Коллизия с водочными акцизами и акцизными складами, похоже, благополучно разрешилась. Президент внес поправки ко второй части Налогового кодекса, которые позволят окончательно установить систему акцизных складов только к 1 июня. Срок вполне достаточный. Впрочем, отсрочка де факто уже действует.
Разгорается война вокруг знаменитых водочных марок, или, как нынче говорят, брэндов – “Московская”, “Столичная”, “Зубровка” и т.п. Ситуация запутанная до невозможности. Например, вы сможете отличить “Союзплодоимпорт” от “Союзплодимпорта”? Я-то точно не смогу. А вот на этой одной букве “о” можно, оказывается, заработать миллионы долларов. Ну, пусть себе бьются, нам-то главное результат: чтобы “Зубровка” была в продаже, да притом по умеренной цене. Подробности – в газете “Сегодня”.
Это все мелочи. Гораздо хуже другое. Цены на водку за последние три года выросли в 2,6 раза, что вызвало значительное увеличение объемов ее нелегального производства. Ухудшилось финансовое состояние многих предприятий, сократились, в частности, и их возможности по уплате налогов, что вызвало потери бюджета по этой статье примерно в 5 млрд рублей. Использование производственных мощностей отрасли составляет менее 30%.
В 2000 году производство ликеро-водочных изделий сократилось на 32%, вина – увеличилось на 9%. Трагедии в этом никто не видит. Более того, структурные изменения рынка говорят о проявлении тенденции более цивилизованного потребления: реализация алкоголя осталась в целом на уровне 1999 года (100,1%), а предпочтения потребителей сместились в пользу менее крепких напитков – вина и пива. Потребление водки снизилось в 2000 году с 79,3 до 76%; доля пива возросла с 11,3 до 14%, вина – с 6,4 до 6,7%.
Вспомним, что в начале 2000 года акцизы были повышены на 40%. Однако это дало увеличение поступлений в бюджет лишь на 22,3%. За прошлый год цены на водку выросли на 23,4%, на пиво – на 23%.
Еще пара цифр: потребляется водки в России порядка 220 миллионов декалитров. при этом заводы выпускают официально немногим более 120-130 миллионов. а остальные 90-100 миллионов декалитров водки производятся нелегально, в руки водочных королей идут десятки миллиардов рублей.
В 1996 году мы потеряли 35,1 тысячи человек. В 1997-м – 27,9. В 1998-м – 21,8. В 1999-м – 24,1. А в прошлом году – 31 тысячу человек.
Боже мой! Сколько вони идет из правительства, сколько вони идет из Госдумы, что надо упорядочить продажу спиртного, что население России катастрофически падает и так далее, и так далее. Так чем же занимается миллионная армия чиновников, чем занимается многомиллионная армия правоохранителей, чем занимается многомиллионная армия народных избранников, если коренные вопросы нашего существования как нации не решаются? Почему прокуратура зациклилась на Гусинском и на вызволении из вражеского плена одиозного Бородина? Русь, дай ответ! Не дает ответа…
Нижегородская область будет производить узбекское вино. Что в Европе можно поставить рядом с ним? Разве что туркменский коньяк…
Как хотелось бы забыть фамилию Онищенко и никогда больше не упоминать ее в обзорах! Увы… Спущенные Онищенко со сворки санэпидрэкетиры уже шмонают пивзаводы по всей стране. Все газеты только об этом и пишут (не считая пивной рекламы). Не откажу себе в удовольствии процитировать этого субъекта. “Данных Минсельхозпрода я не видел, но думаю, они ошибаются.” “Давайте выпьем по бутылке пива, сядем в машину и доедем до первого гаишника.” “Я не пью алкогольных напитков. И вам не рекомендую.” К сожалению, нет под рукой романа Булгакова, поэтому процитирую по памяти: “Воля ваша, в человеке, который не пьет вино и чуждается женщин, есть что-то недоброе.” Может быть, женщин Онищенко и не чуждается, иначе куда бы он девал деньги, выколачиваемые его бандитской организацией из всех подряд: от владельца палатки до научного учреждения.
Разумеется, производители и любители пива пытаются нейтрализовать этого… Онищенко. В частности, такие абсолютно разные люди, как Алла Пугачева, Никита Михалков, Даниил Гранин и другие даже обратились по этому поводу к премьер-министру. Наивные люди! Неужели они думают, что Онищенко мог пукнуть без санкции правительства?
Разумеется в “обоснованиях” своей позиции Онищенко нагло лжет – см. цифры по структуре алкогольного потребления выше.
Зато для абстинентов – благодать. Вот на заводе “Ерино” выпускается около 20 сортов воды: минеральная лечебно-столовая, столовая газированная и негазированная, 18 видов фруктовых напитков на основе минеральной воды с лучшими отечественными концентратами и натуральным сахаром: “Дюшес”, “Веселый Буратино”, “Тархун” и др. Конечно, это, в сущности, тоже реклама, ну не водку же рекламируем, а здоровый образ жизни. Между прочим, Кока-кола и Проктер энд гэмбл уже нависли над российским рынком.
Будьте патриотами, пейте “Тархун”!