КИТАЙ НАСТУПАЕТ!

0:00
0
69

Судя по всему, тема непростых взаимоотношений мировых производителей со своими дистрибуторами становится сегодня особенно актуальной для российского табачного рынка. Но если Philip Morris недавно крупно подвел своих оптовиков из «Московского клуба», вдруг оставив их без сигарет, то японский концерн JTI, напротив, сам потерпел убытки от своих питерских дистрибуторов. И как предполагает «Комсомольская правда», такая вот недобросовестность российских партнеров JTI вполне может повлечь за собой изменение сбытовой политики крупнейшего табачного производителя.

В данном случае нечестный партнер — это питерская компания «Интерком», являющаяся одним из крупнейших дистрибьюторов JTI в России и одним из ведущих на северо-западе страны.

Партнерские взаимоотношения JTI со своими дистрибьюторами строятся в русле единой сбытовой политики компании и основаны на простейшей схеме кредита. Производитель дает дистрибьютору энную партию своей продукции на определенную сумму с последующим ее возвратом через оговоренное время. Однако последний товарный кредит JTI «Интеркому» не был возвращен. В России, где бизнес во многом строится на личных отношениях, остается уповать на порядочность партнеров да на деловую этику. Конечно, JTI, вероятнее всего, обратится в суд и вернет свои деньги.

Есть также у этой неприятной ситуации еще один аспект — инвестиционный. Россия старается привлечь иностранный капитал, постоянно улучшая инвестиционный климат. Что дает определенные результаты. Та же JTI уже вложила в нашу табачную отрасль полмиллиарда долларов, став крупнейшим японским инвестором в российскую экономику. И вот какая-то контора выступила против мирового табачного производителя! Конечно, невозврат кредита — привычное дело в любой стране, но теперь JTI очевидно скорректирует свою сбытовую политику. Она, например, вполне может, отказаться от кредитования своих дистрибьюторов и всей торговой сети, подтвердив слухи о предстоящем радикальном изменении структуры сбыта и резком сокращении числа оптовиков.

Впрочем, сегодня не только недобросовестные табачные дистрибуторы вставляют палки в «инвестиционные колеса» государства. Взять к примеру, борьбу Минфина с внутренними офшорами, которая как раз и обернулась неприятностями для добросовестных инвесторов. В результате с нового года они лишатся льгот по налогу на прибыль, полученных от регионов в обмен на инвестиции. И как пишут «Ведомости», этот прискорбный факт вызывает сегодня особое беспокойство в компании Philip Morris, чья фабрика «ФМ-Ижора» пользовалась налоговой льготой в Ленинградской области. А теперь получается, что ликвидацию офшоров должны оплатить инвесторы.

Решение об отмене льгот стало для РМ весьма неприятной неожиданностью, и сейчас в компании изучают его возможные последствия для бизнеса. Хотя пресс-секретарь правительства Ленобласти призывает инвесторов не нервничать, обещая, что власти области твердо намерены компенсировать РМ и другим отмену льгот. «Никто из тех, кто пришел и договорился с нами, не будет обманут.»

Пока же в ожидании грядущего потепления инвестиционного климата в Санкт-Петербурге и области лидер российского табачного рынка решил на всякий случай стать землевладельцем. Как сообщил «Ъ», компания Philip Morris выкупила 50 гектаров земли, на которой расположена принадлежащая ей табачная фабрика. Сумма сделки не разглашается. И как тут не вспомнить, что в конце апреля PM объявила о намерении существенно расширить производственные мощности на «Ижоре» до 70 млрд. штук в год (против 40 млрд. в 2002 году). Тогда глава российского офиса компании Марк Дюрст говорил, что общий объем инвестиций в проект составит $240 млн. Но сейчас компании Philip Morris приходится объединяться со своими главными конкурентами — JTI и ВАТ — в борьбе за сохранение налоговых льгот этим крупнейшим в Санкт-Петербургском регионе табачным производителям.

Еще один табачный производитель — британская фирма Gallaher — тем временем идет своим путем — через Россию в Китай. Как полагают «Известия», российский рынок сигарет оказался сегодня одной из главных карт при розыгрыше доступа западных компаний на крупнейший табачный рынок мира — китайский. Сигаретный бренд Memphis, принадлежащий Gallaher, теперь получит прописку в Китае, благодаря поддержке китайской компании Shanghai Tobacco. Взамен Gallaher начнет производить и распространять в России китайские сигареты Golden Deer.

А началось все со вступления Китая в ВТО, заставившее страну открывать табачный рынок для иностранных компаний. Тарифы на импорт сигарет неуклонно снижаются, планируется отмена лицензирования торговли иностранными сигаретами. Так что местным производителям теперь придется потесниться под давлением дешевеющих Marlboro и Mild Seven.

Однако китайские табачные компании не торопятся уступать свои позиции на родине, без достойной компенсации. Для Shanghai Tobacco, второй по величине табачной фирмы Китая, таким бонусом стал доступ в Россию при посредничестве британской Gallaher. Последняя имеет здесь давние корни, контролируя 14,5 процента российского рынка. Отсюда и началось ее вторжение в КНР (еще в 1997 году). И вот результат: сегодня каждая тридцатая импортная сигарета в Китае — производимое в России галахеровское Sobranie.

Но британцы мечтают о большем. 100 млн. британских сигарет Memphis, которые будет теперь ежегодно производить и продавать шанхайская компания, составят менее 0,01 процента китайского годового оборота. Именно это обстоятельство вдохновляет Gallaher больше всего, открывая перспективу освоения безграничного рынка. Еще бы, 350 млн. курильщиков, которые ежегодно выкуривают около 1,7 трлн. сигарет (30 процентов от всего мирового потребления), Китай — голубая мечта любой табачной компании. Кто первый окажется на этом рынке, тот и будет иметь конкурентное преимущество.

А то, что Gallaher собирается производить и продавать в России китайские сигареты, тоже вполне объяснимо. Позиционируя Россию, как разменный рынок, Gallaher легко сможет предоставить китайской Shanghai Tobacco беспрепятственное проникновение и спрос на ее сигареты.

А пока правительство Китая начало укреплять национальную табачную отрасль, предоставляя производственные мощности наиболее крупным игрокам. Частью этой политики консолидации стал переход Пекинской сигаретной фабрики в распоряжение Shanghai Tobacco. Продолжением подготовки к решающим сражениям станет экспансия продуктов шанхайской фирмы в Россию. И захлестнет нас вал китайских сигарет, вот такая перспектива.

Олег Никотенко

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ