Неделя началась трагично: 33 человека погибли, отравившись фальшивой водкой в эстонском городе Пярну, сообщил “Московский комсомолец”. Полиция провела рейды и обнаружила большое количество подпольных сигарет, некондиционного алкоголя и один самогонный цех. Чрезвычайное положение объявлено по всей стране. Радио, телевидение и газеты настойчиво призывают людей воздерживаться от любых алкогольных напитков при малейшем подозрении об их “левом” происхождении.
Другая водочная неприятность стряслась в Екатеринбурге. По информации “Ведомостей”, из-за водки “Смирновъ” там пострадало около 30 магазинов, торговавших этим уважаемым напитком. Под лозунгом “Смирновъ – “паленка” неизвестные громили витрины и покрывали стены магазинов угрожающими надписями. Все это привело к тому, что с начала сентября владельцы многих екатеринбургских магазинов были вынуждены отказаться от торговли водкой “Смирновъ”.
В компании “Альфа-Эко”, контролирующей Торговый дом потомков П.А. Смирнова, назвали подобные методы конкурентной борьбы “беспредельными” и пообещали противодействовать им по всей строгости закона.
В Москве своя беда: исчез практически весь ассортимент водок. Прилавки почти монополизировала продукция “Кристалла”, исхитрившегося присвоить эксклюзивное право “первой ночи” на региональные специальные марки, печатаемые “Гознаком”.
Что же до вин, то всюду сплошной импорт. Российские вина исчезли из продажи так же стремительно, как после майского антиалкогольного указа 1985 года, а их нишу моментально заняла дешевая молдавская продукция. Видно, кто-то из Молдавии хорошо пролоббировал свои национальные интересы в российских властных структурах.
Если правительство не перенесет сроки введения новых акцизных правил на 2002 г, пугает “Общая газета”, наши виноделы начнут подделывать молдавское вино, а производители водок вернутся туда, откуда несколько лет назад пришли – в тень. Тем временем правительство одобрило законопроект о госрегулировании алкогольного рынка. Власти решили усилить госконтроль над алкогольной отраслью, одновременно разрешив рекламу спиртного на улицах и в печатных СМИ. Как заявил глава Минсельхоза Алексей Гордеев, правительство будет квотировать производство, использование и закупку алкоголя, причем этот механизм будет регулироваться правительственными постановлениями.
Если закон пройдет через Госдуму, региональные марки, из-за которых до хрипоты спорили производители, будут легализованы. (Весной, как мы помним, при принятии Налогового кодекса, депутаты не одобрили существование региональных марок, и с 10 сентября они оказались вне закона.) Законопроект восстанавливает старый порядок.
Самое значимое для рынка решение авторов законопроекта, считает “Время новостей”, относится к рекламе крепких напитков. Реклама алкоголя будет подпадать только под закон о рекламе, а не “О госрегулировании…”, как это было с 1995 года. Естественно, рекламщики восторженно рукоплещут.
Если же взглянуть на отрасль, так сказать, с птичьего полета, то, похоже, не все так плохо. Согласно данным, приводимым журналом “Профиль” со ссылкой на Национальную алкогольную ассоциацию, в первом полугодии текущего года в России увеличилось производство всех видов алкогольной продукции. Объем выпущенных ликероводочных изделий составил 57,258 млн. декалитров (рост по сравнению с январем-июлем прошлого года 6,6%), виноградных вин – 12,21 млн. дал (18%), плодовых вин – 1,814 млн. дал (45,8%), коньяка – 0,951 млн. дал (20,3%), шампанских и игристых вин – 2,431 млн. дал (16,8%).
Бросается в глаза, что наибольший рост производства наблюдается в сегменте самых дешевых – плодовых – вин. Именно они, а не водка составляют реальную конкуренцию самогону, выпуск которого, по данным НАА, снижается. Значит, да здравствует “бормотуха”! А мы-то надеялись, что ее постепенно вытеснят из питейного обихода пиво и интеллигентные сухие вина.
Можно долго спорить, что полезнее, верней, что менее вредно для здоровья пьющего человека – самогон или “плодововыгодное” вино, официально прошедшее сертификацию, но не стоит зацикливаться. Есть и другие факторы алкогольного риска. Например, так называемые “слабоалкогольные коктейли” в ярких жестяных баночках, которые сегодня пользуются большой популярностью, особенно среди молодежи.
Корреспондент “Известий”, в рамках журналистского расследования продегустировавший изрядную часть рыночного ассортимента, честно признался, что теперь его мутит от одного вида этой продукции. Выяснилось, что названия, значащиеся на этикетках, далеко не всегда соответствуют содержимому. Например, подмосковные производители джин-тоника “Нельсон” (ООО “Мегапак”) указывают, что в баночку налиты джин и тоник. Это очень сомнительно, судя даже просто по цене в 15 рублей. А серия коктейлей “Хэппи Лэнд” подмосковных производителей “Мегапак” и “ВЗ ГИАП” содержит даже не натуральные ароматизаторы, а всего лишь их подобие. То же самое можно утверждать практически обо всех видах данной продукции любых производителей. Лишь сидр “Очаково” столичного ТОО “Бахус”, экзотические коктейли серии “Трофи” и напитки серии “Хууч” тех же видновских производителей содержат небольшое количество (от 7-9 до 21%) натуральных фруктовых соков. Остальное – сплошь химия. Причем спирт – даже не “люкс”, а всего лишь этиловый ректификат (за исключением напитков “Грейпфрут-тоник” и “Виноград-тоник”, пушкинского ЛВЗ “Топаз”).
Химический коктейль дополняют консервант – бензоат натрия, а также искусственные пищевые красители, замутнители и прочие ингредиенты с буквенным кодом “Е”. Хотя они и разрешены Европейским Сообществом и Минздравом РФ, пишет автор исследования, но скорее вредны, чем полезны для здоровья.
Кстати, несмотря на наше “пивное возрождение”, тут тоже не все в порядке. Практически каждая третья бутылка, выпущенная в России с хмельным пенным напитком, не соответствует общепринятым стандартам, утверждает “Медицинская газета”.
В пиве “Толстяк” службы госсанэпиднадзора обнаружили кишечную палочку. И не только в нем, но и в неизмеримо более “правильном” (судя по рекламе) пиве “Бочкарев”. Так, в Магадане один “привередливый” житель принес в ЦГСЭН области бутылку “правильного” с подозрительно мутной жидкостью. Сделали лабораторный анализ, и действительно, в пиве оказалась кишечная палочка, да еще и повышенное содержание плесени. Вся партия “Бочкарева” была “арестована”, но на скамью подсудимых никто не сел. Нет у нас такого закона, чтобы за недоброкачественную продукцию пустить по миру конкретных производителей.
Однако не все потеряно для любителей российского пива. – Пейте “Золотую бочку”! Сырье, из которого ее делают, по свидетельству газеты “Трибуна” – пока что исключительно чешское или германское.