"Антипивная кампания" приведет к росту смертности от фальшивого алкоголя

0
13

«Ведомости» подводят итоги войны государства за контроль над водочной отраслью. Итак, сменив руководство госпредприятия «Росспиртпром», Минсельхоз подготовил к акционированию гигантский алкогольный холдинг ФГУП «Росспиртпром»,а добившись передачи советских водочных брэндов казенному предприятию «Союзплодоиморт», подготовился к затяжной войне за зарубежные алкогольные рынки. В свою очередь, Министерство по антимонопольной политике одержало победу над наружной рекламой крепкого алкоголя, запрещенной федеральным законом «О производстве и обороте алкогольной продукции». Однако торжествовали чиновники недолго. Минувшей осенью, когда у производителей алкоголя наступил «высокий сезон», рынок охватила мода на новую форму рекламы. Производители водки увлеклись производством минеральной воды и слабоалкогольных коктейлей. Как оказалось, эту продукцию, расфасованную в бутылки, похожие на водочные, можно совершенно легально рекламировать на городских улицах. Так, в частности, поступили Русская вино-водочная компания (водка и коктейли «Флагман»), запустившая кампанию под слоганом «Имеешь право!» и Diageo (виски и коктейль Johnie Walker). Способов борьбы с явлением, получившим название «замещающей рекламы», в МАПе пока не придумали.

Самые высшие награды привезли из Москвы специалисты Мариинского спиртового комбината с первого российского дегустационного конкурса этилового ректификационного спирта. Золотой медалью был отмечен спирт «Альфа». «Серебра» удостоился продукт марки «Экстра», почетные дипломы были присуждены спиртам марки «Люкс» и «Спирту высшей очистки». Мариинцы строго контролируют производство продукта, в качестве сырья используются только зерновые культуры, вода — из артезианских скважин. Выпускаемые на основе первоклассных спиртов «Сибирская губерния», «Хозяин тайги», «Кия» и другие сорта водок, что называется, вне конкуренции. По наблюдениям «Труда», сам губернатор Кемеровской области Аман Тулеев отдает предпочтение продукции мариинских специалистов.

Каким был 2002 год для винного мира? Оказалось, что в тех регионах Европы, которые не котировались в традиционных винных иерархиях, можно производить замечательное вино. Самые консервативные виноделы сегодня пробуют себя в новом стиле и качестве. Владельцы престижных шато вдруг задумали выпускать «гаражные» вина и «вина-бульдозеры», не без позерства примеряя к себе термины, которые еще недавно произносились лишь с ироническим выражением и по поводу американских коллег. Заокеанские же виноделы, забыв про ковбойский стиль своих первых опытов, прислушались к голосу европейских провозвестников и добились наконец утонченности лучших вин. Самые дорогие вина Австралии и ЮАР, Аргентины и Чили, Калифорнии и Уругвая сегодня гораздо ближе к самым дорогим винам Италии и Франции, чем к так называемому «стилю Нового Света». Да и собственно «стиль Нового Света» отживает свое время как термин. Сейчас модно находить отличия одного вина от другого, а не искать между ними сходства (даже если они более чем очевидны). Престиж в среде виноделов вообще теперь понимается несколько иначе. Эпоха винного чванства прошла. Теперь «клево» производить не только Grand Cru, но и Vin de Pays, причем правило «аскетической этикетки» забыто. Этикетки стали экстравагантными и даже кричащими, но не потеряли достоинства. Самые чувственные сюжеты, украшая бутылки, напоминают о главном предназначении вина — возбуждать страсть.

Француз Пьер-Луис Тейсседр и его группа из Монпелье создали белое вино, обладающее такими же лечебными свойствами, какие приписывают красному. Новое вино получило название «Парадокс» (Paradoxe Blanc), что отражает парадоксальный образ жизни французов: несмотря на курение и богатую жирами пищу, они меньше, чем представители других наций, подвержены заболеваниям сердца и инсультам. Как пишет «Медицинская газета», содержащиеся в красном вине полифенолы, антиоксиданты помогают артериям освободиться от жировых отложений. Полифенолы есть в кожуре винограда, и особые способы изготовления красного вина позволяют добиться их высокого содержания. Виноделы из Монпелье изменили процесс и из белого винограда изготовили вино с содержанием полифенолов в четыре раза большим, чем прежде.

Пивоварение — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей национальной пищевой промышленности. Маркетологи ожидают, что в 2003 году в стране будет продано пива примерно на 6,5 миллиарда долларов. Оборот же водочного рынка останется на нынешнем уровне — около 6,2 миллиардов долларов. Сегодня практически очевидно, что на самом деле «антипивная кампания» — следствие столкновения интересов двух «питейных» отраслей. Господствующая версия: борьбу с пивной рекламой в Думе развязали производители водки. Однако «война законодателей с пивом приведет лишь к росту смертности от алкоголя, — сказал в интервью газете «Совершенно секретно» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. — Мы против агрессивной рекламы. Но не против самого пива. Нас беспокоит колоссальное количество отравленных некачественным алкоголем. Государство не способно бороться с фальшивой водкой и суррогатами: тот же Онищенко и его служба не в состоянии контролировать рынок. Они проводят регулярные рейды против «подпольщиков», в то время как целые республики, чья экономика целиком держится на разбавлении некачественной водой контрабандного спирта, процветают. Прибавьте к тому же придумку с копеечными настойками боярышника или свободно продающимся за червонец чуть ли не в каждом аптечном пункте «раствором медицинским антисептическим», который на самом деле является 95-процентным непищевым этиловым спиртом. Суррогаты спиртного уносят десятки тысяч жизней в год, а санэпидслужба и депутаты, бросив остальные дела, решили ударить по пиву…»

Повышение акциза на пиво «Красное знамя» рассматривает как финансовую помощь подпольным производителям водки — по оценке газеты, в структуре потребления алкоголя пиво вытесняет в первую очередь крепкий алкоголь, производимый теневым сектором. Казалось бы, государство должно поддерживать эту тенденцию и в первую очередь — экономическими методами. К сожалению, наблюдать такого не приходится. Растет цена на сахар, который используется в пивоварении, а также рассматривается вариант очередного повышения тарифов на электроэнергию. Тем не менее, на ОАО «Томское пиво» к грядущим изменениям относятся спокойно. Несмотря на предвидящиеся затраты, завод повышать цены пока не собирается. Компания намерена снижать себестоимость продукции путем оптимизации производственного процесса.

Питерская «Балтика» стремится к унификации и взаимозаменяемости своего высшего менеджерского звена и проводит ротации топ-менеджеров между пятью производственными площадками компании: в Санкт-Петербурге, Ростове, Туле, Самаре и Хабаровске. Так, «Город N» из Ростова-на-Дону не исключает, что скоро кресло директора ростовского филиала «Балтики» снова займет ростовчанин Сергей Скориков, командированный управлять «балтийским» заводом в Туле. Нынешний же выбор питерца Александра Дедегкаева, специалиста по технологическим аспектам бизнеса всей «Балтики», в качестве директора ростовского завода питерской компании, возможно, был обусловлен тем, что в Ростове запускались в производство новые сорта пива, в том числе лицензионный датский Carlsberg.

PepsiCo проиграла тянущееся уже около четырех лет дело о газированных напитках. Компания не сумела заставить апелляционный суд возобновить рассмотрение ее иска против компании Coca-Cola, которая, по утверждению PepsiCo, монополизировала 90 процентов американского рынка разливных безалкогольных напитков. Иск был подан еще в 1998 году. Тогда PepsiCo в первый раз заявила, что Coca-Cola сплошь и рядом оказывает давление на независимых дистрибуторов, поставляющих разливные безалкогольные напитки сетям закусочных, кинотеатрам, ресторанам и прочим крупным клиентам, продавая им свою продукцию лишь в том случае, если они не будут иметь дела с Pepsi. Однако, по мнению суда, PepsiCo не сумела представить весомых доказательств нарушений антимонопольного законодательства со стороны конкурента, поскольку, говоря о «рынке», PepsiCo на самом деле имела в виду только дистрибуторский канал. В 2000 году дело было закрыто. Для того чтобы добиться повторного рассмотрения дела, PepsiCo обратилась в апелляционный суд. Но и апелляционный суд заявил, что Coca-Cola контролирует лишь 64 процента рынка, а этого недостаточно, чтобы вести речь о монополизации целого рынка. Как сообщает «Коммерсант», PepsiCo больше не намерена оспаривать решение суда.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ