Много шуму наделало недавнее оживление боевых действий за право владения знаменитым советско-российским брендом “водка “Столичная”. Вся алкогольная общественность, затаив дыхание, наблюдала за бравой кавалерийской атакой Минсельхоза, решившего в одночасье сокрушить глухую оборону упрямого ЗАО “Союзплодимпорт” (СПИ), не желающего переуступать государству права владения на вожделенный товарно-водочный знак. К тому же знаков на самом деле больше – целых 43. Сорок три волшебных слова, четыре десятилетия согревавших нас в будни и в праздники: “Столичная”, “Московская”, “Русская”, “Перцовка”, “Зубровка”, “Казацкая”, “Старка”, “Кубанская”, “Лимонная”, “Юбилейная”, “Крепкая”, “Столовая” и т.д. и т.д.
Изначально, разъясняет “Коммерсантъ”, все эти товарные знаки принадлежали Всесоюзному внешнеторговому объединению (ВВО) “Союзплодоимпорт”, созданному в 1966 году. В 1992 оно было акционировано и, пройдя несколько этапов преобразований, превратилось в ЗАО “Союзплодоимпорт”. Эта компания в 1997 году и продала за $300 тысяч все товарные знаки ЗАО “Союзплодимпорт” (без “о” в середине). После чего продавец был преобразован в ОАО “Плодовая компания”, которая существует до сих пор. Все попытки государства отобрать у СПИ права на товарные знаки постоянно заканчивались ничем, вплоть до 16 октября 2001 года, когда президиум Высшего арбитражного суда постановил, что ОАО “Плодовая компания” не является правопреемником ВВО “Союзплодоимпорт”. Стало быть, и сделка была незаконной. Тут же в Минсельхозе радостно объявили, что возврат водочных брендов в собственность государства – “дело техники”.
Техническую поддержку обеспечил “Роспатент”, который просто перерегистрировал на Минсельхоз все 43 заветных слова. Хотя глава патентного ведомства Александр Корчагин до сих пор не устает повторять, что спор вокруг “Столичной” должен решаться исключительно в суде. Что же заставило г-на Корчагина поступить вопреки собственной точке зрения? – задает риторический вопрос “Коммерсант”. Никто не знает, хотя догадываются многие. Потому как известно, что решению о перерегистрации предшествовал визит в “Роспатент” представителей Министерства сельского хозяйства и ФСБ (!), которые долго о чем-то шептались за закрытыми дверями с г-ном Корчагиным.
Ну, в общем, история вопроса и план генерального сражения как бы ясны. Остается немаловажный вопрос: для чего, собственно, попу понадобилась гармонь, у него, что, дел других нет? Слушаем пояснения замминистра сельского хозяйства Владимира Логинова, которые он дал “Интерфаксу”: “Государство, владея этими знаками, сможет сделать намного больше полезного для увеличения объемов экспорта российской водки и продвижения ее на западные рынки”.
– Ложь! – восклицают хором отечественные СМИ. Ни Советский Союз, ни его правопреемница, за всю жизнь копейки не потратили на раскрутку этих водочных брендов. А “Московский комсомолец”, отмечая успешную деятельность “Союзплодимпорта” за рубежом, считает, что именно она и не дает покоя чиновникам. “Они просто не могут спать спокойно, когда кто-то без них торгует таким известным товаром. К тому же эта водка, видимо, застряла в горле и у многочисленных конкурентов”. Естественно, руководство СПИ солидарно с такой позицией: “Минсельхоз просто хочет прибрать к рукам успешный бизнес, чтобы перепродать его нужным людям”.
Вот опять – “нужные люди”! Без них государство и шагу ступить не может. При том что, как известно, незаменимых у него не бывает. И идет процесс перманентной ротации кадров. Потому неудивительно, что вновь развернувшаяся зачистка высоких кабинетов от остатков ельцинских протеже совпала с деприватизацией знаменитых водочных брендов, принадлежащих компании, связанной с Березовским (все это отрицают, но все об этом говорят).
А что ж “Союзплодимпорт”? Внешне спокоен. Прикупил “Latvijas Balzams” – крупнейший ЛВЗ в Латвии. “Если события в России начнут развиваться не так, как нам хотелось бы, заявил генеральный директор СПИ Андрей Скурихин в интервью журналу “Компания”, латвийский комбинат станет основным плацдармом для производства водки на экспорт. Поскольку уровень защиты наших интересов в Латвии значительно выше, чем в России”.
Да… Ведь проходили мы уж все это! Помните, был один такой – поставщик двора Его Величества Петр Смирнов… Взял и уехал туда, где защита интересов значительно выше, чем в России. Неужели в скором будущем правильную “Столичную” нам будут друзья из-за границы привозить? Выездные друзья…
А в другом углу наших алкогольных джунглей раздается визг мелкого зверья и рыканье хищников. Завершился, сообщают “Ведомости”, очередной этап спора о том, кто будет спирт по ликероводочным заводам распределять. И надо же! Все тот же, в печенках у властей сидящий “Союзплодимпорт”, снова оказался возмутителем спокойствия. Ну договорились же без лишнего шума Минсельхоз с фэгэупом еще в апреле, что вместе будут решать кому сколько спирта налить. И вдруг в мае арбитражный суд признал их соглашение незаконным. А жалобщиком выступил “Союзплодимпорт”. Дескать, “Росспиртпром” – непосредственный участник алкогольного рынка, а у кого квоты – у того и контроль над отраслью. “Росспиртпром” обжаловал решение и, пройдя несколько судов (ему не привыкать), добился все ж таки успеха: Московский окружной арбитраж недавно отменил вердикт предыдущей инстанции. Теперь соглашение двух госконтор снова вступит в силу, но скорее всего не сразу: “Союзплодимпорт” уже пообещал обратиться в президиум Высшего арбитражного суда РФ. “Наша позиция неизменна. Не может коммерческое предприятие, пусть и государственное, выполнять на рынке регулирующие функции”, – пояснил пресс-секретарь СПИ Сергей Богуславский.
Теперь переходим к коньяку, на этот раз к молдавскому. В последнее время популяция пернатых на наших прилавках обескураживающе увеличилась. И дело даже не в том, что к знаменитому “Белому аисту” присоседился не весть откуда взявшийся “Черный”. Просто два “Белых” теперь подчас похожи друг на друга, как орел и канарейка. Но главные чудеса очевидно еще впереди, потому что, как сообщает “Компания”, завершена борьба молдавских производителей коньяка и их российских дистрибьюторов против Бельцкого винно-коньячного комбината (БВКК) за торговую марку “Белый аист”. Молдавское правительство решило выдать лицензии на розлив коньяка нескольким конкурентам БВКК. “Национализация бренда равнозначна его гибели, – утверждает коммерческий директор крупной московской дистрибуторской компании “Синегерия” Андрей Власкин. – Появление на магазинных полках коньяков одной марки от разных производителей неизбежно приведет к тому, что имя производителя станет играть более важную роль, нежели сама марка. Например, на этикетке коньяка “Белый аист” торгового дома “Арома” название завода “Квинт” набрано гораздо более крупным шрифтом, чем название марки. Так что если бренд и не умрет, то сильно уменьшится в размерах.
Зато любители классических игристых вин могут расслабиться: в подвалы Абрау-Дюрсо впервые за последние десять лет, потраченных на приватизацию, акционирование, модифицирование, реструктурирование и банальное разворовывание, заложен миллион бутылок шампанского нового урожая. Так что предприятие возрождается, радуются “Версты”.
И другая обнадеживающая новость. Впредь нам не придется пить марочное грузинское вино из подпорченного венгерского винограда, доставленного откуда-то из Эстонии. Правительство утвердило Соглашение о мерах, предупреждающих использование ложных товарных знаков. Как сообщили корреспонденту “Вечерней Москвы” в Департаменте правительственной информации, данное Соглашение призвано защитить покупателей от некачественных товаров, а их производителей – от недобросовестной конкуренции. Поскольку из всех торговых нарушений самое тяжкое – именно запуск в оборот низкопробного продукта под всем известной маркой. Согласно утвержденному документу, теперь отслеживать перемещения “лже-марок” станут едва ли не по всему СНГ, а таможенные барьеры будут окончательно закрыты для контрафактного товара.
Еще ожидается подорожание средств для протирания рук, носов, стекол и оптических осей, а так же одеколонов, валериановых капель и других полезных спиртосодержащих жидкостей, способствующих торжеству гигиены, спокойствия и чистоты. Дело в том, что некоторые из нас их… пьют. А, выпив, потом долго болеют и даже умирают. Как тут быть? – Да очень просто, – решил Совет по потребительскому рынку Уральского региона. – Нужно, чтоб флакон валерианки стоил, как пузырь водки! Это под корень срубит нашу вульгарную неразборчивость в напитках. И не только в Уральском регионе. Вот почему, пишут “Известия Удмуртской республики”, заседание Совета решено выйти в правительство РФ с законодательной инициативой о введении лицензирования оборота всей спиртсодержащей продукции и установлении ставки акцизных платежей независимо от объема фасовки, крепости и других показателей на уровне акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 25 градусов.
Конечно, регулярное употребление “Шипра” внутрь очень непользительно для здоровья. Но есть много других, официально съедобных жидкостей, которых стоило бы поостеречься. Корреспонденты “Московского комсомольца” обследовали содержимое пестрых баночек с суперпопулярными слабоалкогольными коктейлями и пришли в ужас: редкое по степени опасности пойло. Никаких ГОСТов на эту продукцию в природе не существует, одни ТУ (технические условия, которые каждый завод определяет для себя сам). Потому спирт в банки зачастую попадает самый низкокачественный, а вместо натуральных ароматизаторов в них нередко подмешивают всякую химию, которая с трудом выводится из организма.
Так что если травиться, то уж лучше… змеиным ядом, предлагает “Россiя”, повествуя о новейшей технологии производства спиртового экстракта змеиного яда. Этот экстракт можно принимать как панацею от множества неприятностей, связанных с расстройством иммунной системы и других заболеваний. По эффективности он обещает далеко обойти всякие бальзамы и настои на травках. В перспективе же предполагается делать водку с добавлением змеиного яда! Так что можно будет и пить, и лечиться. А значит у поколения next, приторчавшего на джин-тонике, похоже все-таки, есть здоровое будущее.