-то думали, что злокозненные мафиози в основном дешевую водку подделывают, и стоит лишь сосредоточиться на более дорогих ее образчиках, как вся эта мышиная возня сразу перемещается в область теоретических рассуждений и застольных бесед. Увы, подделывают, оказывается, все! И, справедливости ради скажем, не только у нас. Так что очень может быть, что в той бутылке французского коллекционного вина, которую на днях вы так удачно приобрели для своего погребка, реальная цена содержимого в 10-20 раз ниже заплаченной суммы. И как бы теперь это проверить?..
Если обратиться к более демократичным напиткам, то тут вообще дело дрянь. Например, почитатели армянского коньяка должны постоянно помнить, что каждая третья бутылка этого благородного напитка, циркулирующего в российской торговой сети, имеет к Армении чисто условное отношение. Что трех- пятизвездочный “Арарат” – зона повышенного риска. Что компания Pernod Ricard, владеющая Ереванским коньячным заводом, еще с 2000 года прекратила поставки в Россию коньяков “Наири”, “Васпуракан”, “Ахтамар” и “Двин”, протестуя против одноименной продукции, выпускаемой Петербургским коньячным заводом. При этом данные бренды щедро представлены на прилавках магазинов, и нам остается только гадать, что это – остатки былой роскоши или напитки-самозванцы? Чистота породы “Белого аиста” так же весьма проблематична. После национализации знаменитого бренда данный напиток в Молдове не разливает разве что ленивый. И весь этот разношерстный птичий базар едет прямиком на наш многострадальный алкогольный рынок.
Еще хуже дело обстоит с грузинскими и молдавскими винами, масштабы фальсификаций которых достигли такого размаха, что, по мнению ряда экспертов, через несколько лет их оригинальный вкус может быть утрачен безвозвратно. Для понимания сути дела важно отметить, что фальсифицированные вина родом обычно не из грязного подвала, где десяток бомжей замешивает свое адское пойло. Чаще всего это результат сознательных подтасовок и технологических нарушений, допускаемых вполне легальными производителями. Например, виноград для “Хванчкары” (сорта “александроули” и “муджуретули”) собирают в небольшом и строго определенном регионе Грузии. В прошлом году винограда этих сортов собрали всего на 600 тыс. литров, тогда как из Грузии выехало более двух миллионов литров “Хванчкары”! Забавно, что на фальшивых бутылках часто пишут “вино изготовлено из винограда сорта хванчкара”.
Рынок игристых вин так же наводнен подделками, количество которых к новогодним праздникам обычно возрастает. В это время, пишет автор “Карьеры”, лже-“Надежды” и прочие “лже” продаются даже в приличных супермаркетах.
Что же нам делать в сложившейся ситуации? – Пить чилийские, аргентинские, южно-африканские или австралийские вина – их пока не подделывают. Естественно, не покупать напитки абы где. Создать Красную книгу вымирающих винных видов и всем алкогольным миром добиваться их передачи под защиту соответствующих государств и правительств. Скрупулезно вести и широко распространять “черные списки” циничных производителей и беспринципных поставщиков. Глядишь, через несколько лет винная палитра нашей родины и обогатится забытыми ароматами.
Однако настало время свернуть в излюбленное водочное русло. Здесь нас ожидают три новости: две хороших и одна очень хорошая, хотя не для многих. Ну, во-первых, давайте поаплодируем мощной поступи “кристалловской” водки по странам и континентам. Как сообщило “Время МН”, “Гжелку”, “Посольскую”, “Старую Москву” и “Золотое кольцо” скоро начнет разливать в Эстонии местное АО “Онистар”, о чем уже подписано соглашение. Вторая новость для тех, кто собирается в Астраханскую область. Ощутите прелесть путешествия налегке. Спокойно извлеките из чемоданов весь звякающий и булькающий балласт и в путь! А когда на горизонте постепенно начнут проступать очертания Астраханского ЛВЗ, знайте – это призер конкурса “Всероссийская марка – Знак качества XXI век”, чья продукция недавно была отмечена, по свидетельству газеты “Волга”, сразу пятью золотыми и одной серебряной медалями. Так что положитесь на призера. Он не даст вам засохнуть (и отравиться) в астраханской полупустыне.
Ну, и последняя новость. Событие, которого так долго ждали сторонники естественных государственных монополий, свершилось: правительство “простило” “Росспиртпрому” долги перед бюджетом. (А куда было деваться?!) На момент реструктуризации задолженность предприятия, по данным “Известий”, составила 634 миллиона рублей (а вместе с долгами по пеням и штрафами вообще получается 1,2 миллиарда). По плану, утвержденному правительством, в первые два года “Росспиртпром” будет выплачивать всего лишь по 7 процентов от суммы задолженности. Дальше – больше, потом еще больше – и так, пока не выплатит основной суммы долга. После чего примется за выплату по штрафным санкциям. А может и не примется. Потому что, как стало известно газете из неких закулисных источников, штрафы скорей всего спишут, ежели расчет по основным долгам “Росспиртпром” проведет в ударных темпах. А это, между прочим, 18 миллионов долларов. Вот такой правительственный бизнес-план для любимого дитяти, мечтающего быть единственным.
Некоторое затишье, наблюдавшееся в среде наших пивных магнатов после остракизма компании Sun-Interbrew, обвиненной в злонамеренном спаивании молодежи посредством телерекламных роликов, вновь оказалось нарушенным. Роль дежурного анфантерибля на этот раз сыграла компания “Красный Восток”, которая выпустила рекламный ролик пива “Солодов”, пародирующий рекламу своих конкурентов. Полюбовавшись на эти художества, “Известия” задались вопросом: насколько они согласуются с законом “О рекламе”, признающим таковую “недобросовестной” при наличии “некорректных сравнений рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц”. И хотя ни один конкурирующий с “Солодовым” бренд в рекламе прямо не назван, пишут “Известия”, трудно найти простака, который бы не понимал, что прыгающие пробки – это пародия на рекламу пива “Патра”, “Хочешь, хочешь…” – пародия на “Столичное”, а мужики, копающие мобильниками в песочке, – осмеяние “Золотой бочки”.
“Пародия в рекламе очень деструктивна, – считает психолог Юлия Гуревич. – Она как бы перечеркивает ту рекламу, которую осмеивает. Вот, например, реклама “Патры”, она обращена не столько к нашему сознанию, сколько к ощущениям: прыгающая пробка, ее ритмичный стук, приятный голос как бы рождают желание глотнуть пивка. Пародия же всегда обращается к интеллекту, а не к ощущениям. После такого ролика зрители перестанут воспринимать рекламу “Патры” только на уровне ощущений, перестанут реагировать на нее”. “Безобразным” считает этот ролик и юрист Международной конфедерации обществ потребителей Светлана Завидова: “Он не только нарушает статью 6 закона “О рекламе”, но еще использует и неэтичные приемы”. “Считаю эту рекламу неэтичной, – вторит предыдущему оратору Константин Самойлов, директор по маркетингу компании “Трансмарк”, производящей “Золотую бочку”. – Она говорит об уровне корпоративной политики и этики компании “Красный Восток” и рекламного агентства NFQ, создавшего этот ролик. Это начало чернухи в нашей рекламе. Раньше она была только в “пиаре”, а теперь пойдет целый вал грязных технологий и в рекламе”.
Увлекательное продолжение этой истории, по всей вероятности, следует, и мы, живо интересуясь положением дел в одной из самых проблемных областей отечественной рекламы, а именно – в рекламе алкогольных напитков, обязательно вернемся к этой теме.
Здесь же пока только скажем: существует реклама и существуют напитки. И было бы большим идеализмом искать между ними адекватных соответствий. А, чтоб не возникало впечатления, что на российском пивном рынке идет борьба хорошего с лучшим, выражающаяся в столь острых рекламных баталиях, вот вам цитата из газеты “Труд”, которой я и завершаю очередной выпуск своего обзора.
“Сегодня почти треть от всего выпускаемого в России пива не отвечает требованиям ГОСТа по органолептическим показателям. В Москве нестандартными признали: “Русское пиво”, “Владимирское великое”, “Балтика N 1”, “Афанасий светлое”, “Клинское светлое” и “Клинское старое ямское”. В Ульяновске торгинспекция забраковала больше половины представленного на смотр пива. Среди них “Старый мельник”, “Бочкарев светлое”, “Солодов классическое” и “Балтика N 9”. В Липецке не сдала экзамен и половина из проверенных напитков. Традиционное “Жигулевское” отдавало не свойственным ему ароматом, а в “Очаково” и пензенском “Самко” явно переборщили с кислотностью. В Краснодаре “отличились” то же “Жигулевское”, “Романовское”, “Адмиралтейское”, “Рижское”, “Симон” и “Посольское”. Помимо других недостатков, у всех у них отмечали пустой водянистый вкус. В торгинспекции сетуют, что, если бы мы, потребители, были чуть грамотнее и активнее в защите своих прав, то многим производителям пришлось бы раскошелиться, выплачивая своим покупателям многомиллионные штрафы за банальное расстройство желудка после потребления их продукции”.