Сохранит ли свой дым Отечество?

0
30

Депутаты Госдумы Николай Герасименко и Владимир Мединский предлагают повысить акцизы на табачные изделия, а также усилить контроль за качеством дешевой отечественной продукции. «Дело «Табак»» — так называется статья, опубликованная в «Новых известиях», посвященная очередным законодательным инициативам Госдумы.

Как отмечает г-н Мединский, в России ежегодно производится 18,5 млрд. пачек сигарет, которые удовлетворяют потребности почти 60 млн. курильщиков. При этом средний россиянин тратит на сигареты не более 5 процентов от своего дохода, что «практически неощутимо». Депутат уверен, что повышение цен на сигареты вынудит курильщиков отказаться от привычки, которая в одночасье станет не только вредной, но и расточительной. Г-н Герасименко, в свою очередь, полагает, из-за «дикой дешевизны» табака уровень смертности в России сопоставим с уровнем стран экваториальной Африки.

Проблеме борьбы с курением была посвящена программа «Времена» c Владимиром Познером. Как отметил корреспондент 1 канала Илья Филиппов, ввести ограничения для курильщиков не так сложно, как воздействовать на табачную промышленность. И здесь во главе угла оказывается социальная проблема: табачные заводы во многих городах являются градообразующими. Кроме того, транснациональные компании инвестировали в российскую экономику 2,5 миллиардов долларов, что составляет 7 процентов от всех инвестиций в Россию. Так, по итогам 2005 года налоговые поступления в виде акцизов составили около 30 миллиардов рублей.

Решение проблемы аналитики 1 канала опять-таки видят в отказе от крепких дешевых сигарет. Гендиректор «Табакпрома» Василий Теревцов отмечает, что сегодня сигарет без фильтра в общем объеме табачной продукции не более 20 процентов. «Промышленность сделала большой шаг вперед, выпуская сигареты более качественные, с меньшим содержанием смолы и никотина, — заявил г-н Теревцов. — Мы тоже влияем на состояние здоровья. То есть, промышленность озабочена этим».

По мнению Владимира Познера, бороться с курением можно не столько законодательными ограничениями, сколько путем формирования новых культурных норм. Так, в странах Запада курить не престижно: как правило, курят люди с низким образованием и невысокими доходами.

Тем не менее, каждую неделю парламент обсуждает новые антитабачные инициативы. Как сообщает «РБК daily», член Совета Федерации Андрей Ищук внес в Госдуму законопроект о полном запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. По мнению аналитиков, при всей абсурдности законопроект может получить поддержку депутатов.

Эксперты рынка утверждают, что реклама не влияет на объемы потребления табачных изделий. Более того, запрет на рекламу окажет негативное влияние не на производителей сигарет, а на потребителей табачной продукции. «Меньше объема продаваться не будет, меньше собираться налогов не будет, но потребитель не будет знать ничего об этих товарах, — заявил РБК daily главный редактор отраслевого информагенства «Русский табак» Максим Королев. — В этих условиях выход новинок табачной отрасли будет весьма затруднен».

Пострадают от нововведения и участники рекламного рынка, чьи доходы значительно сократятся. По оценке аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, в среднем табачные компании обычно тратят 10-12 процентов от чистой прибыли на маркетинговое продвижение. «Полный запрет на рекламу прежде всего ударит по глянцевым печатным изданиям», — отмечает Кочетков.

«Эхо» Москвы провело уличный опрос. Горожанам было предложено оценить предложение о запрете рекламы сигарет. Большинство респондентов заявили, что данная инициатива не окажет никакого влияния на курение. Некоторые из москвичей предположили, что в новом законопроекте есть «какой-то корыстный интерес», но пояснить, что власти могут получить от запрета на рекламу табака, участники опроса не смогли.

Ущерб интересам табачных компаний может нанести и пресловутая Единая государственная система учета оборота этилового спирта (ЕГАИС), парализовавшая на этапе введения алкогольный рынок. Как стало известно газете «Коммерсантъ», региональные подразделения таможенной службы начали требовать от производителей учитывать в ЕГАИС поставки спиртосодержащих добавок, которые используются при производстве сигарет.

О том, что у крупных табачных корпораций начались проблемы с ввозом спиртосодержащих табачных добавок в Россию, «Коммерсанту» рассказали исполнительный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности Надежда Школкина и управляющий по корпоративным отношениям Gallaher Liggett-Ducat Елена Мамонтова. «Мы знаем, что были случаи, когда ФТС при растаможивании спиртосодержащих ароматизаторов требовала регистрации их в ЕГАИС и отказывалась пропускать импортируемую продукцию», — сообщила г-жа Мамонтова.

Как отмечает «Газета», Совет по вопросам развития табачной промышленности официально обратился к Михаилу Фрадкову с просьбой решить, необходимо ли производителям сигарет подключаться к ЕГАИС. «Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время правительство четко определит, какие отрасли подпадают под действие закона, и выведет из-под него табачную промышленность», — говорит глава Совета Надежда Школкина.

Достаточно жестко производители сигарет отнеслись и к предложению депутатов увеличить надписи о вреде курения до половины общей площади поверхности упаковок. Представитель компании «Бритиш Американ Тобакко» Владимир Аксенов в интервью радиостанции «Эхо Москвы» считает эту инициативу профанацией, которая направлена не на ограничение курение, а на повышение политического рейтинга народных избранников. «Проводилась масса исследований, все прекрасно осведомлены о тех рисках, с которыми связано курение, и мы этого не отрицаем. Более того, мы не говорим о том, что легкие сигареты менее вредны, чем любые другие сигареты. Все сигареты одинаково вредны, и курильщики, взрослые курильщики, об этом осведомлены. Но чем ближе выборы, тем больше будет различных популистских предложений об увеличении надписи, и так далее, и тому подобное, — заявил Владимир Аксенов. — При этом надо учитывать наши права на интеллектуальную собственность с одной стороны, а в другой стороны — требования закона о защите прав потребителя, который требует от нас нанесения целого ряда других надписей: места производства, содержания смолы никотина. Можно всю пачку изобразить в виде черепа и костей, но необходимо оставить место как для названия бренда, так и названия производителей, и других обязательных по закону надписей».

Тем не менее, многие из решений депутатов усиливают положение транснациональных компаний на российском рынке. Прежде всего, это предложения о повышении цены на табачные изделия, способствующие разорению фабрик, производящих дешевые сигареты. Генеральный менеджер российского подразделения Japan Tabacco International Кевин Томлинсон в интервью «Компании» заявил, что сегодня главной тенденцией развития рынка сигарет стало увеличение сегмента премиум-класса. «Мы хотим увеличить долю престижных дорогих сигарет в нашем портфеле брэндов — тех, которые обеспечивают наибольшую маржу. На здешнем рынке 6 процентов от общего объема обеспечивают 31 процент рентабельности. Только 3 процента нашего бизнеса находится в наиболее прибыльном сегменте, в котором мы в настоящий момент представлены марками Epique и Lucia. Безусловно, тут еще есть неиспользованные резервы, — завил г-н Томлинсон. — Цель JT International в России — стать первой не только по объему, но и по абсолютному стоимостному выражению в течение следующих десяти лет».

Тем не менее, обозреватель журнала «Коммерсантъ-Деньги» Екатерина Дранкина констатирует, что заявления аналитиков о грядущей смерти производителей папирос сильной преувеличены. Так, Погарская сигаретно-сигарная фабрика и Балтийская табачная фабрика последние два года увеличивают производство на 20 процентов в год каждая. «Возможно, в наших исследованиях есть погрешность, — признается сотрудник агентства «Бизнес-Аналитика» Снежана Равлюк. — Дело в том, что сохранившие независимость российские табачные компании распространяют свою продукцию в малых городах и сельских районах, которые мы не учитываем при составлении рейтингов. Тем не менее при детальных исследованиях мы видим, что свои доли эти игроки действительно увеличивают».

В то же время два других российских производителя — «Донской табак» и «Нево-табак» — теряют свою долю. «Основная интрига сегодняшнего рынка — кто из россиян покинет игру, — замечает Дранкина. — В том, что покинуть ее должен именно кто-то из этой четверки, сомнений нет: слишком привлекателен растущий на 1-2 процента в год рынок российских курильщиков, чтобы от него отказывались иностранцы».

Любопытно, что «Донской табак», и «Нево-табак» в свое время заявляли о привлечении иностранных инвесторов для продвижения на перспективный элитный сегмент табачного рынка. Участники рынка, опрошенные журналом «Коммерсантъ-Деньги», однозначно сочли иностранного партнера «Донского табака» выдумкой владельца ростовской фабрики депутата Госдумы Ивана Саввиди. «Привлечение такого вымышленного партнера считается удачным ходом для вывода на премиум-сегмент марок с латинскими названиями, поскольку к исконно русскому табачному премиум-продукту россиянин доверия не испытывает», — отмечают эксперты.

Однозначно говорить о том, кто из российских игроков покинет арену, наблюдатели не решаются. «Российским производителям легче играть на поле низкого и среднего сегментов, — говорит Виктор Стефашин из «Табакпрома». — В этом смысле Погар и БТФ выбрали правильную стратегию. Что касается поползновений на верхний сегмент, то там шансов у россиян меньше». «На сужающемся рынке кто-то из российских участников будет терять позиции, — говорит Андрей Марков из «Тобакко-ревю». — Транснациональные корпорации имеют возможность работать на склад, а для независимых производителей такого рода тактическое выжидание невозможно. На сегодняшний день каждый производитель выживает в силу своих возможностей и коммерческих способностей. Но как именно будут разворачиваться события вокруг судьбы каждой из независимых фабрик — это для всех пока загадка».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ