Что мы пьем? Или почему у россиян не хватает в среднем шести зубов

0
20

Специалисты НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина провели в Москве экспертизу бутилированной воды отечественного производства: лучшие по всем показателям марки питьевой воды практически отсутствуют в продаже

Сегодня воду в бутылках, по подсчетам экспертов НИИ им.Сысина, покупают около 30% москвичей, причем эта цифра неуклонно растет. Но в России рынок бутилированной питьевой воды пока невелик — его оборот составляет 200 млн руб. в год, при этом доля импортной воды невысока. «Потребитель ориентируется на показатель цена-качество. Он видит, что российская вода по вкусу и качеству не уступает импортной, но стоит при этом в два-три раза дешевле. И, естественно, покупает ее», — пояснил коммерческий директор ООО «Шишкин лес» Д.Мнацакян. Минимальная цена Vittel 1,5 литра — 59,4 руб.; Evian 1,5 литра — 50 руб., в то время как максимальная цена «Сенежской» этого же объема — 13 руб., «Новотерской» — 19,5 руб. Еще пять лет назад бутилированную воду можно было купить только в редких супермаркетах, и за цену, казавшуюся невероятной для подобного продукта. С появлением отечественных производителей цены на бутилированные воды упали, и теперь пятилитровая емкость вполне доступна за 20 с небольшим рублей. 70% москвичей по-прежнему используют для питья водопроводную воду. «К 40 годам у среднего россиянина из-за нехватки витаминов и микроэлементов уже около шести удаленных зубов, — говорит академик Ю.Рахманин, директор НИИ им.Сысина РАМН. — Нехватка фтора поражает в первую очередь зубы, а потом и костные ткани. Из-за проблем с зубами сразу же страдает система пищеварения. Почему в нашей стране не фторируется вода? Говорят, что в крупных городах это нереально. Ложь. В четырех из пяти крупных американских городов вода фторируется. Подсчитано, что за фторирование воды американский налогоплательщик платит 1,2 долл. в год, а в крупных городах и вовсе 20 центов. Вы бы согласились платить от 6,5 до 38 руб. в год за право получать фторированную воду? Скорее всего, да».

Пока этого не произошло, приходится рассчитывать на бутилированную воду, которую можно насытить всеми необходимыми микроэлементами. Исследования Института питания РАМН говорят о том, что 40% россиян живут в условиях дефицита кальция, 65% — в условиях дефицита йода и 80-100% — в условиях дефицита селена. Все эти элементы можно восполнять, обогащая ими бутилированную воду.

Проверку по всем показателям выдержали только три марки воды: «Ваше здоровье» (ООО «Штиль», г. Чехов), «Троица» (ОАО «Зеленоградский источник») и самарская «Кристальная». Только они соответствуют новым нормам по высшей категории качества. Но именно эти марки практически неизвестны широкому потребителю.

По данным ACNielsen, минеральные воды делят места в супермаркетах следующим образом: «Шишкин лес» на 1-м месте (12,14% рынка по товарному объему), «Аква минерале» — 2-е и 3-е места (5,25%), «Святой источник» (4,4%), «Черноголовская» (3,59%), «Бон аква блю» (2,84%), «Боржоми» (2,5%), «Кристалин» (1,82%). Среди этих марок нет места новым производителям. «Торговые площади распроданы. Новый производитель приходит и говорит, что хочет продавать свою воду, а менеджер отвечает: я уже работаю с известным производителем, зачем мне связываться еще с кем-то», — признал Д.Мнацакян.

«Сегодня на рынке парят несколько марок бутилированной воды — те, чьи производители способны основательно потратиться на рекламу, — рассказал гендиректор ОАО «Зеленоградский источник» Р.Мкртчян. — Оптовики работают с раскрученными брэндами, поэтому мы не можем пробиться на рынок. Кроме того, объемы производства у нас пока небольшие, кредитов от государства нет.

«Все воды, представленных сегодня на рынке, безопасны. — считает профессор С.Хотимченко, завотделом гигиены питания НИИ питания РАМН. — Но здесь имеет место недобросовестная реклама: нельзя называть водой высшего качества ту, которая не соответствует этому званию по одному-двум, а то и нескольким показателям».

С 1 января 2003 года, когда вступят в силу изменения в ГОСТе, производители больше не смогут называть суррогатные напитки "квасом"

В начале следующего года, когда вступят в силу изменения ГОСТа, российские потребители узнают много нового о популярных продуктах питания. Например, почти 80% напитков, которые сейчас продаются под названием «квас», «понизят» до «квасных напитков», а то и вовсе станут называть «безалкогольными ароматизированными напитками».

Настоящий квас очень полезен. Он действует на организм как кефир, простокваша, кумыс или йогурт, то есть нормализует работу желудочно-кишечного тракта и повышает иммунитет.

При покупке кваса нужно ориентироваться на информацию о составе продукта. Настоящий квас может быть только напитком брожения, поэтому в составе продукта обязательно должны быть указаны дрожжи. В противном случае жидкость, имеющая цвет и вкус кваса, может быть только безалкогольным газированным напитком, даже если на этикетке написано «квас». В ее состав входят подсластители, лимонная кислота, концентрат квасного сусла, ароматизаторы и двуокись углерода для пузырьков. Производство кваса брожения трудоемко и затратно, поэтому настоящий продукт стоит в 1,5-3 раза дороже суррогатных квасных напитков.

Если вы покупаете разливной бочковой квас на улице, то также не застрахованы от подделки.

На прошедшей дегустации кваса и квасных напитков во ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ВНИИ ПБ и ВТ) первое и третье место заняла продукция МПБК «Очаково»: «Квас Очаковский» и «Квас Очаковский с хреном», а второе — квасной напиток «Квас ржаной «Братина», производство которого, по слухам, наладили выпускники МГИМО.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ