ВЕДУЩИЙ: В Ямальском порту Сабетта после реконструкции пограничникам передали здание Арктической заставы. На ее территории – гаражи для спецтехники, здание для оборудования и жилой блок для специалистов. Нести службу и выполнять задачу охраны грузов теперь сотрудники подразделения будут с большим комфортом. Репортаж Георгия Подгорного.
Репортаж Георгия Подгорного
КОРР.: “Ворота Арктики” поместились в трёхэтажном здании. Оно рассчитано на полсотни специалистов пограничных и таможенных служб. Этот объект – элемент большого плана по переоснащению хранителей границы.
Александр ЯМОХИН, главный федеральный инспектор по ЯНАО аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе: По поручению Президента организовать пункты пропуска через государственную границу в связи с увеличением объёма поставок, приезжающих людей требовалось более качественно развивать инструментарий, которым будут пользоваться пограничные службы, в связи с чем требовалось улучшение качества и проживания, и создания условий для работы данных служб.
КОРР.: Внутри заставы – глаза и уши Сабетты: радиолокационный пост. В небольшой комнате в круглосуточном режиме отслеживается движение всех судов на территории в 12 морских миль. Вся Обская губа под взором специалистов.
– “Пинта”, “Кост”, “Гард”, “Лебедь”, “Сабетта”…
КОРР.: При этом объём работ растёт с каждым месяцем. Бизнесмены всё чаще используют Северный морской путь для перевозок.
Борис БЕРЕЖНЁВ, начальник отдела пограничной комендатуры в Салехарде Пограничного управления ФСБ РФ по Западному арктическому региону: В связи с возрастанием бизнес-интереса в Арктике возрастает качество использования Северного морского пути. И следовательно, есть проблематика и решения охраны этого Северного морского пути. В три, в четыре раза возрастают грузоперевозки по Северному морскому пути. Это надо всё охранять, и мы для этого здесь находимся.
КОРР.: Чуть выше – спальня, кухня, прачечная для личного состава. Всё необходимое всегда под рукой. Для работников это роскошь, о которой раньше можно было только мечтать. С каждым годом значимость Ямала и, в частности, Сабетты в экономике страны увеличивается. Вместе с этим растёт количество задач, которые поставлены перед пограничными и таможенными службами. Старая погранзастава, где мы находимся, по сути себя изжила. Здесь всё нужно обновлять, начиная с фасада, заканчивая техникой, которая не может соперничать с современными know how. Это здание стоит здесь с конца семидесятых. Незадолго до его появления в Сабетту пришли пограничные службы вместе с геологами. Тогда здесь не было даже намёка на цивилизацию. Сперва, как первопроходцы в Большой земли, а потом и вовсе как вечные наблюдатели, они стали свидетелями всех глобальных изменений, которые претерпела арктическая часть полуострова Ямал.
Евгений КОТ, генеральный директор ОАО “Ямал СПГ”: С тех пор остался старый посёлок. Мы когда сюда пришли, здесь жили меньше 50 человек, включая погранзаставу. Конечно, на сегодняшний день всё старое жильё мы снесли, построили современные комплексы для проживания строителей, для проживания эксплуатационного персонала. Сегодня здесь трудятся уже почти 19 тысяч человек. Ожидаем увеличения численности строителей до 22 тысяч уже в ближайшие три месяца. И создана соответствующая инфраструктура.
КОРР.: Недалек тот час, когда из малонаселённой тундры Сабетта превратится в транспортный хаб севера. Местный порт уже широко известен мореплавателям, хотя и строить его начали всего четыре года назад. Порт Сабетта наполняет половину грузооборота Северного морского пути. Сейчас каждый месяц сюда приходит примерно тридцать судов. А в следующем году откроется ещё и причал для отгрузки СПГ. Тогда российский сжиженный природный газ будет отправляться в страны АТР, Западной Европы, а также в Северную и Южную Америку. По сути, мы стоим у выхода в мировой океан. Ну как же здесь обойтись без пограничных служб?
Источник: Телеканал “Россия 24”, ВЕСТИ, 10.08.2016, 15:41