Все-таки кое-что мы умеем производить на экспорт, кроме сырья, – например, водку. И не только завод “Кристалл”. Продукция Самарского ликероводочного комбината “Родник” появилась на прилавках магазинов Tesco, одной из крупнейших розничных сетей в Великобритании. Договор с Tesco оформлен в мае этого года. Кампанию продвижения водки “Родник” на рынок Великобритании намечено завершить в августе. После этого планируется увеличить месячный объем поставок с 200000 до 300000 – 400000 бутылок.
Эх, а ну как отечественный производитель развернется и завалит Италию качественными стиральными машинами, Японию – качественной электроникой, а США – качественными двигателями! Ну что ж, пока хоть водка… Правда в Нью-Йорке уже появилось российское пиво “Балтика”.
По данным МВД России, лишь за одно полугодие была пресечена деятельность более чем 1500 подпольных цехов по производству “паленой” водки и более 100 организованных групп, занимающихся этим сверхприбыльным бизнесом. Из незаконного оборота изъято более 200 тысяч декалитров этилового спирта на сумму 92 млн. рублей и алкогольной продукции на сумму 501 млн. рублей.
“Вечерняя Москва” пишет о причинах такого положения. А главная причина – простая: алчность правительства, которое пытается решить свои денежные проблемы за счет непрестанного повышения акцизов. А проблемы-то у них из-за чего? Из-за повышения зарплат бюджетникам? Нет, эти повышения не покрывают даже инфляцию. А им нужно содержать чудовищное количество чиновников, генералов и прочих “силовиков”, им нужно имитировать статус великой державы, разоряясь на все новые подводные лодки и кассетные боеголовки.
Сегодня ежегодный рост ставок акцизов объясняется (если это можно считать объяснением) необходимостью их индексации в связи с общим ростом цен. Правда, например, в прошлом году прогнозируемый рост цен составлял 19 процентов, а ставка акцизов подпрыгнула аж на 40 процентов!
Короче говоря, сегодня налицо полнейшая неэффективность сложившейся системы государственного регулирования в этой очень непростой и очень денежной сфере. И это несмотря на то, что за последние годы были приняты две редакции Федерального закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя, несколько редакций Федерального закона об акцизах, три указа президента РФ на “алкогольную” тему, а также более 100 постановлений и распоряжений российского правительства и различных нормативных актов федеральных органов власти.
Сколько же дармоедов-чиновников изготавливали эту макулатуру! Сколько при этом бюджетных денег они хапнули, отняв их у тех же пенсионеров! В итоге легальная водка в Москве, например, за два года подорожала вдвое. Вот и травятся москвичи нелегальным продуктом.
Из разных городов поступают сведения, что понемногу начинают открываться акцизные склады и поступать акцизные марки. Глядишь, когда-нибудь как-нибудь все и наладится. Большие потери принесли, конечно, простои водочных заводов. Налоговики рассчитывают, что возместят их за счет повышения собираемости акцизов. Как говаривал Станиславский, “не верю”.
Потребление пива в России в 2001 году вырастет на 15-17% по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз сделал финансовый директор международной группы компаний Sun Interbrew Алан Хибберт и эксперты ассоциации “Пивоиндустрия”.
До чего же многое зависит от грамотного менеджмента! Питерская пивная компания “Вена” к 1999 году заметно снизила объем продаж. После смены гендиректора продажи выросли на 72% (2000-й по сравнению с 1999-м), а рост за I квартал 2001-го составил 173% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года. А вот “Бавария” из того же Питера в 2000-м году снизила производство на 35% по сравнению с 1999-м.
Интересно, читаешь местную прессу, и оказывается, что в каждом городе есть пивзавод, каждый возил свою продукцию на международную выставку “Пиво-2001” в Сочи и каждый имел бешеный успех. Вероятно, на этой самой выставке без наград остался один только Пльзень…