Вперед, за потребителем к докризисным достижениям!

0
22

Наконец-то российский табачный рынок, постепенно, но неуклонно возвращается к докризисному состоянию. И этот факт с удовлетворением констатирует «Известия». Но если до 1998 года рост здесь происходил за счет слабой конкуренции и высоких цен, то сейчас табачникам помогает население. По прогнозам, и в этом году существенное количество потребителей заменит овальные и прочие «примообразные» марки сигарет на те, что подороже.

Ведь если даже количество выкуриваемых за год сигарет в России остается неизменным, то суммы денег, которые за них платят, варьируются. Так, по оценкам российского директора Philip Morris Марка Дюрста, в докризисные годы рынок оценивался в $6,5 млрд., а в прошлом году его стоимость была значительно ниже — $4,3 млрд. Получается, что три года рост цен на сигареты был меньше инфляции и рынок еще не вернулся к докризисной стоимости. Вот к чему приводит острая и здоровая конкуренции между крупными игроками!

Впрочем, отмечается, что уже в этом году стоимость рынка может увеличиться до $5 млрд. И в основном за счет роста покупательской способности курильщиков. По данным «Бизнес-Аналитики», в прошлом году потребление уже сместилось из низких ценовых сегментов в средние. На долю сигарет без фильтра в начале 2002 года приходилось 23,7 процента рынка, в ноябре — лишь 19,51 процента. А, например, средний сегмент (от 13 до 17 рублей) вырос с 12,7 процента в начале года до 15,1 процента к его концу. Как считают аналитики, тенденция сохранится и в этом году. По мнению Марка Дюрста, сигареты без фильтра могут потерять еще около 4 процентов рынка.

Есть и другие изменения в потребительских предпочтениях: курильщики все чаще покупают «легкие» и «суперлегкие» сигареты. (Несмотря на сомнительность аргументов в пользу их наименьшего вреда для здоровья.) По словам управляющего по связям с общественностью JTI Андрея Ерина, доля «легких» сигарет в общих продажах среднего ценового сегмента выросла с 23 процентов в 2000 году до 43 процентов в 2002.

Вообще, по прогнозам компаний, именно в среднем ценовом сегменте будет разворачиваться основная борьба за потребителя. В результате этот достаточно насыщенный сегмент рынка будет расширяться еще и еще. В текущем году именно здесь ожидается появление новых марок сигарет. JTI уже в феврале обновит «семью» марки «Петр I» — «Петр I» классический, мягкий, легкий и сверхлегкий. А Philip Morris собирается ввести новые брэнды и в среднем ценовом сегменте, и в сегменте ниже среднего. Что будет логическим продолжением прошлогодней «наступательной кампании» на низкий ценовой сегмент продвижением марки Next.

Несмотря на возможное появление новых брэндов, снижение цен вряд ли произойдет. В JTI считают, что из-за введения новой ставки табачного акциза наиболее вероятен рост цен. Впрочем, представители ассоциации «Грандтабак» имеют на этот счет несколько иное, более оптимистическое мнение.

Очевидно лишь, что в нынешних условиях усиления конкуренции компании пытаются перераспределить рынок. В прошлом году лидером рынка, по данным «Бизнес-Аналитики», стала Philip Morris (марки Parliament, Marlboro, L&M), которая занимает 23,8 процентов рынка. Второе место держит JTI (марки Camel, Winston, «Петр I») — 15,3 процента. Следом за ней идет компания Gallaher (Sovereign, LD, Troika) — 14,1 процента.

Ну а источник «Новости торговли» добавляет к этой тройке лидеров еще четырех, называя самых серьезных и крутых игроков табачного рынка. По данным все той же «Бизнес-Аналитики», в третьем квартале 2002 года 86 процентов рынка контролировали семь крупнейших компаний. И эти «семеро смелых» — Philip Morris, JTI, Liggett-Ducat, BAT, «Донской табак», «Балканская звезда» и Reemtsma.

Что в целом не противоречит и итоговым данным ассоциации «Табакпром» за 2002 год, которые приводит «Русский табак». Итак, в лидеры российского рынка окончательно вырвалась компания Philip Morris. При этом сенсацией итогов года можно назвать неудержимое триумфальное шествие «Балканки», а также неожиданный провал JTI. Это если оценивать не по объему произведенной продукции, а в динамике, по темпам роста (или спада) производства.

Ясно, что для Philip Morris прогнозируемый тридцатипроцентный рост достигнут и преодолен. Одна только краснодарская фабрика «ФМ» отрапортовала о 40-процентном росте производства. За ним буквально по пятам следует «Реемтсма-Волга» — 30 процентов роста. А в абсолютных цифрах прироста среди «транснационалов» тройка лидеров выглядит так: «ФМ Кубань» (+9,4 млрд.), «Лиггетт-Дукат» (+5,9 млрд.) и «Реемтсма-Волга» (+3,8 млрд.). Среди предприятий с российским капиталом лишь немногие смогли удержать позиции, а рост демонстрируют всего три фабрики: «Балканская звезда» (+20 процентов, главный передовик!), «Донтабак» (+3,2 процента) и «Канская ТФ» (+2,6 процента). Еще трое сумели сохранить свои позиции и произвести в 2002 году примерно столько же продукции, сколько годом раньше, что также дорогого стоит. В числе этих несомненных героев нашего времени — «Нево табак», «Самарская ТФ» и «Альвис» (Екатеринбург).

Грустно, что по итогам 2002 года большинство входящих в Ассоциацию российских фабрик продемонстрировали отрицательную динамику производства. Более того, если рассматривать ТНК и отечественных производителей раздельно, то суммарное производство последних оказалось в прошлом году почти на 1 млрд. меньше, чем в предшествовавшем. Таким образом, весь прирост внутрироссийского производства (а это по предварительным данным более 20 млрд.) объясняется ростом производства ТНК. Что, впрочем, не удивительно в государстве, которое «боготворит» только внешнего инвестора и олигархов в бизнесе.

И лишь вызывает удивление грандиозный провал в объеме производства фабрики «Петро» (JTI). Более 12 процентов вниз от объема 2001 года (почти 7 млрд. сигарет) — это шокирующая статистика, тем более, что очевидной причины для этого нет. Стечение обстоятельств, да и только! Несомненный успех отдельных марок (Winston, More и того же «Петра I» ) не гарантировал JTI удачных итогов в целом. Даже несмотря на присвоение марке «Петр I» звания народной.

Что же тогда говорить о сирых и убогих отечественных производителях? Из российских фабрик самого большого падения производства «достигли» фабрики Курская, Омская и «Елецкий табак» (а Астраханская фабрика вообще прекратила свою деятельность в прошлом году).

Ну а для укрепления достойного имиджа и своих позиций в неравной конкурентной борьбе с «транснационалами» производителям из российской глубинки приходится использовать порой неординарные методы. Вот, например, главным учредителем фонда «Тамбовский волк» стала недавно Моршанская табачная фабрика, выпускающая одноименную марку сигарет (конечно, наряду с «Примой»). В число учредителей вошли также три других местных предприятия — производители «волчьего» брэнда. Фонд намерен установить в городе памятник «товарищу волку» и заняться реабилитацией известной поговорки.

Правда, и сам учредитель будет, возможно, вскоре нуждаться в реабилитации. Ведь, как пишет газета «Россiя», специалисты пророчат в ближайшие два года банкротство трети российских фабрик. А то получается, что сегодня ассортимент табачных изделий у нас составляет ни много ни мало — 400 наименований! Что значительно превышает богатство выбора в других странах. Однако такому изобилию на Руси, скорее всего, не быть. После выхода постановления правительства о лицензировании деятельности по производству табачных изделий с более жесткими требованиями к этому самому производству очень многие в российской глубинке недосчитаются любимых марок.

Значимым ударом по ассортименту стал и запрет на рекламу. И как теперь курящие узнают о новых местных брэндах, даже лицензированных?

Исчезнут не только марки, но и целые классы сигарет. Производство активно переводится на выпуск продукции с пониженным содержанием смол и никотина, а растущие цены заставляют любителей крепких «овальчиков» присматриваться к дешевым сигаретам с фильтром. И если в ближайшие 10 лет «овальчики» еще не вымрут, кто поручится, что они будут выпускаться через 20? Вот тогда и прощай, моршанская «Прима», а вместе с ней и «Тамбовский волк».

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ