Несмотря на бурный рост производства и потребления алкоголя в нашей стране, доходы федерального бюджета от этого дела продолжают падать. Парадокс? – Еще бы! А вот и другой. В 2000 году мы всем своим национальным ликеро-водочным комплексом (ЛВК), согласно официальной статистике, произвели 122 миллиона декалитров горячительной влаги, а выпили… 214. О чем это говорит? О размерах импорта?.. Правильно, это говорит о масштабах нелегального производства. Недавно заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Белецкий выступал с докладом перед сенаторами, а “Коммерсантъ-ДЕНЬГИ” это дело описывал. Так вот, по словам замминистра, потери бюджета от нелегального производства алкоголя составляют 50-75 миллиардов рублей. По одним только акцизам мы ежегодно недополучаем свыше 25 миллиардов. Чтобы проиллюстрировать более наглядно масштабы алкогольно-экономической трагедии вспомним, что в старые добрые советские времена алкосоставляющая доходной части бюджета равнялась 13-15 процентам. Сегодня эту цифирь надо делить на десять.
Г-н Белецкий всем этим ужасно раздосадован и предлагает ужесточить государственный контроль за производством алкогольной продукции, ввести специальные разрешения на ее отпуск и квоты на ее производство.
Типичный рецидив административно-командной системы хозяйствования, скажете вы и, конечно, будете правы. А корреспондент “Бизнес в России” к тому же считает, что, повышая акцизы, усложняя порядок маркировки изделий, государство невольно “подсуживает” не своим и без того подконтрольным предприятиям, а криминальному бизнесу, делая его более прибыльным и конкурентоспособным.
То есть, тоталитарное управление такой экстремально важной сферой, как изготовление и распространение жизнеутверждающих напитков может быть более или менее эффективным в ситуации социалистической экономики, но становится чрезвычайно проблематичным в обществе, вот уже десять лет движущемся к рынку.
Возьмите хотя бы тот же “Росспиртпром”, о котором не устает писать отечественная пресса. Скоро год, как государство отдало ему всю свою алкогольную собственность, дабы новоявленный монстр навел порядок в проблемной отрасли. И чем же он целый год занимался? За это время, пишут “Ведомости”, госкомпания установила контроль на большинстве подведомственных предприятий. Но… Но теперь ей предстоит решить важный вопрос – где взять деньги на развитие отрасли. Потому что все идеологические проекты всегда упираются в деньги. Если раньше их брали из большой всесоюзной тумбочки, то сегодня ее больше нет. А жаль. Ведь нужно-то всего “Росспиртпрому” на реформирование отрасли, по словам генерального директора по экономике Николая Коряжкина, каких-то $200 миллионов! Чтоб рельефней обозначить драматизм запроса, заметим, что дивиденды, которые “Росспиртпром” получил за 2000 г. как акционер 90 заводов, составили 2,4 миллиона рублей. Вот такая политэкономия.
Можно возразить, что это трудности роста. Войдя в силу, ФГУП свое возьмет – с его-то почти стопроцентным контролем производителей спирта и претензией подмять под себя зерновой рынок России! Разумеется, что первыми будут аплодировать экономическому триумфу госмонополии серые водочные короли и контрабандисты, вторыми – те, с кем они делятся, ну и так далее, до вполне высокопоставленных господ, которые, надеюсь, вполне сознательно всю эту кашу заварили, потому что деньги очень нужны. Что по-человечески понятно. Гораздо печальнее было бы думать, что в основе наших маленьких экономических чудес лежит не гений, парадоксов друг, а глупость.
Но хватит о грустном. Были ведь и обнадеживающие новости, о которых писала пресса. Например, те же “Ведомости” сообщили, что наметился прорыв к здравому смыслу в вопросе о рекламе алкогольных напитков, озвученный недавно министром по антимонопольной политике Ильей Южановым. На пресс-конференции в Петербурге министр признал, что запреты, в особенности наружной рекламы спиртного, малоэффективны, и предложил от них отказаться. Он даже предложил отменить статьи закона о рекламе, которые запрещают рекламу алкоголя на улицах городов, заметив, что штрафы, как мера борьбы с алкогольной наружной рекламой, крайне неэффективны.
Похвальный поступок министра покусился однако на “рабочий” уровень маразма в отрасли. Оплошность коллеги тут же поспешил исправить председатель Таможенного комитета Михаил Ванин. Он издал фитюлю с перечнем 24-х товаров, разрешение на ввоз которых отныне будет давать лично он. Представляете какая многосуточная очередь импортеров выстроится перед начальственным кабинетом?! В категорию “провинившихся” товаров, пишет “Московская правда”, умудрились попасть даже дрожжи – продукт, используемый при приготовлении пива. Теперь отлеживающиеся на таможенных складах дрожжи неизбежно взлетят в цене, потянув за собой конечный продукт – пиво. Кроме того, отсутствие товара порождает его дефицит, а ведь многие отечественные заводы используют именно импортные дрожжи. Выпадение из промышленного обихода качественного импортного компонента может подтолкнуть к использованию в производстве “народного напитка” дрожжей средненького, так сказать, пошиба. От чего и пиво покислеет, и настроение его потребителя ухудшится.
А это уже чревато социальными катаклизмами, потому что пиво, как следует из опроса ВЦИОМ, результаты которого публикует “Новая газета”, – прекрасный способ примириться с действительностью. 57 процентов из тех, кто пьет пиво раз в неделю и чаще, утверждают, что они уже приспособились к переменам, происшедшим в России за последние десять лет. Среди не пьющих пиво приспособился к новой жизни 41 процент. Пьющим пиво люди вокруг кажутся добрыми, а 30 процентов страстных любителей напитка считают, что в трудной ситуации могут рассчитывать на поддержку окружающих. Непьющие смотрят на жизнь мрачнее: среди них верит в людей только каждый пятый.
Правда, московским тинэйджерам, возможно, скоро придется распрощаться с “пивной составляющей” своего социального оптимизма. Как сообщает “Независимая газета”, недавно представители МВД направили в городскую Думу предложение о введении запрета на продажу этого напитка подросткам.
Медики считают, что пивной алкоголизм – это первый шаг к алкоголизму непивному, самому что ни на есть клиническому, всесокрушающему. Потому инициатива московских милиционеров наверняка вызовет сочувствие у всех, прочитавших статью в “Литературной газете”. По данным статистики, говорится в статье, в нашей стране 16 процентов новорожденных, чьи родители являются алкоголиками, – дебилы. За десять лет количество умственно отсталых детей выросло в двадцать раз. Только за год на 10,3 процента увеличилось число детей, состоящих на диспансерном учете из-за злоупотребления алкоголем. А ведь у таких детей в будущем появятся свои дети, которые будут рождаться с различными психическими патологиями. Учеными давно доказано, что ребенок в дебильной семье нормальным не вырастет. Дебилы плодят дебилов, и процесс этот, если его не контролировать, приобретает вид устойчивой геометрической прогрессии.
Как-то трудно после такого переходить к целебным свойствам алкоголя, однако признавая амбивалентную природу большинства окружающих нас явлений, попробуем все-таки. Пользе алкогольных напитков (с естественной оговоркой о качестве и умеренности) посвятила целую статью “Комсомольская правда”.
Коньяк – уникальный антисептик. Прыщ, смоченный коньяком, исчезает быстрее, чем от лосьона. Еще до открытия инсулина коньяк использовали для снижения сахара в крови у диабетиков. До сих пор коньяк в кофе считается мягким “допингом” для мозга и отличным потогонным средством. Также коньяк помогает усвоению организмом витамина С.
Водка является обеззараживающим веществом. Если во время обеда у вас появилось ощущение, что вы съели что-то не свежее, 30-50 граммов водки нейтрализуют действие прокисшего продукта. Кроме того, водка хорошо расширит сосуды и облегчит самочувствие при разных болезненных ощущениях.
Пиво, лучше всего нефильтрованное, нужно пить людям с железодефицитной анемией и при повышенной функции щитовидной железы. Легкое светлое пиво – отличная профилактика почечно-каменной болезни. Иногда его рекомендуют беременным на последних сроках для расслабления гладкой мускулатуры матки.
Стакан виски пару раз в неделю не только прочищает мозги и сосуды, но и выводит из организма свободные радикалы.
Для поддержания ослабленной сердечной деятельности хороши сухие и полусухие белые вина и шампанское. При расстройстве желудка полезны красные вина – “Саперави”, “Каберне”. Красные столовые вина рекомендуют при анемии – до 2 стаканов в день, во время еды. При атеросклерозе назначают сухие белые вина с минеральной водой до 0,5 л в день. При авитаминозах можно пить любые полусладкие вина, но лучше всего – вермут, разбавленный пополам яблочным соком или холодным отваром мяты перечной. Грипп, бронхит, воспаление легких лечат глинтвейном – горячим красным вином с сахаром и пряностями. Рвоту можно остановить сильно охлажденным шампанским.
Но если вас тошнит от всего происходящего, в этом случае подойдет любой из перечисленных напитков, главное, чтобы он был качественным. Потому, не экономьте, господа, на лечении.
Всего наилучшего.