Алкогольный рынок лихорадит после введения правительством новых налоговых правил. Министерство по налогам и сборам (МНС) затягивает выдачу разрешений на открытие акцизных складов. Многие губернаторы не спешат печатать новые марки, хотя правительство поручило регионам эту работу еще в январе. Все это похоже на саботаж чиновников. По данным самого МНС, в Москве зарегистрировано более 500 организаций, занимающихся оптовой продажей алкоголя, а разрешения на открытие акцизных складов имеют всего 95 из них. Новые требования Налогового кодекса частично сыграли на руку и крупным производителям водки. Они первыми успели открыть акцизные склады. Торговые компании, которые раньше работали с мелкими производителями, теперь переключают внимание на гигантов отрасли.
Реально продажа алкоголя со старыми марками прекратилась уже в конце июля. В настоящее время на российских предприятиях и акцизных складах остатки водки, произведенной до 1 июня, составляют около 30%, вина 50%. Если раньше все 100 процентов акциза платили производители спиртных напитков (они же клеили федеральную акцизную марку), то теперь налог делится поровну – между заводами и оптовиками на местах. Соответственно, и марки теперь две. Это нововведение появилось для того, чтобы упорядочить алкогольный рынок, снять региональные барьеры на пути товара. Продукцию, произведенную до 1 июня, было разрешено продавать со старой маркой до 1 сентября. Министерство по налогам и сборам в середине августа заявляло, что почти 70 процентов этих остатков уже реализовано. Теперь их не должно быть вовсе. Однако у Национальной алкогольной ассоциации данные другие – не распроданы почти 15 миллионов декалитров. Торговцы, не успевшие реализовать промаркированные по старой методе горячительные напитки, сейчас слезно просят заводы принять эту продукцию назад. Производство и рынок лихорадит.
Общий объем продаж алкогольной продукции в России превышает 50 млрд. рублей в год. При этом доля теневого оборота на рынке алкогольной продукции составляет 40 процентов. Такие цифры обнародовал вице-премьер – министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. 112,2 млн декалитров составил в январе-июле общий объем реализованной населению России водки и ликеро-водочных изделий. Это на 1,9 процента больше, чем в январе-июле 2000 года (110,1 млн дал). Виноградных и плодовых вин через розничную торговлю продано 30.6 млн дал, что на 6.2 процента больше, чем в 2000 году (28.8 млн дал), коньяков – 2,5 млн дал, или на 20.9 процента больше, пива – 370,4 млн дал, или на 18,9 процента больше. По-видимому, население России усиленно обмывает экономический рост. Правда, шампанских и игристых вин было выпито “всего” 8,3 млн дал, или на 11,1 процента меньше, чем в прошлом году.
Руководитель лаборатории токсикологии НИИ наркологии Минздрава Владимир НУЖНЫЙ знает все ответы на самый вечный русский вопрос – что делать наутро после бурного застолья. Они актуальны для 50% взрослого населения, которое, как показывают опросы, хотя бы один раз в жизни пережило сильное опьянение, обязательно перешедшее в похмелье.
Владимир НУЖНЫЙ: 1 грамм чистого алкоголя на 1 кг массы тела – это пороговая величина, она метаболизируется в течение 5-6 часов, то есть не оставляет последствий. Вот и посчитайте свой предел. Степень очистки влияет только на вкусовые свойства напитка, но никак не на похмельные последствия. Любой крепкий напиток нужно пить долго, маленькими глоточками, хорошо закусывая. А российская привычка пить водку стаканами вызывает в организме катастрофу… Опохмеление приносит облегчение определенной категории больных алкоголизмом. Кто себя таковым не считает, но опохмеляется, находится на первой стадии алкоголизма.
Участие в первом конкурсе ресторанных винных карт приняли не все рестораны, которые могут гордиться своими винными коллекциями (в частности, “Ностальжи”, “Кумир” и “Ле Дюк” воздержались), но состав претендентов был весьма представительным. 12 престижных гастрономических заведений столицы представили на суд жюри предмет своей гордости. Подведение итогов состоялось в рамках ассамблеи “Ресторанный мир Экспо-2001” 5 и 6 сентября. Первое место досталось ресторану “Сан Мишель”, 2-е – новому винному ресторану и бару “Ин Вино”, 3-е – ресторану “Эль Гаучо”.
Введение с 1 июня поправок к Налоговому кодексу привело к двукратному уменьшению производства вина в России. Парадокс состоит в том, что чем больше вина будет ввезено в Россию из-за границы, тем больше средств получит федеральный бюджет. Объясняется это действующим законом о бюджете, точнее, той его частью, что касается распределения акцизов. По ней федеральный бюджет имеет 100 процентов доходов от импорта алкоголя. Также все 100 процентов получает государство от акциза на содержание спирта в крепких напитках. А вот акциз от производства вина и слабоалкогольной продукции оседает в региональных бюджетах.
Нынешнее время породило настоящий беспредел в выборе производителями названий для своей продукции. “Киндзмараули”, “Мукузани”, “Хванчкара”, “Монастырская изба” и “Каберне” пребывают на полках магазинов в таком количестве, что кажется, для их производства не хватило бы всех виноградников Грузии, Болгарии и Молдавии вместе взятых. Между тем настоящих вин этих сортов в Москве вы скорее всего не найдете. Но и подделкой упомянутую продукцию назвать нельзя. В большинстве случаев известные брэнды красуются на бутылках совершенно легально. Дело в том, что и “Киндзмараули”, и “Мукузани”, и “Хванчкара”, и “Каберне” являются названиями местностей, где произрастают эти сорта винограда. А в российском законодательстве ничего не сказано о регистрации места произрастания сырья. Таким образом, вы можете назвать “Киндзмараули” любое пойло, и никто не сможет оспорить у вас это право. Говорить сегодня о российском вине как о высококачественном продукте не приходится. Существующие ГОСТы позволяют назвать вином даже свекольный сок, если в нем содержится определенное количество виноматериалов.
Считать ли пиво алкоголем? Законодательно этот вопрос до сих пор так и не решен. Но для медиков он давно звучит абсурдом. Разговоры о безвредности пивной продукции для подростков врачи считают просто преступными. Абсолютно очевидно, что ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – САМЫЙ ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К АЛКОГОЛЮ.
По мнению американских ученых, с помощью пива можно бросить курить: на пути широкого применения нового метода лежит лишь одна проблема – бывшие курильщики рискуют стать алкоголиками.
Очаковский пивобезалкогольный комбинат – один из самых крупных в России. Только пива в Москве им выпускается 70 млн. литров ежегодно. Еще 40 млн. литров – в Краснодаре и 50 млн. литров – в Луцке (Белоруссия). А еще строится линия по производству пива в Пензе. Допустимый ГОСТом недолив – это ни много ни мало 4,8 млн. литров, или почти 10 миллионов бутылок. При средней оптовой цене 9 рублей за бутылку завод ежегодно недоливает на 90 миллионов рублей (чуть меньше $3 млн.). Это и есть его “навар”. Пока из 662 млн. литров пива, производимого ежегодно в России, изготовители, прикрываясь действующими ГОСТами, на вполне законных основаниях могут продавать около 28 млн. литров воздуха и выручать за это 500 млн. рублей ($17 млн.).
Настоящий квас, а также лимонад на натуральной основе начали выпускать на предприятии в подмосковном городе Зарайске. Квас может храниться от розлива до употребления два месяца.