В отличие от производителей алкоголя, налоговики лучатся оптимизмом. По их данным, производство водки и ликероводочных изделий за семь месяцев текущего года увеличилось на 5,3%, до 65,8 млн дал, этилового спирта из пищевого сырья – на 9,5%, до 33,9 млн дал, всех видов вина – на 9,8%, до 18,3 млн дал. На 10 августа рассмотрено 1181 заявление на учреждение акцизных складов, разрешение получили 639 заводов и 399 торговцев-оптовиков. При этом за семь месяцев собрано 11,42 млрд руб. акцизов, или 145,7% к семи месяцам прошлого года, в июле сбор составил 1,68 млрд руб., или 160% к июлю 2000 г. Но есть и другие цифры: выпуск спиртного в июле, когда новая акцизная система стала активно вводиться по всей стране, начал снижаться. Водки и ликероводочных изделий было произведено 8,61 млн дал, или 98,4% к 2000 г. А выпуск вина сократился на 24,5%. Генеральный директор ЛВЗ “Топаз” Алексей Симонов говорит: “За прошедший срок мы недовыпустили 250000 дал напитков, а бюджет потерял 100 млн руб.”. Иван Стрижаков, вице-президент МПБК “Очаково” – производителя слабоалкогольных напитков джин-тоник, ром-кола и сидр, – оценивает июньские потери бюджета от простоя комбината в $1 млн еженедельно. Схожие проблемы испытали и другие производители коктейлей – “Хэппиленд”, “Браво”, “Алко”. А виноделы вообще говорят о развале отрасли, так как все заводы из-за нехватки спецмарок со штрих-кодом простояли почти два месяца, а около 20 заводов теперь находятся на грани банкротства.
Так что у нас, как всегда, две правды – одна для государства, другая – для производителя.
Помните, как, бывало, друзья из Грузии привозили нам в подарок свою зубодробительную чачу? Да и мы сами, бывая в Грузии, не упускали возможности полакомиться этим напитком, хотя он, как и жгучий перец, скорее подходит для грузинских желудков. И всегда чача была под запретом, потому что это, собственно, крепкий виноградный самогон. А вот теперь в московских ресторанах появились бутылки с надписью “Чача грузинская особая”. Напиток выпускается под маркой принадлежащего Pernod Ricard завода Georgian Wines & Spirits (GWS). Завод является одним из крупнейших производителей грузинских вин, большая часть которых продается в России. На GWS разработали для промышленного производства чачи специальную технологию. Теперь это напиток, больше похожий на итальянскую граппу, – после перегонки он минимум полгода выдерживается в бочках.
Надо попробовать! (Умеренно, господа, умеренно.)
Согласно только что опубликованным данным Министерства здравоохранения России, за пять месяцев текущего года (более свежие итоги пока не подведены), в России от алкогольного отравления умерло 16853 человека. Это на 30 процентов (почти на 4 тысячи человек) больше, чем за тот же период прошлого года. К сожалению, отчет Минздрава не содержит уточнения, сколько именно смертей наступило в результате принятия слишком большой, то есть смертельной, дозы “нормального” алкоголя, а сколько – в результате отравления разного рода суррогатами, в том числе самогоном.
Господа, ну не пейте вы дешевую водку, ведь это заведомая отрава! Нет, не слышат. Впрочем, нет худа без добра. Должен же быть естественный отбор! Ну зачем алкашу отравлять общество своим, мягко говоря, бесполезным существованием?
Теперь о самом грустном. Ладно водочники, они со своими сверхприбылями как-нибудь вывернутся из ловушки, расставленной акцизными реформаторами. Но что сотворили дуболомы из правительства и МНС с отечественным виноделием! Вот что пишет “Общая газета”. Генеральный директор компании “Продимпекс” Михаил Албу сообщает, что московские магазины еще в середине июля стали возвращать оптовикам доиюньское вино. В результате из продажи напрочь исчезли отечественные вина, захватившие после кризиса 1998 года примерно треть рынка. Винодельческие заводы несут колоссальные убытки. Многие из них оказались на грани банкротства. А по данным директора люберецкого винзавода “Лоза” и соучредителя Московской лиги виноделов Андрея Федяя, 17 предприятий уже объявили о своей несостоятельности. Этим мы обязаны нашему правительству, которое неустанно печется о лучшей наполняемости федерального бюджета. Именно правительство издало постановление, которое предопределило кризис на внутреннем алкогольном рынке. Даты (до 1 июня, до 1 сентября) взяты, по всей видимости, с потолка одного из высоких белодомовских кабинетов.
Ведь это незабвенная 58-я статья: очевидное вредительство, да еще в масштабах всей страны! Да и в демократической стране… представьте себе, если бы что-нибудь подобное учинил какой-нибудь французский или итальянский премьер Касьяни! Он бы мгновенно вылетел вверх тормашками из своего кабинета, а потом много лет выходил бы на улицу только в темное время суток, предварительно загримировавшись. Врожденная интеллигентность удерживает меня от непечатных слов, а так хотелось бы… Может, хоть президент сделает это за меня в беседе с этими… государственными деятелями?
Налоговики и прочие административные органы пакостят по всей стране. Там тормозят открытие акцизного склада, там не выдают оплаченные акцизные марки, там “теряют” представленные заводом документы, там делают вид, что завод не уплатил налоги и требуют их во второй раз, там душат конкурентов находящегося под “крышей” региональной администрации завода… Мы давно уже живем в этой стране и хорошо знаем, что означают все подобные действия: это наглое вымогательство крупной взятки.
Напоследок хоть что-что более приятное.
Чего только на свете не бывает! Тверской пивокомбинат “Афанасий-пиво” решил продавать свою продукцию в США. Американский партнер тверичей, небольшая лесоторговая компания ABC-Service International, грозится вылепить из “Афанасия” брэнд “уровня Heineken”. Ведь на рекламу “Афанасия” будет тратиться аж $5000 в месяц. Российские пивовары уже давно считают, что в стране им тесно. Но иностранцы этого мнения пока не разделяют. Гораздо более крупная, чем занимающий 0,97% российского рынка “Афанасий-пиво”, пивоваренная компания “Балтика” начала экспортные поставки еще в прошлом году, но впечатляющих результатов достичь пока не смогла. Зарубежные продажи “Балтики” (половина из них приходится на США) за прошлый год не превышали 1% ее общей реализации.
Вообще-то каждый, кто пил пойло, именуемое американским пивом, должен признать, что оно и в подметки не годится нашему пиву (не говоря уж о чешском), так что, вероятно, шансы у наших экспортеров все-таки есть.