Кто сказал, что правительство выпустило из рук алкогольные вожжи? Вот 27 апреля 2001 г. за N 602-Р вышло подписанное Касьяновым распоряжение, в частичное изменение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 1775-р, касательно изменения квот на закупку этилового спирта из пищевого сырья на 2001 год . Все буквы понятны, но смысл ускользает напрочь. Почему-то фигурирует Сибирское отделение Академии наук, из областей – одна Калужская, три северокавказских республики, какие-то неизвестные общества с ограниченной ответственностью и т.п.. Впечатление такое, что из океанских пучин показался хвост морского змия, а что за змий, где живет, чем кормится – неизвестно. Не советую даже интересоваться – сожрут.
Вот уже пошли первые результаты замены руководства “Кристалла” на ставленников “Росспиртпрома”. До сих пор “Кристалл” производил спирт-ректификат самостоятельно, но уже в ближайшее время планирует делать водку из спирта привозного. Это, конечно, дешевле, однако теперь водка, сделанная на “Кристалле”, вероятно, ничем не будет отличаться от любой другой. А если это случится, может произойти самое страшное – потребители найдут на необъятном водочном рынке что-нибудь другое. Благо сейчас есть из чего выбирать. Как назвать эти действия нового руководства? Не иначе – как вредительство. Фактически, правительство руками “Росспиртпрома” разваливает ранее процветавшее предприятие.
Тем временем московская компания “Вестор” пытается увеличить свое присутствие на водочном рынке дипломатическими методами. Компания контролирует 25% поставок отечественного алкоголя в Москву. А недавно она получила эксклюзивные права на дистрибуцию продукции подмосковного завода “ОСТ-Алко” и договорилась о максимальных скидках с руководством питерского “Ливиза”. Изменение системы дистрибуции на “ОСТ-Алко”, которое провел “Вестор”, прошло довольно скромно. Завод не посещали судебные приставы, там не увольняли гендиректоров и других топ-менеджеров. Просто в конце прошлого года “Вестор” заключил крайне выгодное для себя соглашение с заводом. Вот есть же еще (пока?) цивилизованные предприниматели!
У грузинских виноделов трудности. Саперави – самый красный из красных сортов винограда. Из него делают такие божественные напитки, как “Саперави”, “Напареули”, “Мукузани” (сухие) , “Алазанская долина”, “Ахашени” и “Киндзмараули” (полусладкие). Самая большая проблема современного грузинского виноделия – нехватка красного виноматериала и перепроизводство белого. Для того чтобы удовлетворить спрос и выпустить вино с популярным наименованием, грузинские виноделы идут на различные хитрости. Например, закупают виноград или виноматериал в соседнем Азербайджане. Или импортируют концентрированное сусло из других винных регионов мира. Или же, используют свое, но белое. Вот вместо того, чтобы устанавливать с Грузией визовый режим, занялись бы лучше власти сотрудничеством на поприще виноделия!
“Вимм-Билль-Данн”, “Лебедянский”, “Амтел”, “Чемпион”, “Троя” и другие крупные производители соков решили отслеживать, насколько добросовестно каждый из них и оставшиеся вне соглашения компании соблюдают требования новых отраслевых ГОСТов. Эти стандарты действуют с 1 января 2001 года и указывают, что производители могут называть соком, что нектаром, а что сокосодержащим напитком. Требования новых ГОСТов оказались более жесткими по сравнению с прежними, и в результате некоторым компаниям (например, “Вимм-Билль-Данн”, “Мултон”, заводу “Лебедянский”) пришлось переименовать часть своей продукции из соков в нектары. Газетные комментаторы ищут здесь какую-то подспудную выгоду участников соглашения. А может, прямой-то выгоды и нет? Может, просто приличные люди во главе этих компаний? Может, они понимают, что главная выгода предпринимателя – в качестве его товара?